Файл: Общественные блага: сущность, виды, проблема «зайца».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальностью данной темы заключается в том, что развитие человеческих потребностей и потребления достаточно широко разрабатывались во всех гуманитарных науках, но при этом не проводились разграничения между потребностями в общественных благах. Также, можно отметить, существуют значительные различия в их формировании, выявлении, способах удовлетворения. В это же время актуальность темы общественных благ обусловлена практическими потребностями увеличения в разы производства общественных благ в стране.

Целью реферата является изучение общественных благ, их сущность, виды и проблема «зайца».

Задачи:

  1. Рассмотреть сущность общественных благ;
  2. Изучить виды общественных благ;
  3. Раскрыть проблемы эффективного производства общественного блага;
  4. Выявить проблемы и направления развития предоставления общественных благ;
  5. Рассмотреть проблему «зайца»;

Предметом сущность и виды общественных благ, а также проблема «зайца».

Объектом являются общественные блага.

Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, выводы, структурирование.

Общественные блага

Общественное благо – благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Нужно отметить, что общественные блага совсем не похожи на частные блага (экономические блага, которые предоставляются потребителями с учётом индивидуального спроса).

Получается, общественное благо – такая группа товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности не отдельного индивидуума, а потребности всего общества или социальных групп. Производство общественных благ, как правило, финансируется государством. Мировая экономическая наука и хозяйственная практика относят к общественным благам те услуги и товары, которые рынок не поставляет, поскольку их особенности противоположны свойствам товаров индивидуального потребления.

К общественным благам относится, например, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти и так далее. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общественных благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. К общественным благам относится также работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Из всего вышесказанного может показаться, что общественными благами являются только государственные услуги. Действительно — само государство — нормальная такая услуга, которая дает нам: «бесплатное» школьное образование, дороги, освещает улицы, защищает нас от внешних врагов и многое другое. И чем больше таких социальных благ, тем вернее такое государство мы может назвать социальным.

Между тем общественными благами называются не только какие-то государственные услуги. Социальные сети, Youtube, бесплатные сервисы в Интернете: бесплатная почта, бесплатные онлайн редакторы документов, всего и не перечесть. Такие общественные блага предоставляют такие корпорации как Google Inc., ООО «Яндекс» и другие.

Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Производство и распределение общественных благ относится к основных функциям государства, его первоочередным задачам.

Рассмотрим некоторые признаки общественных благ:

  1. Первый из них — признак «неисключаемость» потребителей — то есть невозможно кому-то ограничить доступ к этой вещи. Например, парк. Его нужно содержать, но гулять в нем может кто угодно, не зависимо от статуса человека, количества денег и так далее.
  2. Отсутствие соперников. В самом деле — при потреблении общественных благ отсутствует конкуренция за их обладание. К примеру, едете вы на велосипеде по дороге. Дорога при этом и есть коллективное благо: по ней тут же ездят тракторы, машины, другие велосипедисты.
  3. Неделимость общественного блага означает, что потребитель не может как-то регулировать объем потребленных вещей. К примеру, государство нам предоставляет услугу защиты от внешних врагов. Так вот все россияне пользуются этим благом.
  4. Территориальная ограниченность потребления общественных благ. Это означает, что его потребителями могут быть представители данного сообщества граждан, которое занимает некую территорию. Хотя производить такие блага может вообще другое сообщество. К примеру, существует международное сообщество, которое обязало развитые государства внедрять экологически очистительные сооружения. Жители Германии пользуются данным благом: дышат чистым воздухом, пьют чистую воду, гуляют на чистых улицах, живут в домах из экологически чистых материалов.

Подводя итоги, можно сказать, что существование общественных благ – пример несовершенного рынка, когда для их реализации требуется вмешательство государство.


Виды общественных благ.

Чистые общественные блага – блага, которые создаются и реализуются на основе общественных потребностей, независимо от индивидуального спроса каждого из членов общества. Существуют только в теории, они обладают всеми признаками общественного блага.

Признаки:

  1. Их потребление не приводит к уменьшению объёма потребления других благ;
  2. Не обладает «принципом исключения»;
  3. Поступая группе населения, они не требуют затрат сверх тех, что были бы необходимы для одного потребителя.

Почему не существует этих благ в реальности? Ну например, семья пошла в парк гулять, наблюдают как люди в парке гуляют, пользуются общественным благом. Но при это все лавочки в парке заняты, а семье захотелось посидеть.

Смешанные блага – представляют собой основную массу реально существующих общественных благ. Смешанные блага в свою очередь подразделяются на перегружаемые и переполняемые.

Также для реальности характерно ограничение правила исключаемости потребителей. Например, все могут смотреть телевизор, но существует кабельное телевидение за дополнительную плату. То же самое как существуют платные дороги и так далее.

Также среди общественных благ выделяют такой интересный вид, как достойные и недостойные блага. Достойные — это такие, которые обществом предоставляются, но индивиды в силу так называемого суверенитета потребителя — не слишком их используют. Поэтому общество должно способствовать усиленному потреблению этих благ.

