Файл: Метод коммерческого права и особенности правового регулирования коммерческих отношений.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Переход российской экономики к рыночным отношениям обусловил необходимость исследования структуры современной системы права России, уточнения содержания отраслей права с целью должного регулирования ими общественных отношений и совершенствования законодательства. Юридическая мысль в России в конце XX - начале XXI века выразилась, в частности, в определении роли и содержания коммерческого права России.
Ранее в правовой литературе отождествлялись хозяйственное, предпринимательское, торговое, коммерческое право, но в настоящее время в связи с появлением и развитием предпринимательства и принятием государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предусматривающего в качестве обязательной учебной дисциплины «коммерческое право», встала проблема, требующая безотлагательного решения, - формирование и логическое завершение системы и структуры коммерческого права.
В литературе, посвященной коммерческому праву, наблюдается разнообразие мнений по вопросам понятия предпринимательской, коммерческой и торговой деятельности, их соотношения в предметах гражданского, коммерческого и предпринимательского права. Несмотря на значительное количество учебной литературы, научных исследований по основным проблемам коммерческого (торгового) права проводится весьма мало. Между тем, отношения в этой области имеют большую общественную значимость. Детально разработанные нормы коммерческого права способствовали бы более эффективному развитию экономики. Выделение коммерческого права как специальной научной и учебной дисциплины в рамках предпринимательского права позволяет сконцентрировать внимание на особенностях коммерческого оборота товаров.
§ 1.1 Понятие и предмет коммерческого права, его место в системе права России
Коммерческое право – это совокупность общих и специальных правовых норм, регулирующих отношения по исполнению коммерческой деятельности.
Коммерческое право призвано регулировать весь комплекс общественных отношений, возникающий на рынках оптовой продажи товаров и связанных с нею работ и услуг. Для определения отраслевой принадлежности коммерческого права необходимо сопоставить его признаки с основными критериями, предъявляемыми к отраслям права.
Основная функция отраслей в правовой системе состоит в том, чтобы применительно к качественно особому виду общественных отношений обеспечивать определенный юридический режим правового регулирования. Юридический режим регулирования – это особая система правового воздействия, состоящая из приемов (методов) регулирования, а также в его механизме. Каждая отрасль права – это юридически цельное, нерасторжимое правовое образование, отличающееся высоким уровнем внутренней организации, единством образующих ее элементов – институтов, их объединений, подотраслей. Для отрасли права характерен такой полный “набор” взаимодействующих между собой общих, функциональных, предметных регулятивных и охранительных институтов и их объединений, который обеспечивает все стороны и элементы данного юридического режима[1].
Главным системообразующим фактором, обусловливающим выделение отрасли в правовой системе, является предмет правового регулирования. Предмет правового регулирования имеет первоочередное, повышенное системообразующее понятие, в предмете заложена объективная потребность обособленной нормативно-правовой регламентации данных отношений[2].
Предметом любого вида правового регулирования являются общественные отношения. Если правовое регулирование этих отношений нуждается в особом нормативно-правовом аппарате для обеспечения специального юридического режима правового регулирования, то этот аппарат и будет являться содержанием отрасли права.
Основное количество споров связано с определением отраслевой принадлежности коммерческого права по отношению к праву гражданскому и предпринимательскому.
Областью правового регулирования коммерческого права являются общественные отношения только в сфере оптовой торговли.
Предмет гражданского права составляют две группы общественных отношений: имущественные отношения, возникающие по поводу материальных и иных благ, имеющих экономическую форму товара, и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу нематериальных благ, тесно связанных с личностью их обладателей[3]. Личные неимущественные отношения являются предметом коммерческого права постольку, они опосредуют отношения, складывающиеся в рамках интеллектуальной и промышленной собственности, связанной с осуществлением торговой деятельности. Это могут быть права на товарные знаки, знаки обслуживания, торговые марки, права ноу-хау, передаваемые на основании договора франшизы, и др. Имущественные права складываются из материальных и некоторых нематериальных благ товарного характера[4]. Коммерческое право охватывает имущественные отношения, возникающие по поводу товаров в сфере оптовой торговли. Таким образом, отношения, подлежащие правовому регулированию коммерческим правом, значительно уже регулируемых гражданским правом: в них включаются только те имущественные отношения, которые возникают в процессе продвижения товаров на оптовых рынках и по поводу только тех работ или услуг, которые непосредственно связаны с организацией и обслуживанием этого процесса.
Коммерческим отношениям также присущи все основные признаки гражданских правоотношений:
1) имущественная обособленность участников;
2) эквивалентно-возмездный характер;
3) равноправие и независимость субъектов отношений.
В литературе выделяют несколько отличительных признаков, характерных для коммерческого права:
1) большую гибкость, приспосабливаемость к изменяющимся условиям и потребностям торговой деятельности;
2) более полный учет обычаев торгового (делового) оборота;
3) требование беспрепятственности совершения сделок;
4) презумпцию возмездности сделок;
5) более строгие условия ответственности (ответственность без вины)[5].
