Добавлен: 20.10.2018
Просмотров: 1004
Скачиваний: 3
Лабораторная работа № 5
Сценарии языка Perl
Цель работы: изучение языка Perl для построения сценариев, используемых в командном интерпретаторе BASH ОС Linux и в сценариях гипертекстовых страниц.
Продолжительность работы ‑ 4 ч.
Основы создания Perl-программы
Practical Extraction and Report Language, сокращенно называемый Perl, представляет собой интерпретируемый язык, предназначенный для написания сценариев. Он реализован в виде ядра, к которому удобно добавлять новые функции. В настоящее время с помощью Perl можно проверять сетевые соединения, контролировать взаимодействие между процессами, управлять базами данных, выполнять команды системного администрирования, использовать для создания сценариев на web-узлах.
Любой оператор языка Perl может быть вызван из командной строки, например, оператор print с его данными:
$ print "Hello word":
$ perl -e 'print "Hello word.";'
В этом случае используется команда perl с опцией -e, текст оператора заключается в одинарные кавычки.
Более длинный сценарий Perl можно также записывать в одинарных кавычках, но удобнее оформлять отдельным файлом. Файлы, содержащие команды Perl, должны иметь расширение .pl. Простейшая программа, написанная на языке Perl и запомненная с расширением .pl, может выглядеть таким образом:
#!/usr/local/bin/perl
# программа, выводящая на печать текст
print 'Hello world.'; # Печать текста
Каждая Perl-программа начинается с первой строки, прописывающей путь к команде perl, но может быть другой путь в конкретной системе. Первая строка начинается со знаков #!:
#!/usr/local/bin/perl
Прежде чем начать писать сценарии на языке Perl, посмотрите, в каком каталоге Вашей файловой системы он находится. Возможно, это /usr/bin/perl.
Далее следует стандартный комментарий, используемый в любых shell-сценариях и вставляемый в программу через символ #. Программа не реагирует на строки с символом # за исключением первой строки. Если комментарий располагается на нескольких строках, то в нaчале каждой строки должен быть поставлен символ #. Каждый оператор Perl должен заканчиваться точкой с запятой.
Функция print выводит некоторую информацию. В примере, приведенном выше, она печатает последовательность символов Hello world. И конечно, строка закачивается знаком точка с запятой.
Запуск программы
Чтобы подготовить текст программы, можно использовать любой текстовый редактор. Удобным является редактор Emacs. После того как текст программы подготовлен и запомнен в файл (с расширением .pl), задайть этому файлу право на выполнение, используя команду установки полномочий, аналогично тому, как это делалось для shell-сценариев:
$ chmod u+x progname
Далее запустите программу на выполнение в среде Perl:
$ perl progname
$ ./progname
$ progname
Весь сценарий Perl проверяется перед выполнением программы, сведения об ошибках выдаются на экран с указанием соответствующих номеров строк. Но иногда сообщения недостаточно четки или вообще отсутствуют. Поэтому лучше выполнять программу Perl с опцией указания замечаний:
$ perl -w progname
На экране будут отображаться замечания и другие полезные сообщения до выполнения программы.
Язык Perl синтаксически больше похож на язык С++, чем на shell-сценарии. В Perl в конце строки, как и в С++, используется знак точки с запятой, также схоже большинство управляющих символов. Например, одинаково обозначаются символ перехода на новую строку \n и символ табуляции \t. Но, в отличие от С++, в языке-интерпретаторе Perl в управляющих структурах не допускается применение одинарных операторов. Набор операторов должен быть заключен в фигурные скобки { }.
Чтобы запустить программу с отладчиком, следует использовать команду perl с опцией -d:
$ perl -d progname
После выполнения первой компиляции, вносятся необходимые исправления, и выполняется следующая компиляция. Так делается до тех пор пока все ошибки не будут исправлены. Если ошибок нет в очередной, может быть первой, версии компиляции, то после короткой паузы на компиляцию программа выполняется довольно быстро.
