Файл: Макроэкономика и политика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другой немаловажной задачей является снижение уровня инфляции. Индекс цен на потребительские товары и услуги в 2017году составил 100,4 % против 105, в 2016г. и 112.9% в 2015 г. нынешнюю инфляцию в России определяют:

  • быстрый рост производства разнообразных товаров со своей структурной сложностью;
  • универсальность ценовой системы;
  • изменения в ценообразовании, за счёт монополии отдельных предприятий;
  • снижение ценовой конкуренции.

Еще одной задачей развития экономики является проблема занятости.

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ. Основными задачами программы по борьбе с безработицей являются:

    • обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест.
    • Развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах России регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы
    • Формирование эффективной структуры занятости населения повышение качества создаваемых рабочих мест развитие профессиональной и территориальной мобильной рабочей силы
    • Создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения
    • Предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы
    • Развитие системы общественных работ.

В числе наиболее уязвимых с точки зрения перспектив трудоустройства по специальности оказались лица, ранее занятые преимущественно умственным трудом, служащие среднего звена управления, инженерно-технические и научные сотрудники НИИ и КБ при ВПК, представители редких профессий и специальностей бюджетной сферы. Они составили резерв невостребованной на трудовых рынках высококвалифицированной рабочей силы.

Характеристика экономики России на современном этапе


Валовой внутренний продукт (ВВП) России в 2017 году составил

88 177 млрд. руб. ВВП РФ в 2017 году вырос на 1,5%. Такую первую оценку опубликовал Росстат. В 2016 году ВВП РФ снизился на 0,2%, в 2015 году упал на 2,5%, в 2014 году вырос на 0,7%, в 2013 году увеличился на 1,8%, в 2012 году подскочил на 3,7%.

Данные Росстата за 2017 год совпали с ожиданиями аналитиков - консенсус-прогноз экспертов, опрошенных "Интерфаксом" в конце декабря, также предполагал рост экономики на 1,5%.

При этом рост не дотянул 0,6 п.п. до официального прогноза правительства, который равнялся 2,1% (Минэкономразвития в начале января уже оценивало рост экономики по итогам 2017 года в интервале 1,4-1,8%). Последний декабрьский официальный прогноз ЦБ по росту ВВП РФ на 2017 год равнялся1,7-2,2%.

Глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин на своей странице в фейсбуке отметил, что "текущая оценка пока не учитывает данные по динамике малого и среднего бизнеса и другую годовую отчетность, которая должна поступить позже и будет учтена при публикации последующих оценок".

"Первая оценка продемонстрировала рост ВВП России в 2017 году на 1,5% - после спада в 2015 и 2016 году экономика вернулась к росту. Потребительский спрос прибавил 3,4% (согласно данным Росстата, на 3,4% выросли расходы на конечное потребление домохозяйств - ИФ), а инвестиции - на 3,6% (по данным Росстата, на 3,6% выросло валовое накопление основного капитала - ИФ)", - обратил министр внимание на позитивную динамику в потреблении и инвестициях.

Росстат не привел оценки динамики ВВП за IV квартал. Ранее Росстат оценивал рост ВВП в I квартале 2017 года в годовом выражении на 0,5%, во II квартале 2017 года - на 2,5%, в III квартале 2017 года - на 1,8%, а в целом за 9 месяцев оценивал рост ВВП в 1,6%. Исходя из этих цифр следует, что рост ВВП в IV квартале мог находиться в интервале 1,1-1,4%, но Росстат в дальнейшем может пересмотреть поквартальную динамику.

Объем ВВП России за 2017 год, по первой оценке Росстата, составил в текущих ценах 92 трлн 81,9 млрд рублей. Индекс-дефлятор ВВП за 2017 год по отношению к ценам 2016 года составил 105,5%.

Наибольший рост валовой добавочной стоимости в 2017 году был зафиксирован в сфере транспорта - на 3,7%, информации и связи - на 3,6%, оптовой и розничной торговли - на 3,1%.

В добыче полезных ископаемых прирост валовой добавленной стоимости в 2017 году составил 1,4%, в сельском хозяйстве -1,2%, в обрабатывающих производствах - лишь 0,4%, в сфере обеспечения электроэнергией, газом и паром - 0,3%.

