Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
2. Виды предпринимательских фирм
В рыночной экономике действует огромное множество предприятий, отличающихся размером, отраслевой принадлежностью, особенностями ведения бизнеса, организационно-правовой формой и многим другим.
Одна из наиболее распространенных классификаций организаций, закрепленная законодательно, предполагает деление юридических лиц по организационно-правовой форме предприятий (для России):
- Коммерческие организации:
- товарищества (полные и на вере – коммандитные);
- общества (ранее: ООО, ОДО, ЗАО и ОАО; а с 1 сентября 2014 года – публичные общества и непубличные общества);
- унитарные предприятия (федеральные – ФГУП, муниципальные – МУП, государственные – ГУП);
- производственные кооперативы (артели).
- Некоммерческие организации:
- потребительские кооперативы (жилищные, дачные, гаражные и т.д.);
- общественные организации (политические партии, профсоюзы, общественные движения);
- ассоциации или союзы (саморегулируемые организации, адвокатские палаты и пр.);
- товарищества собственников недвижимости (ТСЖ); фонды (общественные, благотворительные);
- учреждения (ВУЗы. государственные школы, министерства);
- религиозные организации;
- автономные некоммерческие организации;
- публично-правовые компании;
- общины коренных малочисленных народов РФ;
- казачьи общества.
Согласно Федеральному закону от 5 мая 2014 года, № 99-ФЗ.
Кроме того, возможны и другие классификации предприятии:
- По форме собственности:
- частные;
- государственные;
- смешанные (например, частью акций публичной компании владеет государство, а остальными – частные лица, как в случае Сбербанка России и Газпрома);
- находящиеся в собственности общественных организаций.
- По размерам (деление условное):
- малые предприятия (например, с численностью работников до 100 человек);
- средние предприятия (от 100 до 1000 работников);
- крупные предприятия (свыше 1000 работников).
- По целям деятельности:
- коммерческие организации;
- некоммерческие организации.
- По отраслевой принадлежности:
- предприятия капиталоемких отраслей (машиностроение, добывающая промышленность);
- предприятия трудоемких отраслей (сфера услуг);
- предприятия материалоемких отраслей (пищевая промышленность);
- предприятия наукоемких отраслей (компании сферы IT, микробиологическая промышленность, аэрокосмическое производство).
- По уровню конкурентоспособности:
- неконкурентоспособные предприятия;
- предприятия конкурентоспособные на местных рынках;
- предприятия конкурентоспособные на мировых рынках.
3. Как выглядит современная фирма
Современная фирма - это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня.
Главное в нынешней фирме - ее кадровая компонента: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально- техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность - производные от таланта и труда ее коллектива.
Фирма влияет на судьбы своих сотрудников, воздействует на жизнь многих людей разных стран. «Дженерал моторс», «Крупп», «Нобель», «Тойота», «Грюндиг», «АйБиЭм», «Форд» - олицетворяют экономическую власть, могущество, политическое влияние. Фирмы насыщают рынок высококачественной продукцией, поднимают на транснациональную высоту авторитет президентов и премьер-министров. На сильные фирмы опирается государственная политика макроэкономической стабилизации.
В современном мире в легальной экономике насчитывается около 50 млн. фирм - разнообразных предпринимательских структур, 99% которых относятся к малому и среднему бизнесу. Они крайне неравномерно распределяются по континентам и странам. Свыше 20 млн. фирм функционирует в США, около 16 млн. - в странах ЕС, свыше 7 млн. - в Японии, 5 млн. фирм приходится на европейские страны, не входящие в ЕС. Конечно, фирма фирме рознь. 20 млн. мельчайших и мелких фирм не заменят 500 крупнейших, на которые приходятся главные направления наукоемких и традиционных производств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предприятие создается для производства необходимых обществу материальных благ, для предоставления разнообразных услуг населению. Непосредственным стимулом для организации производства, основания предприятия является перспектива получить прибыль и употребить ее для удовлетворения соответствующих потребностей. Иначе говоря, заданием всех производственных, научно-исследовательских, коммерческих предприятий является удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах, услугах и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества предприятия.
Переход к рыночным отношениям хозяйствования обостряет проблему поиска путей стабильной работы предприятий. Наиболее важным стабилизирующим и одновременно с этим мало изученным фактором является создание внутрихозяйственной (относительно предприятия) инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, которые выдвигаются к условиям и характеру труда, взаимосвязи интересов отдельных работников и коллективов, социально-психологической обстановке. Недостаточно уделено внимание этим требованиям как при создании новых, так и в процессе организации функционирования действующих предприятий приводит к тому, что обеспечение предприятий высокопроизводительным оборудованием часто характеризуется низкой экономической эффективностью.
Анализ опыта процветающих фирм в развитых странах приводит к выводу, что их стабильно высокие результаты определяются обеспечением взаимодействия технологических, организационных и социальных элементов производства, которое достигается благодаря реализации новой концепции развития экономики. Основу этой концепции составляет ориентация управления на человека, в отличие от применяемых долгое время методов, при которых главными объектами управления были комплексы машин и технологические процессы.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Нормативно-правовые акты:
- Гражданский Кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 07.04.2020) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)
- Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 07.04.2020) "Об обществах с ограниченной ответственностью"
- Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральный закон "О производственных кооперативах" от 08.05.1996 N 41-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.1999 N 160-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральный закон "О жилищных накопительных кооперативах" от 30.12.2004 N 215-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральный закон "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 05.05.2014 N 99-ФЗ (последняя редакция)