Файл: Корпорация: сущность и виды (История появления и развития корпораций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Мы очень часто встречаем в 21 веке такие понятия как корпорации, холдинги и тому подобное. Самые первые корпорации были публичными образованиями и выполняли публичные цели. На сегодняшний день, корпорация является наиболее распространенной формой организации крупного предпринимательства. В России последние 5-6 лет корпорации демонстрируют впечатляющие темпы развития. Корпорации заметно влияют на экономическое развитие, как всей мировой экономики, так и отдельных ее элементов. Национальная экономика становится важнейшим условием развития корпораций и всей системы транснациональных хозяйственных отношений.

Актуальность исследования особенностей развития и экономической природы корпораций проявляется в том, что они выступают крупнейшими налогоплательщиками, работодателями, импортерами валюты, потребителями инвестиционных товаров и услуг.

Исследования, проверенные в сфере корпораций, достаточно разнообразны и многоаспектны. Проанализировав большое количество работ можно сложить разные понятия корпораций, огромное количество их видов и разнообразную экономическую природу. В научной среде давно идет дискуссия по поводу определения сущности корпораций. Одни авторы пытаются охарактеризовать данное понятие, другие же классифицирую признаки, присущие корпорации, третьи пытаются выяснить саму сущность корпораций с разных точек зрения, а именно: с юридической, экономической, исторической. А четвертые, например, хотят понять сущность корпорации именно в широком и узком представлении. Но в настоящее отсутствует четкое юридическое понятие корпорации, до сих пор этот термин остается весьма неоднозначным.

В российской экономической науке проблемой изучения корпораций занималось немало ученых, в числе которых В.А. Белов, А.Б. Фельдман, И.А. Храброва, Ю.Б. Винслав, М.А. Осипов,

О.А. Макарова, В.С. Белых, А.Ф. Черненко, Н.В. Никитина, В.Г. Когненко и др.[1]

В данной работе, мы рассмотрим сущность и виды корпораций, а также немного углубимся в историю развития.

Часть 1

История появления и развития корпораций

Первые корпорации возникли в Древнем Риме. В период республики разрешалось свободное создание новых корпораций, при условии, что их устав не противоречит законам, но в период империи создание новых корпораций было затруднено, и для этого требовалось специальное решение сената. Дела корпорации вели лица, избираемые её членами. Собственность корпорации при её ликвидации делилась между составом участников на момент ликвидации.


Международные корпорации в последней четверти XX века становятся важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает процессы интернационализации производства и капитала, глобализации мирохозяйственных связей. Международные корпорации предстают непосредственными участниками всего спектра мирохозяйственных связей, своеобразными "локомотивами" мировой экономики.

В XII-XIII вв. как профессиональные союзы, зародились корпорации.

Как известно, это были первые ремесленные корпорации в странах Западной Европы. Далее в XVII-XVIII вв. корпорация начали возникать как частные владения, примером послужит самая первая в мире по экономическому могуществу корпорация –- Восточно-Индийская компания. К концу 90-х годов в мире функционировало около 60 тыс. международных компаний. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Их семейство за последние двадцать пять лет разрослось более, чем в 5,5 раза. Так, в 1970 г.. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм. Вместе с тем общемировую значимость имеет сравнительно небольшое число международных компаний.

Из 500 самых мощных международных компаний 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей произведенной международными корпорациями продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения.

Основная часть международных корпораций сосредоточена в США, странах ЕС и Японии. Объем произведенной продукции 154 на их предприятиях ежегодно превышает 1 трлн. долл. В них работают 73 млн. сотрудников, т. е. каждый десятый занятый в мире, исключая сельское хозяйство.

В конце XVIII в. – начале XIX в. В США существовало наибольшее количество корпораций: в 1796 году их было всего 20,а в 1800 году – 335. В 1843 году в Англии насчитывалось около 994 корпораций.

Часть 2

Сущность корпораций

В соответствии с п. 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В противоположность корпорациям унитарными называются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.


В Системе национальных счетов 2008 года (СНС-2008) даётся развёрнутое определение корпорации.

В СНС термин «корпорация» используется в более широком смысле, чем в строго юридическом. В принципе, все единицы, которые:

1. Могут производить прибыль или другие финансовые выгоды для их собственников

2. Признаны законом как юридические лица, отдельные от их собственников, которые имеют ограниченные обязательства.

3. Учреждены для участия в рыночном производстве

рассматриваются в СНС как корпорации, независимо от того, как они могут характеризовать себя и называть[2].

Корпорацию можно определить, как саморегулируемую производственно-хозяйственную, социально-экономическую систему, состоящую из автономных внутренних элементов, которые взаимодействуют на основе вертикальных и горизонтальных связей в процессе достижения общих целей, и интегрированную с внешней средой. В современном мире корпорация может существовать в одной из трёх форм:

Во-первых, унитарное предприятие, которое представляет собой фирму, традиционно организованную по функциональному признаку.

Во-вторых, холдинговая форма характеризуется наличием контрольных пакетов акций каких-либо других фирм, главной целью этого является контроль над их деятельностью,

А третье, это мультидивизиональная форма подразумевает создание частично автономных производственных отделений, которые формируются по географическому признаку и в зависимости от торговой марки и типа

продукта. Существует ещё одна форма организации деятельности корпорации – сетевая индустриальная организация. Она определяется как новый уровень интеграции корпорации.

