Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и цели создания холдинговых компаний
2. Особенности образования и развития холдинговых компаний в России и за рубежом
2.1. История развития холдингов в зарубежных странах
2.2. Особенности развития холдинговых компаний в России
2.3. Оценка эффективности деятельности холдинговых структур
Введение
В мировой практике с точки зрения организационной формы обычно выделяют пять типов современных объединений, не предусматривающих утраты входящими в них предприятиями юридической самостоятельности: ассоциации, холдинги, финансово-промышленные группы, стратегические альянсы и консорциумы. В России практика хозяйственных отношений значительно опережает действующее законодательство. Из перечисленных выше организационных форм Гражданский кодекс РФ предусматривает только ассоциации (союзы), которые могут создаваться коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.
Однако, в настоящее время в России активно создаются и развиваются такие экономические структуры как холдинги. Группе организаций проще противостоять действиям конкурентов, эффективно развиваться, удерживать имеющиеся и постепенно занимать новые ниши на рынке.
Холдинговые образования характерны не только для отраслей естественных монополий и крупного бизнеса. В малом и среднем бизнесе, наверное, «только ленивые» пока еще не создали связанные системой участия хозяйственные общества. И притом, что многие из этих предпринимателей даже не углублялись в выяснение той организационной формы, в которой они осуществляют предпринимательскую деятельность, их бизнес также имеет правовую формухолдинга. При этом осуществление предпринимательской деятельности в холдинговой форме влечет за собой целый ряд правовых последствий, в том числе с точки зрения антимонопольного законодательства, регулирующего «группу лиц», налогового законодательства, предусматривающего особенности налогообложения холдинговых компаний налогами на прибыль, на добавленную стоимость, содержащего специальные требования к ценообразованию в системе взаимозависимых лиц и т.д. Таким образом, для предпринимателей становится весьма актуальным квалифицировать организационную форму своего бизнеса для того, чтобы, с одной стороны, извлечь из нее возможные преимущества, а с другой - оградить себя от ответственности за нарушение требований действующего законодательства, установленных применительно к холдинговым образованиям.
Сегодня в мировой экономике идет укрупнение и объединение компаний в огромные многопрофильные холдинги. Это вызвано, в частности, и недавним мировым финансовым кризисом. Ведь крупные компании более устойчивы к катаклизмам рынка и имеют преимущества перед мелкими в условиях жесткой рыночной конкуренции. Они способны благодаря единой инвестиционной политике правильно распределить средства между партнерами, объединенными в единую производственную цепь, и эффективно проводить свою производственную политику.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей развития холдинговых компаний их видов.
В соответствии с данной целью необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение понятию «холдинг», рассмотреть виды холдинговых компаний;
2) изучить особенности развития холдингов в России и за рубежом;
3) выявить преимущества и недостатки холдинговых компаний в условиях преодоления финансового кризиса и необходимость совершенствования законодательной базы.
Объектом работы являются холдинги и их разновидности.
1. Понятие и виды холдингов
1.1. Понятие и цели создания холдинговых компаний
Прежде всего, следует отметить, что в Гражданском кодексе Российской Федерации понятие «холдинг» и «холдинговая компания» отсутствует.
Термин «холдинговая компания» употреблялся в Законе РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», где говорилось: «На основе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн) или находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации, с согласия Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур для содействия кооперации предприятий-смежников могут быть созданы холдинговые компании. Не допускается создание холдинговых компаний, приводящее к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ), оказания услуг»[1] .
Во Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденном Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 дается следующее определение холдинговой компании: «холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий»[2] .
В соответствии с законопроектом «О холдингах» холдингом считается совокупность двух и более юридических лиц, связанных между собой отношениями, по управлению головной компанией, деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения. Головная компания холдинга в праве проводить инвестиционную, технологическую, производственно-хозяйственную, финансовую и научно-техническую политику холдинга, а так же утверждать его планы перспективного производственного и социального развития. Участники холдинга могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а так же могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс. Однако, холдинги, возникающие в силу договора, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков не ранее, чем через год после вступления в силу договора. Признание холдинга консолидированной группой налогоплательщико в, а так же особенности его налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом. Участники холдинга не несут ответственность по долгам головной компании. Головная компания, которая имеет право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания, отвечает солидарно с участником холдинга по сделкам, заключенным им во исполнение таких указаний. В случае банкротства участника холдинга по вине головной компании последняя несет субсидиарную ответственность по его долгам .
Классическое определение холдинговых компаний, сделано американскими учеными-экономистами Г. Гутману и Г. Дугаллу: «В наиболее общепринятом употреблении этого термина - холдинговая компания есть корпорация, которая владеет пакетом, дающим право голоса акций другой корпорации, достаточным для того, чтобы иметь над нею деловой контроль» .
Холдинги не являются самостоятельной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности, предусмотренной Гражданским кодексом РФ. Холдинговые компании согласно действующему законодательству не подлежат государственной регистрации, следовательно, и возможность прекращения статуса холдинга также не предусмотрена. Признание совокупности лиц холдингом в отсутствие системного правового регулирования этого вида предпринимательских объединений не влечет за собой каких бы то ни было регистрационных процедур и регулируется Гражданским кодексом (в рамках взаимоотношений основное - дочернее общество) и другими законодательными актами о группе лиц .