В строительстве было зафиксировано снижение валовой добавленной стоимости на 0,2%, в сфере здравоохранения и социальных услуг - также снижение на 0,2%, в сфере образования - снижение на 0,1%.


Доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП по итогам 2017 года составила 70,4% (71,6% в 2016 году), в том числе доля расходов домохозяйств - 52,2% (52,8%), расходов госуправления - 17,8% (18,5%).

Доля в ВВП валового накопления повысилась в 2017 году до 24,1% с 23,1% в 2016 году, в том числе доля валового накопления основного капитала - до 21,8% с 21,6%, изменение запасов материальных оборотных средств составило 2,3% против 1,5% в 2016 году.

Доля чистого экспорта (экспорт минус импорт) выросла в 2017 году до 5,5% с 5,3% в 2016 году.

Как сообщалось, Минэкономразвития в базовом сценарии ожидает роста ВВП РФ в 2018 году на 2,1%, в 2019 году - на 2,2%, в 2020 году - на 2,3%.

ЦБ РФ ждет роста экономики в 2018 году в интервале 1,5-2,0%, в 2019 году - 1,-1,5%.

Консенсус-прогноз экспертов, опрошенных "Интерфаксом" в конце декабря, по росту ВВП на 2018 год равняется 1,7%.

Экономическое развитие России в 2018 году

Все последние три года российская экономика преподносила главным образом приятные сюрпризы. После того как в конце 2014 г. произошла быстрая и, что и говорить, неожиданная по масштабу коррекция валютного курса, все основные макропоказатели оказывались лучше исходных ожиданий рынка. Так, в 2015 г. спад экономики оказался значительно меньше, чем предсказывал консенсус-прогноз, в течение 2016 г. рубль сильно укрепился, а в этом году инфляция достигла исторически низких уровней. 
В ближайшие два года в лучшую сторону может удивить экономический рост. По общим оценкам, он может составить 2% в 2018 г. и подняться немного выше этой отметки в 2019 г., даже если цены на нефть снизятся до $50–55/барл. Это чуть выше текущих ожиданий рынка, хотя стоит сказать, что диапазон прогнозов очень и очень узок. 
Основная из причин – немного более оптимистичные оценки темпов роста потребительского спроса. Предполагается что, он может расти каждый год более чем на 3%. Это связано с хорошей динамикой реальных заработных плат (рост более чем на 3,5% в следующем году), дальнейшим плавным снижением склонности населения к сбережениям и прекращением сокращения незарплатных доходов. Это должно поддержать и динамику реальных располагаемых расходов. 
Многие упускают тот факт, что, восстановление потребительского спроса должно будет главным образом сконцентрироваться в сегменте непродовольственных товаров, товаров длительного пользования – именно их продажи больше всего сокращались в период кризиса. Соответственно, мы можем увидеть проявление отложенного спроса в данном сегменте рынка. Со второй половины этого года производство и продажи легковых автомобилей растут на 15–20% по отношению к предыдущему году. Восстановлению потребительского спроса также способствует начало нового кредитного цикла – уже сейчас темпы приростов потребительского кредитования приближаются к двузначным цифрам. 
Мы не ждем каких-либо сюрпризов от курса рубля (около 60 руб./$), инфляции (чуть менее 4%) или бюджетной политики. 
Курс рубля, нашел новое равновесие в районе 60 руб./$ и со значительной вероятностью не должен сильно отклоняться от этого значения. Это безусловно хорошо – за счет более стабильного восприятия экономических условий. Цифра 60 намного более удобна для приблизительного вычисления в уме, чем 55 или 65. Низкой волатильности курса должны способствовать два фактора. Во-первых, это сохранение на низких уровнях чистого оттока капитала. Мы ожидаем, что всего за 2016–2019 гг. отток капитала из российской экономики составит примерно $50 млрд.; эта цифра в 3,5 раза ниже, чем за четыре предкризисных года. Во-вторых, стабильности курса, конечно, должна способствовать реализация бюджетного правила. И хотя некоторая зависимость рубля от цен на нефть сохраняется, мы ожидаем, что средний курс в следующем году может составить порядка 60 руб./$ при цене нефти $50–55/барл., около 57 руб. с копейками при сохранении текущих цен на нефть или около 63 руб. при их снижении до $45/барр. Как мы видим, диапазон ожиданий весьма узок. 
Мы не думаем, что бюджетная политика может как-то отклоняться от намеченных планов: налицо все признаки полной поддержки текущего бюджетного курса с акцентом на обеспечение стабильности госфинансов, восстановление государственных резервов, а также попытки улучшения структуры госрасходов в рамках заданных параметров. Все меры, типичные для года президентских выборов, уже в полной мере учтены в текущих бюджетных планах. 
Некоторый сюрприз для рынка может преподнести Банк России. Предполагается, что он может снижать ключевую ставку быстрее, чем ожидает рынок, но остановиться на более высоком значении – 7% в начале III квартала 2018 г. Ставка может снижаться более быстрыми темпами по некоторым причинам: во-первых, для снижения риска длительного и значительного отклонения инфляции от цели в нижнюю сторону и, во-вторых, для минимизации вероятности возникновения такой ситуации, когда придется переходить к относительно мягкой денежно-кредитной политике для возвращения инфляции к 4%. Последнее противоречит общей направленности экономической политики в России и мало у кого из центробанков приводило к успешным результатам. Показатель в 7% уже соответствует верхней границе нейтральной для России ставки. Как нам кажется, Банку России было бы комфортнее остановить текущий цикл денежно-кредитной политики на этом уровне, а не у нижней границы в силу асимметричности инфляционных шоков в России и текущего подхода, который, на наш взгляд, позволяет рассматривать инфляцию в 3,5% как близкую к цели, а 4,5% – как превышающую цель. Возможно, через какое-то время при отсутствии внешних шоков мы придем к более низким ставкам – но это будет уже в следующем цикле. 
Конечно, основные негативные риски могут быть связаны с ужесточением санкционного режима. Многие надеются, что этого не случится, но и не берутся прогнозировать ситуацию с санкциями, которая все больше зависит от происходящего во внутриполитической сфере США. Основные положительные сюрпризы, на наш взгляд, связаны с возможным проведением реформ после выборов 2018 г.


