Файл: ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Оценка стоимости бизнеса осуществляется в рамках трех подходов. Их реализация предполагает предварительный анализ объекта оценки, его количественных и качественных характеристик. Поэтому проводится анализ внешней и внутренней среды оцениваемого объекта, результаты которого отражаются на формировании величины его стоимости.

Во внешней среде рассматривается состояние:

-Макроэкономики (динамика основных макроэкономических показателей и их прогноз, демография, социальная политика, фондовый рынок, и т.д.)

-региона

-отрасли, в которой функционирует предприятие (рынки сбыта, конкуренция и т.д.).

Во внутренней среде рассматривается:

-юридическая информация (правоустанавливающие, уставные и регистрационные документы, проспекты эмиссии, договоры с контрагентами, трудовые договоры и др.)

-финансово-экономическая информация (внешняя бухгалтерская отчетность за последние 3-5 лет.)

-техническая информация (мощности предприятия, уровень технологий, техническое состояние оборудования, качество и номенклатура выпускаемой продукции, описание технологического процесса, степень соответствия технологий и продуктов мировому уровню и т.д.);

-информация общих вопросов (история развития предприятия, менеджмент и кадровый потенциал, организационная структура и др.).

Одним из самых информативных источников информации в ходе оценки стоимости бизнеса является внешняя бухгалтерская отчетность организации. Она является обобщающим источником информации об имуществе организации и источниках его формирования, доходах и расходах организации.

Но, ее применение для целей оценки в том виде, в котором она представляется внешним пользователям, не совсем корректно.

Это связано с тем, что, оценивая динамику показателей отчетности, аналитик задумывается о влиянии инфляции на формирование показателей. При использовании показателей отчетности для прогноза данных в доходном и сравнительном подходе о влиянии случайных явлений (доходов, расходов) на формирование финансовых результатов деятельности и величины активов организации. При использовании в сравнительном подходе предприятий-аналогов из других стран о сопоставимости показателей отчетности, составленной в разных стандартах и т.д.

Поэтому возникает необходимость проведения ряда процедур с отчетностью оцениваемой организации с целью устранения этих и других проблем.


1.Основные этапы подготовки информации при оценке стоимости бизнеса

Выделяют четыре этапа подготовки бухгалтерской отчетности к оценке:

1.   Инфляционная корректировка.

2.   Нормализация отчетности.

3.   Трансформация отчетности.

4.   Финансовый анализ отчетности.

1.1 Инфляционная корректировка

Инфляционная корректировка - проводится с целью приведения показателей отчетности в сопоставимый вид с учетом инфляционного изменения цен и формирования выводов о динамике этих показателей на основе скорректированных данных.

Инфляционная корректировка может осуществляться 2-мя способами:

1) по колебанию курса валют

2) по колебанию уровня цен.

Первый метод наиболее простой, однако дает неточные результаты, так как курсовые соотношения рубля и доллара не совпадают с их реальной покупательной способностью.

Второй метод можно применять по активу баланса в целом (метод учета изменения общего уровня) или по каждой позиции (статье) актива.

При использовании метода учета изменения общего уровня:

Статьи пересчитываются без учета структуры активов. Применяется общий индекс для всего имущества, корректировке в этой ситуации подлежат не только «неденежные» статьи отчетности (как это происходит в случае индивидуального пересчета цен), но и «денежные» (деньги, дебиторская и кредиторская задолженности).

При использовании метода пересчета статей учитывается разный уровень роста цен на различные товарно-материальные ценности (корректировке подвергаются только «неденежные» статьи).

1.2 Нормализация отчетности

Проблема «реалистичности» данных тесно связана с проблемой использования данных бухгалтерского учета для составления и расчета показателей денежного потока. Прогнозы объемов производства, капитальных вложений, величин износа базируются на ретроинформации бухгалтерского учета, его первичных документах – иного источника информации нет.

Таким образом, как для западного, так и для российского специалиста актуальной следует считать проблему проведения корректировок данных бухгалтерского учета, вследствие которой их можно было бы использовать для целей оценки.

На западе внесение таких корректировок называется процедурой нормализации. Нормализующие корректировки проводятся по следующим направлениям:


-корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов, нефункционирующих активов,

-корректировка метода учета операций,

-корректировка величины собственного оборотного капитала (прибавление суммы избыточного капитала или вычитание суммы недостатка).

Основная цель проведения нормализации бухгалтерской отчетности - это определение доходов и расходов, характерных для нормально действующего бизнеса.

