Файл: Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителя..pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО ОТРАСЛЕВОМУ ПРИЗНАКУ
2. ОРГАНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАЩИЩАЮЩИЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ
3. ДОГОВОРНАЯ И ВНЕДОГОВОРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
4. ГАРАНТИИ ПРАВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
Вина причинителя вреда не является необходимым условием ответственности. Однако неимущественный (моральный) вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит компенсации при наличии вины причинителя вреда (ч. 1 ст. 15 Закона "О защите прав потребителей").
Продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения (ст. 1098 ГК).
Потерпевшим в этом обязательстве является гражданин-потребитель, а также гражданин-предприниматель или юридическое лицо, приобретающие товар (принимающие услугу или результат работы) в потребительских целях.
Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если он причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Если на товар (результат работы) срок службы или срок годности не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности, либо потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар (результат работы) по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения[4].
Если в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно - с даты изготовления товара (окончания выполнения работы).
Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего.
Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.
Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.
Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги)[5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проделанной работе, необходимо отметить основные положения.
Статья 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" содержит общие положения об ответственности за нарушение прав потребителей. Продавец (изготовитель, исполнитель) за допущенное нарушение прав потребителя несет следующую ответственность.
Уплату неустойки (пени). Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Возмещение убытков потребителя в полном объеме. Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Различие убытков и неустойки состоит в том, что для получения неустойки потребителю не нужно доказывать факта причинения убытков из-за нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем) его прав, т.е. в любом случае неисполнения своих обязанностей продавец (изготовитель, исполнитель) обязан выплатить потребителю неустойку. При взыскании убытков необходимо доказывать сам факт их наступления и их размер в денежном выражении. Пункт 2 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей" устанавливает, что убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки. Это, естественно, улучшает положение потребителя и устанавливает для продавца (изготовителя, исполнителя) дополнительные меры ответственности.
Исполнение обязательства перед потребителем в натуре. Согласно ст. 13 указанного Закона продавец не освобождается от надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей перед потребителем даже после возмещения всех убытков потребителю, оплаты неустойки (пени) за нарушение его прав; продавец (изготовитель, исполнитель) должен надлежащим образом исполнить свои обязанности перед потребителем.
Однако данный Закон предусматривает единственный случай, когда продавец (изготовитель, исполнитель) не отвечает за неисполнение своих обязательств перед потребителем, если неисполнение имело место вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам относятся чрезвычайные и непредотвратимые происшествия, не зависящие от воли обязанного лица. К ним относятся, в частности, наводнения, ураганы, сели, иные стихийные бедствия и катастрофы. В данном случае продавец (изготовитель, исполнитель) должен доказать, что неисполнение им своих обязанностей произошло ввиду таких обстоятельств.
Порядок удовлетворения продавцом (изготовителем, исполнителем) требований потребителя об уплате неустойки (пени) может быть добровольным либо судебным. При предъявлении потребителем требований к продавцу (изготовителю, исполнителю) об уплате неустойки последний может уплатить неустойку или отказать потребителю в ее уплате. В случае отказа потребитель вправе обратиться в суд с иском о взыскании неустойки. В таком случае суд взыскивает с продавца (изготовителя, исполнителя) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция РФ от 12.12.1993 года;
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ принят ГД ФС РФ 21.10.1994 г. ред. от 27.12.2019 г.;
- Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 в ред. от 23.11.2019 г. с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2010 г.;
- Гафарова Г.Р. "Защита прав потребителей: Учебное пособие" под ред. З.М. Фаткудинова, изд-во "Юстицинформ", 2018;
- Гришаев С.П. "Права потребителей" подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018;
- Дворецкий В.Р. "Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей", 4-е издание, переработанное и дополненное, изд-во "ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019;
- Еналеева И.Д. "Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов", изд-во "Дашков и К", 2017;
- "Конфликты с покупателями: проблемы и решения" под ред. А.В. Сутягина, изд-во "ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019.
-
Гришаев С.П. "Права потребителей" подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018; ↑
-
Гафарова Г.Р. "Защита прав потребителей: Учебное пособие" под ред. З.М. Фаткудинова, изд-во "Юстицинформ", 2018; ↑
-
Еналеева И.Д. "Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов", изд-во "Дашков и К", 2017; ↑
-
Гафарова Г.Р. "Защита прав потребителей: Учебное пособие" под ред. З.М. Фаткудинова, изд-во "Юстицинформ", 2018; ↑
-
"Конфликты с покупателями: проблемы и решения" под ред. А.В. Сутягина, изд-во "ГроссМедиа", "РОСБУХ", ф. ↑