Файл: Использование современных переплетных материалов в книжной многополосной продукции (История).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

С момента своего возникновения переплет рассматривался как важное товарное свойство печатной продукции, как неотъемлемый критерий ее оценки.

Являясь по существу «одеждой», к примеру, книги или ежедневника, переплет становится элементом их художественного оформления, своеобразным средством характеристики издания, несет на себе отпечаток эпохи, и определенного стиля. Он может быть богатым или бедным, изысканным или оригинальным, утонченным или смешным. В зависимости от того, как полиграфическая продукция будет оформлена внешне, напрямую зависит ее востребованность и уникальность. 

История

Путь от старинного громоздкого диптиха до современного утонченного переплета был не близким. От века к веку переплет преображался, обретая что-то новое и оригинальное. Попробуем проследить за этими трансформациями.


Обложка и титульный лист книги А. И. Галича «Логика» 1831 г.

Вплоть до конца XVII века крышки переплетов делались исключительно из дерева, переплетные доски обрезались вровень с книжным блоком и прикреплялись к нему с помощью кожаных ремней, к которым подшивались книжные тетради. С наружной стороны доски обтягивались кожей, которая загибалась внутрь. Каждый ремень последовательно пропускался через сделанные в досках переплета пропилы. Форзаца в древнерусской книге не было, внутреннюю часть переплетных крышек обклеивали, как правило, пергаменом. 

Окладные переплеты были украшены декоративным металлическим покрытием, выполненным из золота, серебра, золоченой или серебряной меди. Элементами украшения оклада были чеканка, скань (напаянный на переплетную крышку ажурный узор из тонкой гладкой или витой проволоки), чернь, эмаль, драгоценные камни, жемчуг и т. д. В качестве фона под оклад использовались дорогие ткани – бархат, парча, атлас или тонко выделанная кожа. Мотивы и сюжеты оформления окладных переплетов заимствовали из содержания самой книги. Окладами снабжались преимущественно литургические книги, которые использовали во время богослужения или религиозных церемоний. 
Книги, предназначенные для повседневного пользования, «одевали» в простые обиходные переплеты – цельно-кожаные или из грубого холста, с минимальным набором украшений или вообще без них. Одним из характерных элементов обиходного переплета являлась металлическая фурнитура – наугольники, средники, «жуки» (выпуклые ромбовидные или круглые пластины). Набиваемые на верхнюю и нижнюю крышки переплета, они одновременно выполняли эстетическую и защитную функции. Начиная с XV века, крышки русских обиходных переплетов украшались слепым тиснением по коже. 

Развитие переплетного дела в России в XVI—XVII веках тесно связано с деятельностью Московского печатного двора, при котором уже в конце XVI века начинает функционировать переплетная мастерская. Переплеты русских книг того времени приобретают ряд характерных особенностей, существенно отличающих их от переплетов предшествующего периода как в технологии изготовления, так и в оформлении. Так, переплетные доски теперь выступают над книжным блоком; ровный и плоский корешок книги становится «бинтовым» — делится на части поперечными кожаными валиками (бинтами), скрывавшими бечеву или дратву, которой скреплялся книжный блок. Впервые на корешок выносится название книги, пока еще в сокращенном виде. Усложняется рисунок тиснения на крышках переплета. 
На рубеже XVII—XVIII веков деревянные крышки переплета заменяются картонными. 
Уже в начале XVIII века происходят существенные изменения и в технологическом процессе изготовления книжных переплетов, явившиеся следствием развития книгопечатания. Для повышения прочности переплета была введена кашировка корешка – дополнительная обработка, придающая ему грибообразную форму. Вместо толстых ремней для сшивания книги стали использовать специальную более тонкую и гибкую тесьму – каптал, ее же начали приклеивать к книжным тетрадям. 


Во второй половине XVIII века в России распространение получают новые виды переплетов: 
- полу-кожаный (переплет в корешок), корешок и углы которого обтягивались кожей, а крышки выклеивались пестрой бумагой ручной выделки («под мрамор», «павлинье перо», «птичий глаз»); 
- издательский картонаж (переплет в папку) – цельно-картонный переплет, оклеенный одноцветной бумагой с печатным текстом заглавия книги и выходными сведениями, распространение которых было вызвано постепенной демократизацией книжной культуры. 

Антикварные книги 18 века, 1777 год

На протяжении XIX – начала XX века технологически совершенствовались уже известные типы и виды книжных переплетов, оттачивались приемы и способы их художественно-полиграфического оформления. В 1870-х годах в русском переплетном деле происходит технический переворот, в результате которого был осуществлен переход от ремесленного способа производства книжных переплетов к фабричному.