К таким достойным благам можно отнести: бесплатное образование, театры, оперы и пр. Но реально в школе учатся только единицы, остальные отсиживают свое бесплатное школьное образование.

В свою очередь недостойные блага — те, потребление которых надо ограничивать. Например, потребление алкогольной, табачной продукции и так далее.

Проблема «зайца».

Проблема «безбилетника» (или «зайца») возникает, когда один из экономических субъектов может получить выгоду от действий другого субъекта, не оплачивая данную выгоду. Фактически это свидетельствует о наличии положительных внешних эффектов. Если с этой точки зрения рассматривать возможность обеспечения производства не исключаемых благ, то окажется, что, в сущности, никто из потенциальных потребителей, несмотря на свою заинтересованность в потреблении таких благ, не будет склонен оплачивать это потребление. Ведь заплативший за данное не исключаемое благо потребитель не получает никаких преимуществ перед не заплатившим. Таким образом, необходимость в чистых общественных благах ставит перед экономикой две проблемы: как достичь экономически эффективного объёма производства таких благ и как обеспечить их производство при наличии «безбилетников».


Определяя оптимальный объем предоставления общественного блага в рамках моделей частичного и общего экономического равновесия, можно предположить, что ничто не мешает выявлению истинных предпочтений потребителей и никто из них не ведет себя как "заяц". На самом деле это, конечно же, не так, что немедленно сказывается на величине финансирования предоставления общественных благ. По этой причине такое большое значение придается стимулированию потребителей общественных благ к выявлению их истинных предпочтений.

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром.

Зависимость склонности к выявлению истинных предпочтений потребителями от общего числа потребителей противоположна для частных и общественных благ.

Если число потребителей относительно небольшое, то каждый из них может повлиять на цену частного блага, что может сделать выгодным сознательные искажения в выражении собственных предпочтений (вспомним симметричный пример на стороне предложения - олигополию с множеством вариантов стратегического поведения участников рынка). Когда речь идет об общественном благе, малое число потребителей способствует честному выражению своих предпочтений отдельным индивидом - ложная информация может привести к пере- или недопроизводству блага. В итоге вероятность выявления истинных предпочтений малым числом потребителей будет больше для общественного блага, чем для частного.

Если потребителей настолько много, что ни один из них не может повлиять на рыночную цену частного товара, никому нет особого смысла скрывать или искажать свои предпочтения. И напротив, рост числа потребителей приводит к росту "поголовья" "зайцев", надеющихся, что общественное благо будет предоставлено вне зависимости от их взноса.

Другими словами, проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить "провалы" рынка помогает государство.


В экономической теории имеется целый ряд моделей, в которых делается попытка предложить механизм для решения проблемы "зайцев". Любой из этих механизмов следует оценивать с точки зрения трех критериев: общественное благо должно предоставляться в парето-оптимальном объеме, выявление истинных предпочтений должно быть в интересах самих индивидов и, наконец, затраты на предоставление общественного блага должны быть равны совокупным выплатам индивидов на эти цели.

Существует несколько методов предоставления общественных благ посредством рынка:

Исключение «безбилетников»: ограничение доступа к потреблению блага.

Исключаемые общественные блага, как уже говорилось, — это тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления. Примеры подключения ценового механизма к решению проблемы предоставления общественных благ: абонементная плата за подключение к кабельному телевидению, продажа билетов на зрелищные мероприятия.

Введение платы может быть использовано в отношении перегружаемых благ (например, платные автострады). В этом случае введение платы, равной предельным издержкам предоставления, способствовало бы росту эффективности.

Заключение частных контрактов может быть эффективным в отношении благ совместного потребления. Пример: внесение взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества.

Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя, а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению которого обусловлен членством в них на основе внесения установленного взноса. Чаще всего он находит применение в отношении клубных благ.

Рыночные способы предоставления общественных благ, способствуя решению проблемы «безбилетника», сопровождаются неэффективностью, возникающей вследствие исключения из потребления части потребителей, так как предельные издержки предоставления им блага равны нулю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования данной темы, можно сделать следующие выводы:

  1. Чистые общественные блага отличаются от чистых частных благ, во-первых, тем, что общественные блага не могут быть разделены на единицы индивидуального потребления и проданы поштучно, во-вторых, потребление кем-либо чистого общественного блага не влияет на предоставление его количества другим; в-третьих, потребление блага других потребителей не уменьшает выгод, извлекаемых от потребления блага существующими потребителями.
  2. Совокупный спрос чистых общественных благ определяется путем суммирования предельных выгод (получаемых от имеющегося наличного объема).
  3. Главной проблемой в предоставлении общественных благ рынком и государством является проблема безбилетника или «зайца».
  4. Предоставление общественных благ рынком происходит 3 путями: исключение безбилетников, взаимообусловленное финансирование и субсидирование.
  5. Государство выступает поставщиком общественных благ тогда, когда это связано с большими издержками. производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан.
  6. С точки зрения границ, в рамках которой они потребляются, общественные блага бывают международными, национальными и местными.