Заключение

В российской экономике велика доля сырьевого сектора и поэтому необходимо экспортировать не сырье, а готовую продукцию. Согласно последним данным Росстата, темп прироста инвестиций в основной капитал составил в первом квартале 2017 г. 2,3% к соответствующему периоду 2016 г., более чем в четыре раза опережая, таким образом, первую оценку темпа прироста ВВП (0,5% год к году). На фоне падения инвестиций в годовом выражении в прошлом году в целом на 0,9%, а в четвертом квартале 2016 г. – на 1,3%, ситуация выглядит довольно оптимистично.  При таком положении можно упомянуть о повышении конкурентоспособности России на мировом рынке. Согласно Отчету глобальной конкурентоспособности 2016-2017 года, подготовленным Всемирным экономическим форумом, показатели конкурентоспособности России улучшились, поднявшись на две позиции вверх: 43-е место из 138 стран. Основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики. Объектами государственного регулирования экономики — являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны. Государство использует множество инструментов экономической политики (денежная, фискальная, социальная и др. политики) и ни один из инструментов не действует отдельно и изолировано от других. Экономический рост России нужен не сам по себе, а сопровождаемый прогрессивными структурными сдвигами, диверсификацией экономики и экспорта. Экономический рост также должен быть устойчивым, то есть продолжаться в течение достаточно длительного периода времени и должен обеспечивать сокращение разрыва с наиболее развитыми странами мира, то есть превышать их темпы роста. Главными факторами обеспечения макроэкономической стабильности в настоящее время выступают проведение сбалансированной бюджетной политики, сохранение режима плавающего валютного куса, значительные золотовалютные резервы ЦБР, а также Стабилизационный фонд. Необходимо повысить долю оплаты труда наемных работников. Так же необходимо увеличить средний уровень оплаты труда, поднять размер пенсий, социальных выплат и минимальной зарплаты до прожиточного минимума. В структуре доходов населения должна быть существенно повышена доля социальных выплат. Социальная политика должна быть направлена, прежде всего, на преодоление неравномерности в распределении доходов между социальными группами и отдельными гражданами страны, которая сложилась сегодня в России.