Скалярные переменные
Скалярные переменные - основные переменные в Perl (scalar variable). Они поддерживают оба типа переменных - строковые и числовые. Признаком переменной в программе является знак $ перед ее именем. Тип переменной зависит от ее использования. Переменные не объявляются. Если переменные используются в арифметических выражениях или им присваиваются числовые значения, то среда Perl считает эти переменные числовыми. Все остальные переменные считаются строковыми.
Пример 1. Установить значение переменной $priority равным 9:
$priority = 9;
Пример 2. Perl поддерживает числа как строковые переменные, они должны быть помещены в одинарные кавычки:
$priority = '9';
Пример 3. Строковые переменные могут быть записаны как последовательность символов, взятых в одинарные кавычки, например:
$priority = 'high';
или:
$default = '0009';
Perl также использует специальные переменные среды, которые могут состоять из знака подчеркивания, букв, чисел, но не начинающихся с чисел. Также в Perl различаются прописные и строчные символы в переменных. Так, переменная $a и переменная $A являются различными.
Присваивания и операции
Perl использует все обычные арифметические операторы языка C:
$a = 1 + 2; # Добавить 1 к 2 и сохранить в $a
$a = 3 - 4; # Вычесть 4 из 3 и сохранить в $a
$a = 5 * 6; # Умножение 5 на 6
$a = 7 / 8; # Деление 7 на 8 дает 0.875
$a = 9 ** 10; # Возведение 9 в десятую степень
$a = 5 % 2; # Остаток от деления 5-ти на 2
++$a; # Инкремент $a и помещение результата в $a
$a++; # Помещение значения в переменную $a и увеличение $a на 1
--$a; # Уменьшение $a и помещение результата в $a
$a--; # Помещение в $a и уменьшение $a на 1
Для строковых переменных Perl использует следующие операции:
$a = $b . $c; # Конкатенация $b и
$a = $b x $c; # Повторение строки $b указанное в $c число раз (строка может состоять из одного символа)
При присвоении Perl использует:
$a = $b; # присвоение $b переменной $a
$a += $b; # Добавляет $b к $a
$a -= $b; # Вычитает $b из $a
$a .= $b; # Присоединяет $b к $a
Заметим, что когда Perl присваивает величину $b переменной $a: $a = $b, то он делает копию $b и после этого выполняет присвоение в $a. Если через некоторое время изменится значение переменной $b, то оно не станет значением переменной $a.
Используя команду:
$ man perlop
Вы можете получить подробную информацию о команде Perl.
Пример 1. Печать apples и pears с использованием конкатенации:
$a = 'apples';
$b = 'pears';
$ print $a 'и' $b'
печатает $a' и '$b;
Пример 2. Если записать команду:
$ print '$a и $b';
то печатается посимвольно текст $a и $b.
Пример 3. Если использовать двойные кавычки вместо одинарных, то напечатается как в первом примере:
$ print "$a и $b";
Дело в том, что двойные кавычки дают возможность интерполировать информацию в них, включая переменные.
Условия
Perl поддерживает управляющие структуры ‑ if/then/else состояния и операции сравнения. Пример условной управляющей структуры if/else:
if ($a)
{
print "The string is not empty\n";
}
else
{
print "The string is empty\n";
}
Пустая строковая переменная рассматривается как ошибка.
Пример условной управляющей структуры if/elsif /else:
if (!$a) # The ! is the not operator
{
print "The string is empty\n";
}
elsif (length($a) == 1) # If above fails, try this
{
print "The string has one character\n";
}
elsif (length($a) == 2) # If that fails, try this
{
print "The string has two characters\n";
}
else # Now, everything has failed
{
print "The string has lots of characters\n";
}
Переменные массивов
В Perl используется еще один вид переменных - переменные массивов (array variable), представляющие список скалярных переменных. Переменной, обозначающей массив, присваивается список значений. Массивы помечаются символом @ перед именем массива:
food = ("apples", "pears", "eels");
@music = ("whistle", "flute");
Переменная @food, переменная @music состоит из 2-х элементов. К элементам массива можно обращаться по отдельности, нумерация начинается с 0.
