Файл: Модели жизненного цикла проекта (По дисциплине: Проектный менеджмент)..pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
Введение
Практически любой проект, над которым работает команда, всегда сильно отличается от других, ведь все проекты уникальные, иначе не было бы проекта как такового. У всех проектов могут быть разные участники команды, разные сроки, требования, цели и конечная форма.
Какой бы ни был проект, но по сути своей любой проект похож сам на себя больше, чем можно себе представить, оглядывая их все поверхностно. У каждого проекта всегда есть начало, середина, и конец, и каждый из таких этапов имеет каждый раз повторяющиеся функции.
Что же нужно сделать, что бы мы могли выделить каждый этап проекта, независимо от его специфики и направленности? Для этого нам понадобится изучить все этапы жизненного цикла проекта.
Фазы жизненного цикла управления проектом
Что же из себя представляют Фазы жизненного цикла проекта?
Фазы жизненного цикла проекта-последовательность фаз, через которые проходит проект от его инициации до завершения.
Получается, что наш проект в какой-то степени «живой», «живой» как идея, но не как проект.
Стандартная схема жизненного цикла проекта состоит из пяти фаз:
- Инициация
- Планирование
- Исполнение
- Контроль
- Завершение
Когда начинается новый проект, эти пять фаз следуют друг за другом по порядку, но так бывает не всегда. Например, в случае каких-то изменений в ходе выполнения проекта вы можете вернуться к фазе планирования, чтобы учесть изменения, но не станете снова повторять весь цикл, начиная с фазы инициации.
Такой уровень гибкости упрощает процессы управления изменениями в ходе жизненного цикла проекта.
Данная последовательность фаз может показаться чистой формальностью, но на самом деле она очень помогает. Она позволяет применять организованный подход к управлению проектом. Это значит, что у проекта будут более четкие роли и обязанности, улучшенное взаимодействие и стабильные результаты (а упущений и забытых задач станет намного меньше!).
Теперь, можно посмотреть на каждую фазу в отдельности, а также рассмотреть примеры жизненного цикла проекта.
Фаза 1. Инициация
Чтобы получить более полное представление о каждой стадии этого цикла, можно рассмотреть строительство дома.
На начальном этапе строительства придется провести анализ грунта, провести геодезические мероприятия, замеры, а так же проверить будущий участок застройки на отсутствие кадастровых обременений.
Описывая иначе, это подготовительный этап, когда нам нужно убедиться, что проект действительно можно осуществить, прежде чем вкладывать силы в планирование и последующие задачи.
В контексте проекта этот этап включает в себя его описание, создание экономического обоснования для осуществления, выявление ключевых участников, а так же утверждение проекта соответствующими сторонами.
Если вам кажется, что этап инициализации имеет малое значение-это ошибочное мнение. Можно очень легко прийти к мысли, что на этом этапе не делается никакой работы. На самом деле сейчас закладываете фундамент для успешного выполнения проекта, и если этого не сделать на данном этапе, то впоследствие это будет сделать гораздо сложнее, и трудо-финансово затратнее.
Начать обряд инициализации стоит с составления устава проекта, где будут отражены изначальные идеи, а также объем работ по проекту и ограничения.
Когда начнется работа над задачами и сроками, вы можете легко забыть о том, в чем заключается важность проекта. По статистике, четкое представление о проекте и его бизнес-цели имеют около 50% участников, преимущественно руководители команд и менеджеры проектов.
В уставе проекта нужно обязательно указать конкретные преимущества для бизнеса, связанные с вашим проектом. Это поможет участникам команды не только нацелиться на достижение целей, но и заранее убедиться, что время не будет потрачено зря. Составление устава проекта поможет вам предоставить руководителям конкретные факты и получить их одобрение.
Фаза 2. Планирование
Опять пример со строительством дома. На этапе планирования составляется смета и назначается дата, когда дом будет сдан.
Трудно переоценить важность тщательного планирования, но очень многие команды и компании пропускают этот этап, чтобы сразу приступить к работе. Опрос, проведенный Счетной Палатой США, показал, что 49% из 840 проектов, финансируемых из федерального бюджета, оказались плохо спланированными и/или плохо выполненными. Таким образом, фаза планирования стоит того, чтобы вложить в нее время и силы. Это сэкономит кучу времени и нервов на последующих этапах.