В первые годы советской власти количество книг, выпускавшихся в издательских переплетах, не превышало 10%. Однако уже в 1928-1937 годах обложка и переплет были распространены в равной степени во многом за счет книг, выпускаемых Государственным издательством художественной литературы и издательством «Академия» (этими издательствами был начат также выпуск книг в суперобложках). Получили распространение следующие основные виды издательского переплета: 
- цельно-картонный, со шрифтовой печатью на верхней крышке и корешке (первые собрания сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса, В.И.Ленина); 
- издательский картонаж по типу дореволюционного, представляющий собой легкую бумажную обложку, наклеенную на картон – в этом виде широкое распространение получает обложка с мелким рисунком форзацной бумаги XIX века с имитацией наклейки с заглавием книги на верхней крышке (книги Госиздата, издательств «Земля и фабрика», «Академия», «Круг» и др.); 
- цельно-коленкоровый переплет с тиснением в одну-две краски, а иногда и золотом (многие книги издательства «Земля и фабрика»); 
- составной переплет: коленкоровый корешок и сторонки, покрытые бумагой (издания преимущественно учебной и технической литературы различных издательств).
Обложки и переплеты тех лет не имеют единого стиля оформления, а отражают борьбу различных художественных направлений: конструктивистского, футуристического, реалистического и решаются разными средствами: с помощью фотомонтажа, реалистической иллюстрации, обобщающего рисунка, носящего динамичный, «плакатный» характер, шрифта, наборных типографских украшений. 

В послевоенное время в переплетном деле начинают широко применяться новые материалы: гралекс-кожимит (плотная тисненая ткань со специальным покрытием, изготовленная на каучуке и имитирующая кожу), пластмасса, новые заменители тканевого переплета – армированная (то есть склеенная с редкой марлей) бумага и альбертин (картон, оклеенный цветной глазированной бумагой), целлофан (тонкая прозрачная пленка, придающая картону или бумаге красивую и блестящую, как бы лакированную поверхность) и др. Применяются и новые способы оформления переплета, приближающие его к переплету сегодняшнего дня.


Современные переплетные материалы

С целью систематизации весь спектр переплетных материалов можно разделить на пять групп. 

Бумажные переплетные материалы

Efalin (производитель — фирма Zanders, Германия) — особо прочный бумажный переплетный материал с тиснением, запечатывается всеми видами печати, прекрасно тиснится фольгой. Область применения — переплет, форзацы, пакеты. 

Luxpack (производитель — Favini, Италия) — бумажный переплетный материал с тиснением. Запечатывается всеми видами печати, прекрасно тиснится фольгой.

Переплетные материалы из искусственной кожи

Искусственная кожа, например Fiscagonima — полиуретановое покрытие на нетканой (коагулентной) основе. Доступна широкая цветовая гамма с различными видами тиснений. При комбинированном воздействии температуры и давления материал меняет цвет. 

Флокированные бумаги и картоны

Flock Velours (Нидерланды) — флокированная бумага (аналог традиционной бархатной бумаги) состоит из бумажной основы (90 г/м2), водно-дисперсионного клея и вискозы. Рекомендуется для изготовления элитной упаковки, переплетных работ, изготовления пакетов. Поставщик материала — компания «Дубль В». 

Dainel SG — этот материал специально разработан для приклеивания на любые поверхности и подложки. Клей лучше подбирать в зависимости от типа подложки, стабильные результаты дает использование полимерных клеев (винилацетат и винилэтилен). Поверхность может быть запечатана трафаретной печатью (офсет возможен, но результаты не гарантируются), а также подвергнута горячему тиснению и конгреву. 

Lynel Fur SG — переплетный материал с флокированной поверхностью, имитирующей шкуру животных. 

Синтетические и тканевые переплетные материалы на бумажной основе

Balacron (производитель BN International, Нидерланды) — переплетный материал на бумажной основе, на одну сторону которого нанесено окрашенное модифицированное ПВХ-покрытие. Хорошо тиснится фольгой. Применяется для изготовления переплетов книг, фотоальбомов, ежедневников, удостоверений личности, папок для документов, для отделки подарочных упаковочных коробок. 


