Файл: Понятие и сущность договора транспортной экспедиции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Договор об отдельных транспортно-экспедиционных услугах

Такие договоры заключаются небольшими компаниями, которые специализируются на каком-либо одном виде деятельности, например погрузочно-разгрузочных работах, сопровождении грузов и их охране в пути следования или таможенном оформлении и т. п. Несмотря на то, что в каждом конкретном случае договор может называться по-разному, но квалифицироваться он будет как договор об оказании услуг, связанных с процессом перевозки груза. Такие договоры могут быть как разовыми, так и длящимися, с подписанием отдельного документа-приложения на каждую заявку клиента.

3. Права и обязанности сторон договора

Содержание конкретного договора транспортной экспедиции представляет собой совокупность всех его условий. Однако, учитывая, что, как правило, условия договора определяют права и обязанности сторон, обычно и само содержание договора сводят к предусмотренным им правам и обязанностям сторон.

Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент. В качестве клиента по договору могут выступать как отправитель, так и получатель груза. Законодатель прямо предусмотрел, что в качестве клиента могут выступать только грузоотправители или грузополучатели. Грузоотправителями и грузополучателями по договору транспортной экспедиции могут быть как физические лица или юридические лица любой организационно-правовой формы, обладающие должной правосубъектностью, так и Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.

Другим участником договора транспортной экспедиции, является экспедитор. Проект Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» признавал экспедитором сторону договора транспортной экспедиции, принявшую на себя обязанности выполнить или организовать выполнение определенных этим договором экспедиционных услуг. Однако определение понятия «экспедитор» в дальнейшем не нашло своего закрепления в этом нормативно-правовом акте[4].

Как мы уже упоминали, основной обязанностью экспедитора является выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза. В их число входят:

- организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом;

  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки;

- получение требующихся для экспорта или импорта документов;

- выполнение таможенных и иных формальностей;

- обеспечение отправки и получения груза;

- проверка соответствия количества и качества груза заявленным в документах параметрам;

- погрузка и выгрузка груза;

- уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;

- хранение груза и др.

Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции содержатся в самом определении этого договора (п. 1 ст. 801 ГК), а также в ст. 804 ГК. Согласно этим нормам во всех случаях и применительно ко всякому договору транспортной экспедиции клиент несет три обязанности:

1. Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором;

2. Клиент обязан возместить экспедитору расходы, понесенные им в связи с выполнением предусмотренных договором услуг;

  1. Клиент обязан уплатить экспедитору вознаграждение за оказанные услуги в размере и порядке, предусмотренных договором.

Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции

Как уже отмечалось, вопросам ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции в главе 41 ГК посвящена отдельная статья 803 ГК, содержащая две нормы. Во-первых, данной статьей предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК

("Ответственность за нарушение обязательств").

Во-вторых, указанная статья содержит специальное правило: если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Таким образом, общие положения об основаниях и размере ответственности за нарушения гражданско-правовых обязательств распространяют свое действие и на правоотношения, вытекающие из договора транспортной экспедиции.

К участникам гражданского оборота, в случае нарушения ими договорных обязательств, применяется один из видов юридической ответственности - гражданско-правовая ответственность, которая определяется следующим образом: гражданско-правовая ответственность есть санкция за правонарушение, вызывающая для нарушителя отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав либо возложения новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей[5].


Федеральный закон "О транспортно-экспедиционной деятельности" детально регламентирует основания и размер ответственности сторон по договору транспортной экспедиции.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза экспедитор отвечает перед клиентом в виде возмещения реального ущерба и упущенной выгоды. При этом важно отметить, что ответственность в виде возмещения упущенной выгоды наступает только в случае виновного нарушения экспедитором своих обязательств. От возмещения реального ущерба экспедитор может быть освобожден лишь в случае, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые

экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Кроме того, договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено, что помимо возмещения реального ущерба экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза. В противном случае, если затраты на оплату экспедиционных услуг включены клиентом в стоимость груза, обязанность по возврату вознаграждения у экспедитора не возникает, поскольку указанные затраты могут быть компенсированы клиентом из иных источников (в частности, за счет покупателя груза). Следует также учесть, что вознаграждение возвращается экспедитором в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

Размер ответственности экспедитора в виде возмещения реального ущерба зависит от того, принят ли груз для перевозки с объявлением ценности или без объявления таковой. В первом случае ущерб возмещается в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза (если имеет место утрата или недостача груза), либо в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность (если имеет место повреждение груза). Если же груз поврежден настолько, что его восстановление невозможно, ущерб возмещается в размере объявленной ценности.