К элементам массива можно обращаться по индексу, заключенному в квадратные скобки, например, обращение ко второму элементу массива @food:
$food[2]
Присвоения в массиве
Сформируем новый массив двумя способами, используя предыдущий @music = ("whistle", "flute"); и новые элементы. Следующие два выражения являются эквивалентными:
@moremusic = ("organ", @music, "harp");
@moremusic = ("organ", "whistle", "flute", "harp");
Для обработки массивов используются различные функции и свойства массивов.
1. Функция push предназначена для добавления новых элементов в конец массива. Простейший путь добавить элемент в массив следующий:
push(массив, список значений);
Например, eggs добавляется в конец массива @food:
push(@food, "eggs");
Чтобы добавить два или более элементов в массив используется один из следующих способов:
push(@food, "eggs", "lard");
push(@food, ("eggs", "lard"));
push(@food, @morefood);
Функция push возвращает длину нового списка.
2. Функция pop используется для удаления последнего элемента массива:
pop(массив);
Например, функция pop из начального списка возвращает eels и теперь @food имеет два элемента массива @food:
push(@food, "eels");
$grub = pop(@food); # Теперь $grub = "eels"
3. Функция shift добавляет элемент в начало массива:
shift (массив, список значений);
4. Функция unshift удаляет элемент из начала массива:
unshift (массив);
5. Сортировка элементов массива в прямом и обратном порядке выполняется функциями соответственно sort(массив) reverse(массив).
6. Запись длины массива в скалярную переменную.
Строка $f = @food; выдает длину @food, но следует заметить, что $f ="@food"; возвращает список строковых данных с пробелами между каждыми элементами. Пробелы могут быть удалены изменением специальной строковой переменной $. Это одна из многочисленных специальных переменных Perl. Элементы массивов можно присваивать скалярным переменным:
($a, $b) = ($c, $d); # То же самое, что и $a=$c; $b=$d;
($a, $b) = @food;
# $a и $b являются первым и вторым элементами @food.
($a, @somefood) = @food;
# $a первый элемент массива @food,
# @somefood список остальных элементов массива.
# (@somefood, $a) = @food;
# @somefood это @food и $a неопределен.
7. Определение текущего числа элементов массива с использованием специальной переменной, обозначаемой таким образом: $#имя_массива, соответствующей индексу последнего элемента списка. Элементы массива имеют разный тип: строковый, числовой, строковый.
Чтобы определить текущее число элементов массива @food используется следующее выражение $#food, чтобы вывести на экран количество элементов массива используется команда:
$ print "$#food"
print @food; # Просмотр самого массива
print "@food"; # текущее количество элементов массива
$ @food = ("pure", 12, 3.1415, " fresh bunchings") | print @food;
Поддержка файлов
Perl поддерживает работу с файлами. Здесь рассмотрены основные операторы для работы с файлами, приведены примеры.
Пример простой программы в Perl, использующей файлы. Эта программа используется в ОС Linux и ОС UNIX как команда cat при чтении из входного потока и выводе на стандартный вывод (экран).
#!/usr/local/bin/perl
# Программа открывает файл пароля, читает из него,
# печатает его и закрывает его снова.
$file = '/etc/passwd';
# имя файла, содержащееся в переменной
open(INFO, $file);
# Открытие файла $file с дескриптором INFO
@lines = <INFO>;
# чтение файла из дескриптора в массив
close(INFO); # Закрытие файла
print @lines; # Печать массива
Функция open открывает файл для чтения, первый параметр называется дескриптором файла (filehandle), он позволяет Perl ссылаться на файл в будущем. Второй параметр - переменная, в которой находится имя файла. Имя файла может быть указано явно, тогда используются двойные кавычки. Например, open(INFO, "file1"); следовательно, $file = "file1". Чтобы прочитать информацию из открытого файла, нужно указать его дескриптор между символами < >.