Подобные особенности коммерческих отношений лишь оттеняют их специфику, но отнюдь не определяют необходимость формирования особого юридического режима их правового регулирования. Другими словами, коммерческое право следует расценивать не как самостоятельную отрасль права, а в качестве подотрасли гражданского права.
Сложнее решается вопрос о соотношении коммерческого права с правом предпринимательским (хозяйственным). Это связано с тем, что, как отмечалось выше, коммерческая деятельность представляет собой один из видов предпринимательской деятельности. Однако корни этой проблемы более глубоки и относятся к существовавшему в советское время разделению права на право гражданское (цивильное) и право хозяйственное. Хозяйственно-правовой подход к правовому регулированию, возникший в начале прошлого века в Германии, был связан с проникновением государственного вмешательства в хозяйственную и экономическую жизнь общества. Хозяйственно-правовая концепция правового регулирования в России сформировалась в связи с социалистическими преобразованиями в 20-е годы XX в. и, по сути, объединяла планово-организационные и административно-хозяйственные (т.е. публичные) начала гражданско-правовыми имущественно-стоимостными (частными) элементами. В итоге частные (гражданско-правовые) элементы становились постепенно подчинены, а со временем стали просто поглощены публичными началами правового регулирования. Современное “предпринимательское право” является попыткой восстановления прежней хозяйственно-правовой идеи о трансформации частноправовых и публично-правовых институтов в систему “частно-публичных правовых средств”[6], реализующихся в сфере предпринимательских отношений.
В соответствии с этим последователи позиций хозяйственного права при определении предмета предпринимательского права исходят из того, что в его состав входят:
1) отношения, складывающиеся при осуществлении хозяйственной деятельности;
2) внутрихозяйственные отношения;
3) отношения, тесно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе некоммерческого характера;
4) отношения по государственному воздействию на предпринимательскую деятельность.
Таким образом, предпринимательское право делает акцент, с одной стороны, на особенности правового регулирования процесса производства и внутрихозяйственных отношений при его осуществлении. С другой стороны, правовое регулирование этих отношений сопряжено с необходимостью государственного вмешательства в сферу производства и регламентированием производственной деятельности с использованием норм административного, трудового, финансового, банковского права, т.е. отраслей, использующих публично-правовые методы правового регулирования. Сфера предмета предпринимательского права определяется достаточно расплывчато, не имея точных научных критериев. При этом большинство цивилистов склоняется к тому, что для регулирования тех видов общественных отношений, которые относятся к предмету предпринимательского права, вполне достаточно норм, содержащихся в ГК РФ.
Публичное вмешательство в имущественные отношения существенно ограничивает их свободу вообще и свободу предпринимательской деятельности в частности. Предпринимательское право выделяет публично-правовому регулированию особое место в своем предмете, делая его опорным пунктом отличия предпринимательского права от права гражданского. Однако публичное вторжение в сферу правового регулирования имущественных отношений предусматривает и Гражданский кодекс РФ, устанавливая возможность ограничения гражданских (в том числе и имущественных) прав федеральными законами. Такое ограничение возможно лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ).
С другой стороны, если иное не предусмотрено законодательством, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, финансовым и другим отношениям административного характера, гражданское законодательство не применяется (п. 3 ст. 2 ГК РФ). Предпринимательское право исходит из принципа государственного воздействия на осуществление предпринимательской деятельности; данный принцип называется также принципом государственного регулирования экономики[7]. Исходя из этого принципа, государственное воздействие на экономику проявляется именно в форме регулирования[8]. Предпринимательское право не предполагает отношений прямого вертикального подчинения (административных отношений), а подчинение, например, налоговым нормам является необходимым элементом не только предпринимательской деятельности. Поэтому отношения, признаваемые предметом предпринимательского права, следует отнести к особому виду имущественных отношений частных собственников и признать их разновидностью отношений, регулируемых гражданским правом.
В отличие от коммерческого права предпринимательское право имеет более обширную сферу общественных отношений. Оно регламентирует отношения, связанные с процессом производства товаров, которые, как указывалось выше, не включаются в предмет коммерческого права. Государственное регулирование имущественных отношений характерно для коммерческого права в несколько меньшей степени, чем для права предпринимательского, и в несколько большей степени, чем для гражданского права вообще. Публичное вмешательство в частноправовую сферу необходимо ровно настолько, насколько этого требует структура и содержание отношений, подлежащих правовому регулированию. Необходимость такого вмешательства определяется степенью потенциальной возможности нарушения конституционных прав граждан, обеспечением безопасности и интересов государства и рядом других факторов, в том числе упомянутых в п. 2 ст. 1 ГК РФ.