В разных странах выделяются разные формы корпораций. На Западе, например, выделяют следующие формы организации корпораций:

1.Корпорация партнерства – сотрудничество крупных собственников. К ним также может относиться и государство.

2.Интегрированная промышленная группа, являющаяся объединением хозяйствующих субъектов, основанным на централизованном управлении головной компанией при условии, что ей принадлежит имущество участников или их совместная деятельность осуществляется в рамках заключенных договоров. В такой группе всегда существует центр, принимающий решения.

3.Публичная корпорация, которая осуществляет эмиссию своих акций и свободное их размещение. Это даёт возможность достижения высокого уровня капитализации путём привлечения значительных средств.


В США выделяются четыре формы корпораций:

1.Публичные корпорации представлены государственными и муниципальными органами и иными подразделениями государственного аппарата.

2.Полупубличные корпорации принадлежат государству. Они существуют на деньги налогоплательщиков и удовлетворяют потребности населения (например, в сфере обороны, водного транспорта, железнодорожных перевозок, инфраструктуры).

3.Непредпринимательские корпорации – различные благотворительные фонды, религиозные организации, школы, университеты.

4.Предпринимательские корпорации, являющиеся подобными российским

акционерным обществам.

Современная корпорация - это, как правило, материнская компания, с целой сетью дочерних обществ, отделений, филиалов, агентств и прочих хозяйственных образований, имеющих различный юридический статус и разную степень хозяйственно-оперативной самостоятельности.[3] Поэтому принципиальное значение для деятельности корпорации имеют формы и методы управления ею. Акционеры не руководят компанией непосредственно. Вместо этого они делегируют такое право президенту (генеральному директору), однако при этом оказывают влияние на его решения различными путями и, главным образом, посредством своего права голоса. Акции корпоративной собственности обычно являются также голосующими акциями. Акционеры избирают совет директоров, который контролирует деятельность исполнительного органа.

Одной из важнейших особенностей большинства корпораций является тот факт, что их акции могут свободно продаваться и покупаться на рынке. Корпорации способствуют решению двух фундаментальных проблем рыночной экономики:

1. Привлечение капитала под крупные инвестиции.

2. Диверсификация и распределение риска.

В современных условиях определяющей тенденцией в управлении корпорациями становится применение как традиционных, линейно-функциональных и других структур, так и современных форм, предусматривающих переход от централизованного руководства к децентрализованным системам управления. Основные черты этого процесса: организация в компаниях отделений по видам выпускаемой продукции; введение групповых высших управляющих для координации производственно-хозяйственной деятельности нескольких отделений или компаний; подчинение функциональных органов высшему корпоративному руководству[4]. С их точки зрения, корпорация – акционерное общество с ограниченной ответственностью. То есть в разных странах мира существуют свое видение и восприятие понятия «корпорации». В США, например, в научной литературе существует два подхода к определению корпораций. Согласно первому подходу (широкому) понятие «корпорация» относится к самому широкому кругу юридических лиц. Здесь, корпорации могут быть:


  1. публичными (public), полупубличными (quasi-public);
  2. предпринимательскими (private, business) и непредпринимательскими объединениями (non-profit).

Сюда входят:

  1. акционерные общества;
  2. безакционерные корпорации;
  3. прибыльные корпорации;
  4. бесприбыльные корпорации.

Согласно второму подходу, корпорация в США являет собой акционерное общество и его разные модификации. Сюда не включаются другие виды учреждений. Английское законодательство подразделяет корпорации на несколько видов:

  1. единоличные корпорации (corporation sole);
  2. совокупность лиц (corporation aggregate). 

Часть 3

Виды корпораций

Виды корпораций. Корпоративные организации могут быть коммерческими и некоммерческими. К коммерческим корпоративным организациям относятся:

• хозяйственные товарищества и общества;

• крестьянские (фермерские) хозяйства;

• хозяйственные партнерства;

• производственные кооперативы.

Некоммерческие корпоративные организации не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. К таким организациям относятся:

• потребительские кооперативы;

• общественные организации;

• общественные движения;

• ассоциации (союзы);

• нотариальные палаты;

• товарищества собственников недвижимости;

• казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

• общины коренных малочисленных народов России;

• адвокатские палаты;

• адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами.

Великобритания не разделяет понятие корпорация и юридическое лицо - под ними подразумеваются группы и отдельные лица. Корпорации здесь именуются торговыми компаниями и делятся на публичные и закрытые - частные.Также существуют и общемировые типы организации корпораций. В основном они имеют три формы союза:

  1. публичные, которые, размещая свои акции, привлекают инвесторов, тем самым повышая уровень капитализации;
  2. партнерства, альянс или совладение крупных собственников, также в него может входить государство;
  3. интегрированные корпорации - являются промышленными объединениями хозяйствующих субъектов. Их работа основана на управлении имуществом и деятельности, на основе договора, со стороны компании, являющейся головной. Такие группы всегда имеют централизованное управление.