Бумвинил — переплетный материал на бумажной основе c нанесенным ПВХ-покрытием, обладающей большой механической прочностью и хорошей впитывающей способностью. Эти свойства основы обеспечивают хорошую адгезию покрытия и позволяют избежать скручивания материала при нанесении на него клея. В качестве покрытия для материала применяется нитрогрунт с поверхностным слоем полиамидного лака. При последующей лицевой отделке на материал способом тиснения наносятся различные рисунки, благодаря чему материал имитирует рельефную фактуру (рогожа, соломка, зеркальный эффект и др.).

Материалы на тканевой основе

Ледерин — переплетный материал. Существует два вида ледерина: на бумажной и на тканевой основе. Ледерин водостоек, имеет глянцевую поверхность с рисунком. Материал на тканевой основе применяется при изготовлении обложки бланка российского паспорта. 

Коленкор — переплетный материал, при производстве которого в качестве основы применяется главным образом хлопчатобумажная ткань миткаль. Также используются ткани любой фактуры (пике, полудвунитка, росинка, «элегант» и др.). Лицевое покрытие материала представляет собой окрашенную пленку, состоящую из минеральных наполнителей и красителей, остающихся в углублениях между нитями основы. На изнаночную сторону основы наносится светлый грунт с минеральными наполнителями. В результате такой обработки можно получить большое разнообразие переплетных материалов, отвечающих требованиям художественно-полиграфического оформления книги. Отделку переплетных крышек можно осуществлять тиснением фольгой или печатанием специальными красками без мелких элементов рисунка.

Виды переплетных материалов

Натуральная и искусственная кожа

Переплетная кожа (как правило, это кожа козы или более бюджетная – одежная кожа) – наиболее дорогой, долговечный и эластичный материал. Применяется в статусных изданиях.

Переплёт из коже-заменителя на вид и на ощупь немного отличается от натуральной кожи, но дешевле на порядок.

Переплет из дизайнерской бумаги

Дизайнерская бумага отличается от обычной фактурой и огромным выбором оттенков и рисунков, вплоть до уникальных (ручного орнаментирования или мраморирования) и используется в качестве форзацев, а также для оформления книжных футляров. Мы используем 3 основных вида бумаг: кеперу (промышленную и относительно недорогую дизайнерскую бумагу), дорогую мраморную бумагу собственного ручного изготовления и бумагу, мраморированную полуавтоматическим способом (она несколько дешевле).


Пробка

Пробка – очень «теплый» и любимый всеми материал, однако по стилю не всегда подходящий. Конечно же, выбор на нее падает при оформлении книг о вине и спиртных напитках, но также и для экологических, обще-кулинарных изданий и для книг о природе. Этот материал дешевле кожи.

Тканевый переплет

В основном в качестве переплётной ткани используют шелк и бархат. Первый – для всего: для обложек, форзацев и внутренней отделки футляров. Бархат – для полной отделки футляров (не только в качестве ложемента). Выбор шелка для переплета всегда определяется тематикой издания. Как правило, это поэзия, эзотерика, подарок для женщин. Использование шелка для форзацев – признак статуса и высокой стоимости издания; для форзацев как правило выбирают муаровый шелк – по стилю это аналогия мраморной бумаги, но в тканевом и более дорогом варианте.

КОМБИНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ

Цельнокожаный, инкрустированный или составной кожаный переплёт

Переплетным материалом для обложки может служить как единый кусок кожи, так и несколько. Использование нескольких кусков однотипной кожи может иметь утилитарную причину: одной шкуры не хватает для большеформатных изданий. Но мотивом может служить и дизайнерская задумка; тогда комбинируют один вид кожи разных цветов, либо разные фактуры. Выделка кожи может уже «включать» определенную фактуру, но зачастую применяют ручные техники, получая жатую, или перфорированную, или иную специально декорированную кожу.

Составной полукожаный переплет

Это комбинирование в переплете кожи и мраморной бумаги (или любой другой дизайнерской бумаги). Наиболее часто выбор полукожаного оформления делается для научных работ и старых изданий классики, поскольку такой дизайн можно определить как строгий, академичный.

Выбирая составной вариант переплета следует помнить, что тиснение (названия книги и т.п.) не делают на мраморной бумаге (плохо видно) или сильнофактурной коже − как правило при составном переплете все тиснения выполняют только на корешке, либо выбирают на обложку гладкие и монохромные материалы (кожу или дизайнерскую немраморную бумагу).

КОМБИНИРОВАНИЕ ТИРАЖЕЙ

В случае, когда требуется более 10 экземпляров, тираж делят на VIP-экземпляры (5-10% от тиража) и более бюджетные переплеты. В зависимости от пожеланий, визуальная разница может быть малозаметной и достигается в таком случае всего лишь применением кож и бумаг разного ценового уровня.