Функция close используется в Perl для завершения работы с файлом. Функция open использует следующие установки прав доступа к файлам:
open(INFO, $file);
# Открытие файла для чтения
open(INFO, ">$file");
# Открытие файла для записи
open(INFO, ">>$file");
# Открытие файла для добавления
#данных в конец файла
open(INFO, "<$file");
# Открытие файла для чтения
Если файл уже открыт для записи, то строковую информацию можно записать в него, используя дескриптор файла INFO, как показано в следующей записи: print INFO "This line goes to the file.\n";
Если используется стандартный ввод, который обычно производится с клавиатуры, и стандартный вывод (обычно экран), то записи осуществляются следующим образом соответственно:
open(INFO, '-'); # открыть стандартный ввод
open(INFO, '>-'); # открыть стандартный вывод
В вышеописанной программе информация читается из файла INFO.
В описании @lines = <INFO>; файл представлен дескриптором файла, заданным в угловых скобках, в массиве @lines. Выражение <INFO> читает переменную в файл за один шаг, т.к. чтение осуществляется в контексте переменной массива. Если переменную @lines заменить скалярной переменной $lines, тогда только одна следующая строка будет прочитана в файл. В обоих случаях каждая строка полностью сохраняется с признаком конца строки в конце.
Циклические структуры
Язык Perl использует следующие циклические структуры: foreach, for, while, do-while и until.
foreach
Структура foreach используется для обработки списков и массивов, последовательно просматриваются аргументы foreach, следующие за этой функцией после переменной и выделенные скобками:
foreach $morsel (@food) # обращается к каждому элементу
# и записывает в переменную $morsel
{
print "$morsel\n"; # Печать элементов массива
print "ОК\n"; # ОК
}
Действия, выполняемые в фигурных скобках, повторяются каждый цикл. Переменной $morsel последовательно присваиваются значения элементов массива @food до тех пор, пока есть элементы.
Операторы сравнения
$a == $b # $a равно $b (числовое сравнение)?
$a != $b # $a не равно $b(числовое сравнение)?
$a eq $b # $a равно $b (строковое сравнение)?
$a ne $b # $a не равно $b (строковое сравнение)?
Можно использовать логическое and, or и not:
($a && $b) # $a и $b верно?
($a || $b) # Хотя бы одно из $a и $b верно?
!($a) # $a неверно?
Цикл for
Структура цикла for в Perl похожа на структуру for в C. Ее вид следующий:
for (initialise; test; inc)
{
first_action;
second_action;
etc
}
В первой строке сначала выполняется инициализация переменных (initialise), выполняется сравнение (test), далее увеличение значения переменной на 1 (inc).
Пример печани чисел от 0 до 9.
for ($i = 0; $i < 10; ++$i) # Start with $i = 1
# Выполнять пока $i < 10
# увеличение $i на 1 до повторения
{
print "$i\n";
}
Операторы циклов while и until
Ниже представлена программа, иллюстрирующая чтение входной информации с клавиатуры (пароль) и продолжающейся до тех пор, пока не будет введен правильный пароль:
#!/usr/local/bin/perl
print "Password? "; # Пароль?
$a = <STDIN>; # Ввод пароля
chop $a;
# удалить последний символ переменной
while ($a ne "fred") # Пока ввод неправильный...
{
print "sorry. Again? "; # Спросить пароль снова
$a = <STDIN>; # Ввести пароль снова
chop $a; # Chop off newline again
}
Блок в фигурных скобках выполняется до тех пор пока не будет введен правильный пароль. Из стандартного ввода можно читать до открытия файла. Когда пароль введен в переменную $a, в ее конец добавляется символ начала новой строки. Функция chop удаляет последний символ переменной (имеет строковый тип).
#!/usr/local/bin/perl
@week = (“monday”,”tuesday”,”wednesday”,