Во втором случае ущерб возмещается в размере действительной стоимости груза или недостающей его части либо в размере суммы, на которую понизилась действительная стоимость груза, при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере действительной его стоимости. При этом действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии - исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день


добровольного удовлетворения требования клиента о возмещении ущерба или, если требование добровольно не удовлетворено, в день принятия судебного решения.

Условия, при наличии которых груз считается утраченным экспедитором, определены в п.7 ст.7 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности".

Иные положения об ответственности сторон договора транспортной экспедиции:

а) за нарушение срока исполнения обязательств по договору экспедитор возмещает клиенту вызванные таким нарушением убытки, если иное не предусмотрено договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. Неустойка за нарушение срока исполнения обязательств может быть взыскана с экспедитора только в том случае, если условие о неустойке закреплено в договоре;

б) если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, за нарушение срока исполнения своих обязательств по договору экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов, но не более восьмидесяти процентов суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает причиненные просрочкой убытки;

в) за необоснованный отказ от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения им своих обязанностей по договору, клиент уплачивает экспедитору штраф в размере десяти процентов от суммы этих расходов;

г) за несвоевременную уплату вознаграждения и возмещение понесенных в интересах клиента расходов клиент уплачивает экспедитору неустойку в

размере одной десятой процента вознаграждения и понесенных расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

В соответствии со ст.11 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" в договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с размером, установленным данным Законом (см. выше) или международным договором РФ. Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или об уменьшении ее размера ничтожно.

Заключение

Анализируя данную работу, можно сделать вывод, что правовая природа договора транспортной экспедиции является сложной, что подчеркивается всеми его исследователями. Действительно, договор транспортной экспедиции находится на стыке многих видов обязательств. И если рассматривать изолированно отдельные элементы работ и услуг экспедитора, то они как будто бы полностью укладываются в рамки других гражданско-правовых договоров.


Так, погрузочно-разгрузочные работы охватываются договором подряда, доставка грузов - договором перевозки, обеспечение его сохранности - договором хранения, оформление сдачи и приемки - договорами поручения или комиссии, в зависимости от того, выступает ли экспедитор от имени клиента или от собственного имени. Вместе с тем договор транспортной экспедиции не сводится к каждому из этих видов договоров, а имеет самостоятельное значение. Все услуги, оказываемые экспедитором клиенту, подчинены одной цели - обеспечению перевозки груза. Экспедиторские операции носят вспомогательный характер по отношению к перевозке, и вне связи с транспортировкой нет договора транспортной экспедиции. По сути, договор транспортной экспедиции является смешанным договором, содержащим элементы вышеперечисленных договоров в том или ином сочетании.

С точки зрения общей характеристики гражданско-правового договора договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимным и возмездным. В последнее время по поводу консенсуальности или реальности договора транспортной экспедиции нет единства среди цивилистов. Отнесение его к консенсуальным или реальным зависит от характера совершаемых экспедитором действий: если он только организует выполнение услуг по экспедированию грузов, договор признается консенсуальным; при осуществлении действий с вверенным экспедитору грузом договор считается реальным.

Комплексное правовое регулирование транспортной экспедиции выражается не только через законодательство, кодексов и уставов, но и через различные хозяйственно-правовые договоры, которые могут предусматривать такой вид хозяйственной деятельности. Транспортно-экспедиционная деятельность осуществляется на основании договоров транспортной экспедиции, об организации перевозок грузов, перевозки груза, фрахтования, хранения и иных договоров, заключаемых участниками транспортно-экспедиционной деятельности в соответствии с законодательством.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. От 20.02.2009);
  3. Федеральный Закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (принят ГД ФС РФ 11.06.2003);
  4. Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 27 (ч.1). Ст. 2701;
  5. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. От 25.10.2007);
  6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил транспортно- экспедиционной деятельности» от 08.09.2006 № 554;
  7. Приказ Министерства транспорта РФ «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов» от 11.02.2008 № 23;