По способу организации холдинговые компании являются объединениями вертикального типа или неравноправными объединениями, основанными на экономической субординации и контроле одного участника над другими. К числу таких объединений помимо собственно холдинговых компаний относятся также объединения холдингового типа, например, некоммерческие организации с созданными ими хозяйственными обществами; финансово-промышленные группы, создаваемые как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества[6] .
В холдинговых компаниях основные общества (товарищества) в результате владения контрольными пакетами акций (превалирующими долями участия) или вследствие иных обстоятельств участвуют в деятельности органов управления дочерних обществ и осуществляют над ними контроль. Контроль следует отличать от влияния, поскольку не всякое влияние можно считать контролем. Контроль - это определяющее влияние на руководство компанией. Контроль обеспечивает безусловное право принятия или отклонения решений на общем собрании акционеров (участников).
С точки зрения критерия правосубъектности холдинговые компании являются, на наш взгляд, частично правосубъектными предпринимательскими объединениями или объединениями, обладающими отдельными элементами правосубъектности. В общем понимании правосубъектность - это возможность или способность лица быть участником правоотношения, т.е. урегулированного нормами права общественного отношения .
Состояние российской рыночной экономики в настоящий момент таково, что не признавать в качестве субъектов отдельных предпринимательских отношений предпринимательские объединения, хотя и не обладающие статусом юридического лица, но имеющие согласованную экономическую политику и консолидированно выступающие на рынке, было бы опасным прежде всего для самого государства, а также других участников гражданского оборота: кредиторов, акционеров дочерних обществ и пр. В угоду традиционной концепции, что правосубъектностью среди коллективных субъектов права обладают только юридические лица и что правосубъектность может либо быть, либо полностью отсутствовать - нельзя отказаться от объективных процессов развития рыночных отношений в России и от необходимости правового регулирования новых форм интегрированных хозяйствующих субъектов, которыми являются, в частности, холдинговые компании.
Возможность признания за определенными коллективными образованиями частичной правосубъектности представляется реальной, в частности, потому, что категория правосубъектности не является догмой: на протяжении длительного исторического периода это свойство в различных правопорядках признавалось или отрицалось по отношению к различным лицам.
Объединяясь в холдинги на добровольной основе или путем агрессивной скупки акций других компаний, предприятия преследуют вполне определенные цели: укрепление позиций на рынке и получение экономического выигрыша. Основными задачами, которые решаются в процессе создания холдингов, являются :
· создание технологически взаимосвязанных производственных и сбытовых цепочек, что обеспечивает бесперебойное функционирование всех включенных в эту цепочку предприятий и меньшую степень их зависимости от внешних поставщиков. По такому принципу создаются вертикально интегрированные компании, о которых более подробно говорится ниже;
· диверсификация бизнеса, когда в холдинг входят разнородные предприятия, производящие различные виды продукции или услуг. В процессе своего развития компании часто делают производство новых продуктов прерогативой дочерних фирм. Диверсификация способствует наращиванию мощи и повышению устойчивости холдинга путем оперативного перераспределения финансовых и других ресурсов между направлениями бизнеса;
· оптимизация структуры управления, в процессе которой руководство головной компании может сосредоточиться на разработке и решении стратегических задач, обеспечивающих перспективное развитие всей группы компаний. Выполнение текущих рутинных операций переносится на уровень дочерних фирм;
· создание собственной сервисной сети, когда отдельные службы предприятий (ремонтные, транспортные, строительные, сбытовые и т. д.) реорганизуются и регистрируются отдельные юридические лица, которые в централизованном порядке обслуживают все предприятия, входящие в холдинг;
· обособление лицензируемых видов деятельности - аудиторской, страховой, инвестиционной и др. В целом ряде случаев законодательством предусматривается, что лицензируемый вид деятельности для компании должен быть исключительным. И поскольку его нельзя совмещать ни с какими другими видами бизнеса, для осуществления лицензируемой деятельности головной компании приходится создавать дочерние фирмы;
· снижение рисков и повышение устойчивости бизнеса. Разрабатывая новые виды продукции и вводя инновации в технологические процессы, компания подвергает себя определенному риску, так как всегда есть вероятность получения отрицательного результата. Наличие в портфеле предприятия большого числа рисковых проектов приводит к тому, что инвесторы рассматривают такое предприятие как высокорисковое, что приводит к падению рыночной цены акций.
1.2. Классификация холдингов
Литература и, в первую очередь, публикации в периодической печати предлагают обилие словосочетаний, с помощью которых осуществляется классификация холдингов в зависимости от:
- характеристики собственников;
- отраслевой принадлежности дочерних обществ;
- функций дочерних обществ.
Например, при обозначении собственника или группы собственников встречаются, такие словосочетания: «семейный холдинг», «государственный холдинг», «профсоюзный холдинг», «промысловый холдинг». Такие словосочетания как «промышленный холдинг», «страховой холдинг», «банковский холдинг», «энергетический холдинг», или «автомобильный холдинг» свидетельствуют о приоритетной отраслевой направленности финансовых инвестиций .
Наряду с этим, встречаются также следующие определения: «контрольный холдинг», «холдинг на основе менеджмента», «холдинг по управлению делами фирмы», «автономный верховный холдинг» (используется для обозначения основного общества, управляющего концерном), «холдинг ценных бумаг», «холдинг долевого участия», «холдинг капитала». Ввиду различного содержания используемых понятий, необходимо установить научную терминологию и систематизировать понятия, исходя из следующих классификационных признаков :