Файл: Управление и контроль за федеральной собственностью (Факультет Экономика).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
Способы управления государственной собственностью:
а) на базе объектов управления:
- посредством имеющегося законодательства;
- через государственные фонды денежных средств, осуществляющие распределение и перераспределение финансовых ресурсов и доходов граждан;
- через управление государственным имуществом на основе соответствующих государственных программ, в частности, связанных с процессами национализации и приватизации;
б) по управленческим действиям:
- учетно-регистрационная деятельность государства;
- порядок учреждения, реорганизации и ликвидации юридических лиц (участников рынка);
- управления различными формами государственной и негосударственной собственности со стороны государства;
- решения о приватизации и национализации;
- порядок структурирования государственной собственности (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);
в) в зависимости от временной направленности:
- оперативное, или текущее, управление;
- перспективное управление, направленное на какие-либо преобразования в собственности в будущем.
Действующая законодательная база, посвященная управлению государственной собственностью, регулирует в первую очередь деятельность федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, а также акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности. Вместе с тем, основы финансового регулирования унитарных предприятий и хозяйственных обществ, относящихся к ведению региональных и местных властей, не отражены в федеральном законодательстве и продолжают регулироваться субфедеральными властями, что еще более усугубляет недостатки деятельности государственных организаций, связанные с неэффективностью и непрозрачностью их работы. Мониторинг деятельности государственных организаций, расчет показателей эффективности их работы, учет связанных с ними доходов и обязательств должен действовать не только на федеральном, но и на субфедеральном уровне.
Государственная собственность в России насчитывает значительное число объектов, охватывающих широкий спектр отраслей экономики. Качество управления государственной собственностью не только определяется системой финансовых показателей, отражающих доходы и расходы бюджета, но и оказывает значительное влияние на развитие социальной сферы. От того, насколько эффективно выстроен финансовый механизм управления государственной собственностью, во многом зависит результативность социальной политики и безопасность государства. В этой связи повышение эффективности управления объектами государственной собственности является необходимой предпосылкой для повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения устойчивого экономического роста.
Заключение
Проблема управления государственной собственностью является одной из самых насущных в условиях переходной экономики. Эта проблема особенно актуальна в сложившейся ситуации, когда мы переживаем кризис бюджета и дефицит финансовых ресурсов. В этой связи повышение эффективности управления объектами государственной собственности может стать одним из способов снижения дефицита бюджета и повышения платежеспособности страны.
Государственная форма собственности характеризуется тем, что субъектами - распорядителями ее являются органы государственной власти, а объектами собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания и сооружения, материальные ресурсы, финансы, информация, культурные и духовные ценности.
Основными задачами реформы управления государственной собственностью являются обеспечение формирования предпосылок научно-технического прогресса, структурного развития объектов государственной собственности и повышения их конкурентного потенциала. Реализация этих задач направлена на достижение тактических и стратегических целей развития экономики страны и повышение благосостояния нашего народа.
Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой совокупность государственных органов законодательной и исполнительной власти, территориальных органов управления, их функций, связей и отношений, а также объектов государственной собственности. В систему обязательно включаются средства связи и вычислительные средства, обеспечивающие эффективное решение информационных и аналитических задач в интересах принятия рациональных управленческих решений.
Характерными особенностями системы управления государственной собственностью является территориальная распределенность объектов и существенные нормативно-правовые ограничения на выбор управленческих решений.
Список использованной литературы
-
- www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики
- Бандурин В. В., Кузнецов В. Ю. Управление федеральной собственностью в условиях переходной экономики. – М.: Наука и экономика, 2009. 151 с.
- Иванова О.Д. Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России. // Экономика и жизнь, 2008, № 6.
- https://works.doklad.ru
- Основы корпоративного управления:учебник/ М.А.Шуклина. - М.:Университет «Университет», 2019.-314с. (Университетская серия). 2. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса / Под ред.