Публично-правовой элемент в виде вертикальных связей и непосредственного подчинения частных собственников государственным органам, органам власти субъектов Федерации или органам местного самоуправления в коммерческом и предпринимательском праве отсутствует. В отношениях субъектов хозяйственной деятельности доминируют горизонтальные связи. Государственное вмешательство может выражаться лишь в форме предъявления точно регламентированных законом требований в организации и осуществлении торговой деятельности, антимонопольного регулирования и информационного обеспечения в этой области, а также в виде государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в области торговли (ч. 1 ст. 4 ФЗ о ГРТД), а также применения мер административной ответственности.
Поэтому следует выделять специальную группу общественных отношений, в которых хотя бы одной из сторон является предприниматель, регулируемых совокупностью гражданско-правовых норм и устанавливающих особый правовой режим предпринимательской деятельности. В соответствии с этим в рамках предмета гражданского права можно выделить три области правового регулирования, соответствующие определенным общественным отношениям, складывающимся в различных сферах товарообращения:
1) регулирование в сфере производства товаров – предпринимательское право;
2) регулирование в сфере обращения товаров – коммерческое право;
3) регулирование в сфере потребления товаров – потребительское право.
Однако между субъектами коммерческого и предпринимательского права имеются существенные различия, которые определяются:
1) объектом правоотношения. Субъекты коммерческого права осуществляют деятельность, целью которой является продвижение товаров на оптовом рынке от производителей к оптовым потребителям. Сферой деятельности субъектов предпринимательского права прежде всего являются производство товаров, выполнение работ и оказание услуг. Субъекты предпринимательского права также могут принимать участие в торговле на оптовых рынках, но только в роли организаций, осуществляющих приобретение продукции или сырья для обеспечения процесса производства, а также в целях сбыта готовой продукции оптовым торговцам, т.е. субъектам коммерческого права;
2) правовым положением субъектов предпринимательской деятельности. Субъекты коммерческого права – это всегда равные в своих отношениях лица. Для субъектов коммерческого права характерны горизонтальные связи, основанные на принципах договорной работы. Субъекты предпринимательского права более выраженно находятся под публичным воздействием, поэтому кроме горизонтальных связей в своих отношениях они вынуждены считаться с наличием вертикальных (частно-публичных) связей, например, с действием на их деятельность норм административного, экологического, финансового, бюджетного законодательства, во многом определяющим специфику правового регулирования предпринимательского права;
3) степенью свободы субъектов. В предпринимательском праве субъекты более ограничены действием публично-правовых норм, чем субъекты коммерческого права. В отличие от дозволительного и разрешительного порядка регулирования, присущего коммерческому праву, субъекты предпринимательского права часто подвергаются обязывающему порядку правового регулирования, подобному административно-правовому типу регулирования общественных отношений. Кроме того, для субъектов предпринимательского права в значительно большей степени, чем для субъектов коммерческого права, имеют значение внутрикорпоративные нормы и акты, использующиеся хозяйствующими субъектами;
4) особенностями правоспособности. Многие из хозяйствующих субъектов имеют специальную правоспособность (например, различные виды унитарных или казенных предприятий). Для субъектов коммерческого права характерна общая правоспособность. Ограничения правоспособности субъектов коммерческой деятельности могут осуществляться лишь в исключительном порядке в соответствии с требованиями закона. Для субъектов предпринимательского права в некоторых случаях специальными законами предусмотрен режим расширенной правоспособности, которая формирует-ся по-средством передачи субъектам публичных полномочий. В сферу предпринимательской деятельности государством делегируется ряд публичных функций, например по осуществлению лицензирования субъектов в некоторых видах предпринимательской деятельности посредством создания само-регулируемых организаций, которые выступают в гражданском обороте в виде особых частно-публичных субъектов, что совершенно несвойственно субъектам коммерческой деятельности.
Отдельное внимание следует уделить соотношению правового регулирования сфер товарообращения и товаропотребления. Как отмечалось выше, в сфере потребления товар покидает товарный оборот и прекращает выполнять свои функции в обороте в качестве товара. Он переходит в разряд имущества, направленного на удовлетворение личных, домашних, семейных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Именно в сфере потребления действуют нормы гражданского законодательства о розничной купле-продаже (§ 2 гл. 30 ГК РФ) и связанные с ними правила Закона РФ “О защите прав потребителей”, касающиеся купли-продажи. Целевой признак использования товара как имущества является “разделом” между коммерческим и потребительским правом. В зависимости от того, связано ли использование имущества, являющегося товаром, с извлечением прибыли путем осуществления в отношении его предпринимательской деятельности или направлено на непосредственное его потребление по функциональному назначению, зависит применение либо режима коммерческого права, либо правового режима защиты прав потребителей. Договорные отношения по купле-продаже на розничных рынках не входят в сферу правового регулирования коммерческого права именно по целевому признаку использования товара и применению вследствие этого законодательства о защите прав потребителей. Это, однако, не исключает того факта, что сделки между оптовыми потребителями (розничными продавцами) и конечными потребителями товаров на розничных рынках носят предпринимательский характер, потому что хотя бы одной из сторон этого правоотношения является профессиональный предприниматель[9].