Отчетность, составленная в соответствии с принципами бухгалтерского учета, не определяет реальную рыночную стоимость имущества. Это связано с возможностью использования различных вариантов учета операций, списания товарно-материальных ценностей, а также возможным учетом части активов не по рыночной стоимости.

Нормализация отчетности в процессе оценки проводится всегда. В отчете должны разъясняться корректировки, проводимые в ходе нормализации отчетности.

В зависимости от цели проведения нормализации отчетность может корректироваться для определения рыночной стоимости активов.

Важно помнить, что нормализованная отчетность может использоваться только в целях оценки, так как проводится для упрощения работы оценщика при подготовке отчетного заключения.

На качество оценки большое влияние оказывает рассчитанный показатель прибыли, так как он является основой расчета денежного потока. Поэтому при нормализации отчетности оценщик должен проверить доходы и расходы предприятия на предмет включения в них случайных доходов и расходов, которые искажают результат деятельности относительно нормально действующего бизнеса. Кроме случайных (нетипичных) доходов и расходов следует исключить доходы и расходы, не связанные с основной производственной деятельностью предприятия. Иногда корректировке могут подвергнуться расходы, превышающие средние значения по аналогам.

Кроме того, на величину прибыли существенное влияние могут оказать выбранные методы учета списания запасов (ЛИФО, ФИФО, по средней себестоимости, по стоимости единицы) и начисления амортизации (ускоренный метод, с учетом понижающих коэффициентов и т.д.). Нормализовать нужно отчетность, если применяются методы списания запасов ЛИФО, ФИФО и по стоимости единицы, а также, если существует отклонение от линейного метода начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.

В современной российской практике не существует официально признанной методики проведения необходимых корректировок данных бухгалтерского учета, используемых для составления расчета денежного потока, т.е. на сегодняшний момент отсутствуют методические рекомендации по проведению нормализации исходной информации.


1.3 Трансформация отчетности

Трансформация бухгалтерской отчетности - проводится с целью приведения к единой основе (например, международным стандартам отчетности) финансовой отчетности оцениваемой компании и компаний-аналогов.

Иными словами, трансформация – это корректировка отчетности для приведения к единым стандартам бухгалтерского учета. Трансформация отчетности не является обязательной и проводится оценщиком в случае необходимости. Необходимость трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами обусловлена требованием сопоставимости информации.

Бухгалтерская отчетность в трансформированном виде – более достоверная и надежная база для сравнения показателей деятельности оцениваемого предприятия с теми же показателями предприятий-аналогов и среднеотраслевыми параметрами различных стран.

1.4 Финансовый анализ отчетности

Финансовый анализ применяется для исследования экономических процессов и экономических отношений, показывает сильные и слабые стороны предприятия и используется для принятия оптимального управленческого решения.

В рамках анализа проводится оценка внешней финансовой (бухгалтерской) отчетности за последние 3–5 лет с целью определения будущего потенциала бизнеса на основе его текущей и прошлой деятельности.

Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа (цели оценки), а также различных факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения.

Возможности финансового анализа в значительной степени определяются качеством и количеством информационного обеспечения.

В состав внешней бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета традиционно включаются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

В российских условиях, безусловно, необходимо использовать информацию, содержащуюся в приложениях к вышеуказанным первым двум формам: Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительная записка.

Проведение финансового анализа в оценке стоимости предприятия имеет свои цели.


Для доходного подхода финансовый анализ определяет:

-доходность бизнеса

-взаимозависимости и тенденции показателей отчетности прошлых лет для их прогноза

-соотношение постоянных и переменных затрат в общей их величине (если имеется дополнительная информация)

-величину коэффициентов, на основе которых делаются выводы о рискованности вложения средств в данное предприятие, и определяется величина премий за риск при расчете ставки дисконтирования. 

Для сравнительного подхода финансовый анализ определяет место оцениваемого предприятия среди аналогов по результатам рейтинговой оценки. 

Для затратного подхода финансовый анализ служит дополнительным источником информации для принятия решения о выборе метода оценки, а также может быть использован для оценки величины отдельных активов организации.

Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры:

-Экспресс-анализ финансового состояния.

-Детализированный анализ финансового состояния

Экспресс-анализ финансового состояния.

Его целью является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа рассчитываются различные показатели, дополняемые оценками, основанными на опыте и квалификации специалиста.

Экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа:

-подготовительный этап;

-предварительный обзор финансовой отчетности;

-экономическое чтение и анализ отчетности.

Цель первого этапа – принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей, проверяется правильность и ясность всех отчетных форм, проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги.

Цель второго этапа – ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта.

Третий этап – основной в экспресс-анализе. Его цель – обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей.