Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
А наносить удары руками по человеку в латах, к тому же вооружённому, скажем саблей, просто самоубийство. Даже если Вы потеряли оружие в ходе боя, единственной реальной возможностью победить для Вас является прорваться в плотный захват, нейтрализовав преимущество наличия у соперника оружия. Таким образом, можно сделать вывод, что борьба, в которой присутствует техника, основанная на захвате, и особенно захвате пояса, очевидно, возникла как часть подготовки ВОИНА, вооружённого человека, профессионального солдата, готовящегося к войне. Это чисто логическое заключение довольно ярко подтверждается дошедшими до нас традициями, связанными с поясными видами борьбы. Например, Глима – древняя исландская борьба, где присутствует кожаный пояс, берёт своё начало с забавы (читай тренировки) воинов-викингов во время зимовки и в мирное время. На Кавказе также была распространена борьба на поясах Чидаоба у грузин и Кох у армян. Схватки борцов были смотрами лучших джигитов – воинов. Победители соревнований в среднеазиатских Куреш, Кураш, Хурэш, Курес, Гюлеш, Хулеш и т.д. получали титул Батыра (воина, богатыря).
Более того, соревнования, как правило, всегда проходили в комплексе с верховой ездой и стрельбой из лука, что однозначно указывает на комплексную подготовку именно воина. Точно такую же триаду в подготовке воина, кстати, исповедовали и самураи. Чемпион в индийском Кушти получает звание Рустам в честь великого воина персидского эпоса2. В Турции, Азербайджане, Индии и Пакистане победитель в борьбе назывался пехлеваном, то есть рыцарем. Трудно представить, чтобы рыцарем назвали какого-нибудь случайного свинопаса или земледельца. На дальнем востоке наиболее ярко в плане единоборств выделяется Япония. Дело в том, что эта страна долгое время жила в самоизоляции от внешнего мира и донесла до нас много традиций не искажённых европейцами, которые здесь появились довольно поздно - только в последней трети 19–го века. Самыми древними системами ведения поединка без оружия здесь считаются сумо и джиуджитсу. Про джиуджитсу известно, что это изначально была система подготовки самураев – профессиональных воинов (простолюдинам запрещалось заниматься этим искусством). Искусство джиуджитсу долгие годы оставалось клановым и закрытым. Про сумо разговор вообще особый. Сейчас нередко из уст «знатоков востока» можно встретить утверждения, что это изначально была забава японских крестьян, радовавшихся удачному сбору урожая, строительству нового моста в деревне, другим событиям местного значения. Однако истинное сумо было не чем иным как основой подготовки воинов – самураев. Кстати наличие пояса у борцов сумо тоже не случайно. Это очень яркое подтверждение того, что сумо некогда являлось воинским искусством, а воин мог пожертвовать в одежде чем угодно, но только не поясом, на котором крепилось его главное достояние – оружие.
4. Партер
Партер несвойственен большинству национальных видов поясной борьбы.
Он присутствует только в турецко-азербайджанском гюреше, японском джиу-джитсу, древнеегипетской борьбе и индо-пакистанской кушти. То есть это не очень распространённоё в прошлом явление, хотя сегодня, по обилию приёмов и способов достижения победы, он никак не уступает борьбе в стойке.
Чисто логически, партер вторичен по отношению к борьбе стоя. Нет ни одного мало-мальски известного вида единоборств, где борьба начиналась бы из положения лёжа. Перед началом схватки соперники всегда находятся на ногах, если, конечно, не решаются какие-то специальные или учебные задачи. И это естественно. Человек предпочитает передвигаться стоя, а не на коленях или ползком. Следовательно, и в бой он вступает, в подавляющем большинстве случаев, из положения, стоя на ногах. Более того, до борьбы лёжа в реальном поединке, дело может и не дойти. Даже в спортивной борьбе сегодня очень многие борцы пренебрегают партером. Отсюда можно сделать вывод, что техника борьбы лёжа должна была появиться ПОСЛЕ установления техники борьбы стоя, как развитие и расширение арсенала приёмов достижения победы бойца, но никак не раньше.С точки зрения моделирования боя, смысл туше весьма туманен. Оно не приводит к травме или иной потере дееспособности проигравшего. Более того, в условиях реального боя против нескольких противников, проведение такого приёма просто опасно, так как перевод борьбы в положение лёжа и нахождение там спиной вверх делает атакующего бойца лёгкой мишенью для остальных участников сражения. Партер эффективен только в поединке, то есть в схватке один на один. Но и здесь туше оказывает «медвежью услугу» борцам, его практикующим, так как основной защитой от попадания на лопатки считается нахождение на земле (ковре) вниз животом, то есть спиной к сопернику. Формирование такого навыка для подготовки к реальному воинскому поединку абсолютно не допустимо. Это обстоятельство никак не могло быть упущено из вида практиками средневековья, так как подобные тактические промахи, очевидно, наказывались в бою одной участью - смертью. Видимо поэтому в национальных видах борьба лёжа либо отсутствует вовсе, либо присутствует как вспомогательный арсенал, то есть предоставляет возможность выбора бойцу – бороться ему лёжа или нет. Если он считает, что перевод поединка в партер опасен, то он может этого не делать и всё равно победить. То есть перевод в партер для воина не может быть целью схватки, а может быть только возможным вариантом развития событий. Очевидно, для того, чтобы не было искушения в пылу боя допустить такую ошибку и упасть, такой пласт техники в большинстве случаев исключался вовсе. И уж если борьба лёжа всё-таки завязалась, то она должна неминуемо была приводить к безоговорочной победе, а не к какому-то абстрактному сомнительному преимуществу простого нахождения над телом оппонента.
Безоговорочной победой в борьбе лёжа можно считать проведение того, что сегодня называется болевым приёмом или удушением. Это имеет вполне ясный воинский смысл. Если боец имеет возможность не опасаться атаки со стороны третьих лиц, то он может продолжить бой лёжа, при этом сломав сопернику руку, ногу или задушив его. В любом из этих случаев он, несомненно, побеждает. Проведение же туше имеет только спортивный смысл – сигнал к прекращению схватки.
Отсюда делаем вывод – борьба, содержащая партер как цель схватки и при этом не содержащая болевых и удушающих приёмов, была изначально задумана как физическое упражнение и способ спортивного состязания, но вовсе не как боевое искусство.
5. Ударные боевые искусства
Любопытно, но вникая в историю ударных боевых искусств, мы приходим к ещё одному очень интересному выводу. ВСЕ «ударные» виды единоборств есть продукт колонизированных, угнетённых и униженных народов и сословий. Например, Карате (в переводе пустая рука) появилось на Окинаве в 16 веке. Кратко история возникновения Карате звучит так. Некие завоеватели захватили остров и запретили жителям носить оружие. В результате, жители острова были вынуждены разработать систему ведения боя, заменяя оружие собственными конечностями. Были придуманы способы нанесения ударов руками и ногами, выявлены точки прицела ударов, создана теория тренировок. Появилось боевое искусство. Очень похожа история появления китайского Ушу и его разновидностей в 16 веке - Кенпо и Пакуа. В захваченной Манчжурами стране местным простолюдинам тоже было запрещено иметь оружие. Они пытались заменить его чем угодно - нунчаками (палками для обмола риса), шестами, серпами, вёслами и другими предметами крестьянского быта. Естественно, широко использовались и руки – ноги для нанесения ударов.
Европа - также не исключение. В 17-18 веках на базе старинной крестьянской забавы – драки ногами - рождается вид ударного боевого искусства Савате. Впрочем, само слово Савате (дословно оборванец) не оставляет сомнения в том, кто первоначально являлся носителем данного вида единоборств. Это были крестьяне и мелкие бандиты, промышлявшие разбоем. Для тех и других хорошее оружие, видимо, было мало доступно.
В начале 18 века в Англии появляется бокс. На первый взгляд кажется, что мы столкнулись с исключением из замеченного нами правила, поскольку бокс с давних пор был системой самозащиты для многих членов аристократических семей, у которых заведомо не было проблем с покупкой оружия. Достаточно сказать, что первым чемпионом Англии в 1719 году был учитель фехтования Дж.Фигг. Он же разработал первые правила боксёрских соревнований, которые впоследствии видоизменил маркиз Куинсбери. Но выясняется, что и бокс до 1867 года был борцовским видом, в котором не только разрешались, но и приветствовались подсечки, подножки, захваты. В связи с чем, поединки проводились на мягкой основе из песка и опилок в вырытой в земле яме (отсюда, кстати, и само название бокс, то есть коробка). Кулаками же выяснять отношения были склонны именно низшие слои общества. Более или менее современный вид только ударного спорта бокс приобрёл лишь во второй половине 19-го века после введения мягких перчаток. У российских рабов – крепостных крестьян 17-18 веков, тоже была забава – кулачные бои по выходным и праздникам. И хотя сегодня трудно сказать, была ли школа (в смысле системы обучения) у кулачных бойцов России, сам факт их приверженности к ударному стилю единоборств весьма красноречив.
В качестве последнего штриха приведём пример с появлением такого вида единоборств, как Капоэро. Это ударное искусство появилось в среде рабов, привезённых на заре американской истории в Бразилию из португальских колоний (Анголы, Мозамбика, Гвинеи и Конго). В конце 17–го - начале 18-го века чернокожие рабы часто устраивали бунты, выступали против вооружённых солдат правительственных войск, а также выясняли отношения между собой. Естественно, никакой речи о наличии оружия у рабов быть не могло. Оружие заменялось техникой ударов руками и ногами. Так появилась Капоэра (дословно - скрытая растительность). Данное перечисление можно было бы продолжать и продолжать.
Заключение
Итак, некая закономерность налицо. Ударная техника характерна для угнетённых народов или слоёв населения, которые по каким-то причинам не имели возможности владеть оружием. В то же время бросковая техника характерна (если не сказать больше – необходимый атрибут) для воинов-господ. Тех, кто имеет оружие, нося его всегда с собой по праву, не пряча, а, следовательно, является представителем правящей элиты. Борьба в захвате - привилегия военного сословия, которому нет необходимости бить противника рукой. У него всегда есть оружие. И наоборот, лишённые другой возможности угнетённые слои общества вынуждены как-то решать проблему отсутствия оружия. Они просто заменяли его своими конечностями, вырабатывая ударную технику. Ударная техника проще и предъявляет меньшие требования к физической подготовке. По сути, это - искусство управлять своим телом. В то время как борьба является искусством управлять не только своим телом, но и телом сопротивляющегося соперника, что на порядок усложняет задачу. Поэтому ударная техника может быть быстрее разработана и освоена, а, следовательно, доступна более широким массам населения.
Мы видим, что борьба является одним из старейших видов физической культуры. За многие тысячелетия своего развития и существования он стала не только методом самозащиты, но и способом духовного и физического самосовершенствования людей. Невозможно перечислить количество видов и стилей борьбы, каждый из которых имеет под собой собственную историко-философскую базу. К сожалению, в последнее время духовные основы боевых искусств забываются, во внимание принимается главным образом физическая подготовка и практическое применение, в то время как невозможно достичь совершенного владения тем или иным видом боевого искусства без знания приемов концентрации и самопознания.