Коротко об этой фазе
Фаза планирования требует тщательного обдумывания множества элементов, связанных с вашим проектом. В числе прочего это могут быть следующие элементы:
- Ключевые роли и сферы ответственности
- Показатели успеха
- Возможные риски и препятствия, снижающие эффективность
- Ожидания в отношении внутрикомандного взаимодействия
- Календарный план проекта
Все эти элементы должны быть описаны в подробном плане проекта, который представляется команде на организационном совещании, а затем будет ссылаться на него на протяжении работы над проектом.
Кстати, об организационном совещании. Оно заслуживает особого внимания, поскольку является одним из важных этапов планирования.
В ходе организационного совещания участники проектной группы должны будут обсудить несколько важнейших элементов плана, в том числе сферы ответственности, рекомендации по организации взаимодействия и критерии успешности проекта. Также можно выяснить, какие программные решения для управления жизненным циклом проекта или другие инструменты будут использовать.
Совещание не просто дает вам возможность донести до всех свою идею и раздать указания. Выделите время для вопросов и отзывов участников проектной группы, чтобы заранее разрешить любые сомнения и избежать недоразумений. В результате у вас должны сформироваться общие представления о том, как будет выполняться проект.
Фаза 3. Исполнение
Если вернуться к примеру со стройкой, на этом этапе мы мешаем бетон, возводим стены и устанавливаем окна. Во время этой фазы вы воплощаете в жизнь свои планы, закатываете рукава и принимаетесь за работу.
Вам кажется, это легко? Как ни странно, это именно та фаза, когда все может пойти наперекосяк. Планировать действия гораздо проще, чем эти действия выполнять.
Возможно поэтому руководители высшего звена, принявшие участие в опросе Института управления проектами (PMI) «Пульс профессии» за 2017 год, заявили, что только 60% их стратегических проектов достигают изначально поставленных целей.
Коротко об этой фазе
Организационное совещание (о котором было сказано в предыдущем разделе) знаменует собой начало фазы исполнения. Как только сотрудники выходят из конференц-зала, наступает время браться за работу.
Но помните о том, что ничто не случится само по себе только лишь потому, что у вас есть план. Необходимо убедиться, что каждый участник придерживается этого плана и выполняет свою часть работы.
Сразу же после организационного совещания займитесь распределением дополнительных ресурсов, раздайте указания к действию, ссылки и план проекта, чтобы участники могли сверяться с ним. Воспользуйтесь моментом и не теряйте времени, а сразу приступайте к делу.
Фаза 4. Контроль
Эта фаза обычно совпадает по времени с этапом выполнения проекта. Если вернуться к нашему примеру, пока бригада строителей работает на стройплощадке, вы тщательно следите за ходом работ и заодно сверяетесь со сметой и графиком, чтобы удостовериться, что все идет по плану.
Учтите, что жизненный цикл управления проектом требует определенной гибкости.
Во время фазы контроля могут возникать ситуации, требующие корректировки первоначального плана. Это нормально — именно для этого фаза контроля и нужна!
Коротко об этой фазе
Ваше организационное совещание не должно быть единственным. Оно запускает механизм в действие, но кроме него периодически следует проводить контрольные совещания для мониторинга хода работ и корректировки курса. Кроме того, такие встречи — отличная возможность для оперативного сбора отзывов, чтобы не запускать проблемные или конфликтные ситуации.
Использование платформы управления проектами (такой как Wrike) обеспечивает прозрачность данных о процессе. Этот инструмент позволит вам получать общее представление о ходе выполнения проекта, а также отслеживать отдельные задачи и рабочую загрузку исполнителей, обходясь без лишних совещаний.
Следя за ходом работ, обязательно уделяйте внимание ресурсам (в число которых всходит абсолютно все — от времени до материалов). Выясняйте, выделяются ли они в нормальном объеме или их не хватает. При управлении ресурсами очень важно действовать на опережение, особенно если учесть, что по результатам исследования, проведенного Институтом управления проектами (PMI) в 2018 году, в 21% случаев проекты срываются из-за недостающих или ограниченных ресурсов.