Файл: Принципы оценки стоимости бизнеса. (Теоретические основы.).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы.
1.1 Сущность и цели оценки стоимости предприятия (бизнеса).
1.2 Основные принципы оценки стоимости предприятия (бизнеса)
Принципы, обуславливаемые действием рыночной среды.
1.3 Процесс оценки стоимости предприятия (бизнеса)
1.4 Методы оценки стоимости предприятия
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) с применением методов доходного подхода
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) с применением методов имущественного (затратного) подхода.
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) с применением методов сравнительного (рыночного) подхода.
1.5 Расчет поправки за контроль при оценке пакетов акций российских компаний
1.3 Процесс оценки стоимости предприятия (бизнеса)
Процесс оценки – это последовательность действий, выполняемых в ходе определения стоимости. Он состоит из нескольких этапов.
На первом этапе осуществляется постановка задачи. Здесь идентифицируется объект оценки, подробно описывается, определяются связанные с ним юридические права. Устанавливается цель оценки – возможность использования заключения об оценочной стоимости (определение рыночной стоимости, инвестиционной стоимости, ликвидационной стоимости и т.д.), т.е. цель оценки обычно состоит в определении какой-либо оценочной стоимости, что необходимо клиенту для принятия решения. Устанавливается на этом этапе вид оцениваемой стоимости, и дата проведения оценки. Дата проведения оценки (п. 8 Стандартов оценки) – календарная дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.
На втором этапе осуществляется составление плана работ. На этом этапе:
1. Составляется график работ по оценке (план и календарный график);
2. Устанавливаются источники и способы сбора информации, а также затраты на сбор и обработку информации;
3. Разрабатывается оценочная методология, соответствующая цели оценки и виду оцениваемой стоимости исходя из имеющейся информации;
4. Определяется вознаграждение оценщика исходя из всех запланированных затрат с учетом объема и сложности работ.
На третьем этапе проводится сбор и обработка данных. Здесь осуществляется сбор как внутренней (непосредственно об объекте), так и внешней (окружающей среде, политических, экономических, социальных факторах, влияющих на стоимость объекта) информации об объекте. Данные проверяются на полноту и достоверность. Недостоверные данные должны быть отсеяны.
На четвертом этапе осуществляется оценка стоимости объекта на основе трех общепринятых подходов: сравнительного, доходного и затратного.
На пятом этапе проводится согласование результатов. Оно заключается:
- В проверке правильности всех математических расчетов;
- В проверке данных, на которых основывается оценка;
- В проверке обоснованности допущений, принятых во время определения стоимости;
- В обобщении всей информации, проверке логических допущений и суждений, синтезе оценочных стоимостей, полученных с использованием трех подходов, в единое окончательное заключение об оценочной стоимости объекта – итоговую величину стоимости объекта.
На шестом этапе составляется отчет об оценке – готовый документ, предоставляемый оценщиком заказчику и содержащий заключение об оценочной стоимости объекта (подробное описание отчета можно найти в статье 11 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», правила составления во Временных правилах оценочной практики профессиональных оценщиков недвижимости, расположенной в границах территории Москвы (Распоряжение Мэра Москвы от 29.06.1998 г. № 644-РМ)).
1.4 Методы оценки стоимости предприятия
При определении стоимости оцениваемого контрольного пакета акций сначала рассчитывалась стоимость 100% пакета, а затем пропорционально ему определялась стоимость оцениваемого 51 % пакета с учетом премии за контрольный характер пакета и необходимой скидки на не ликвидность.
При определении рыночной стоимости бизнеса (предприятия) в соответствии с международными стандартами, стандартами РОО и принятой в России практикой оценки могут использоваться три принципиально различных подхода (доходный, затратный и сравнительный (рыночный)), внутри которых могут быть варианты и различные методы расчётов.
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) с применением методов доходного подхода
Подход с точки зрения дохода, представляет собой процедуру оценки, исходя из того принципа, что стоимость собственности непосредственно связана с текущей стоимостью всех будущих чистых доходов, которую она генерирует в процессе использования.
Другими словами, инвестор приобретает активы на сегодняшние деньги в обмен на право получать в будущем доход от их коммерческой эксплуатации и от последующей продажи. Причем, данное положение распространяется практически на все виды активов, начиная от недвижимости и оборудования и заканчивая коммерческими предприятиями, банками, ценными бумагами и т. д.
Также следует отметить, что в соответствии с разделом II-A Стандарта BVS-VII (BVS - Business Valuation Standard) «Доходный подход к оценке бизнеса» Американского Общества Оценщиков доходный подход (Income Approach) определяется как общий способ определения оценочной стоимости предприятия, доли акционеров в капитале предприятий или ценных бумаг, в рамках которого используются один или более методов, основанных на пересчете ожидаемых доходов.
Примерами методов, применяемых в рамках доходного подхода, являются:
- Метод капитализации прибыли;
- Метод дисконтированных денежных потоков.
При использовании метода капитализации, величина доходов (прибыли) делиться или умножается на коэффициент капитализации (мультипликатор) для перерасчета доходов предприятия в его стоимость. Коэффициент капитализации может быть рассчитан на основе ставки дисконта (с вычитанием из ставки дисконта ожидаемых среднегодовых темпов роста денежного потока). Метод капитализации дохода в наибольшей степени подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые величины прибыли (или темпы роста ее будут равномерными). В отличии от оценки недвижимости в оценке бизнеса данный метод не получил широкого распространения из-за значительных колебаний величин прибылей или денежных потоков по годам, характерных для большинства оцениваемых предприятий.
Когда не удается сделать предположение в отношении стабильности дохода и/или их темпов роста, используется метод дисконтированных денежных потоков, который основан на оценке доходов в будущем для каждого из нескольких временных промежутков. Эти доходы затем пересчитываются в стоимость путем использования ставки дисконта и техники текущей стоимости.
Особенностью методов дисконтированных денежных потоков и их главным достоинством является то, что они позволяют учесть несистематические изменения потока доходов, которые нельзя описать какой-либо математической моделью. Данное обстоятельство делает привлекательным использование метода дисконтированных денежных потоков в условиях российской экономики, которая характеризуется сильной нестабильностью цен на готовую продукцию, сырье, материалы, кредитные ресурсы и прочие компоненты, существенным образом влияющие на стоимость оцениваемого бизнеса.
Метод дисконтированных денежных потоков может быть использован для оценки любого действующего предприятия. Применение данного метода наиболее обосновано для оценки предприятий, имеющих историю хозяйственной деятельности, находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития, для которой возможно построение прогноза будущего развития. Необходимо проявлять разумную осторожность в применении этого метода для оценки новых предприятий, пусть даже много обещающих. Для предприятий, терпящих систематические убытки, этот метод применим в большей степени для принятия управленческих решений, чем для определения рыночной стоимости бизнеса.
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) с применением методов имущественного (затратного) подхода.
Суть данного подхода заключается в том, что все активы предприятия (здания, машины, оборудование, запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения и т.д.) оцениваются по рыночной стоимости. Далее из полученной суммы вычитают стоимость обязательств предприятия. Итоговая величина показывает рыночную стоимость собственного капитала предприятия. Для расчетов используются данные баланса предприятия на дату оценки (либо на последнюю отчетную дату). Проводится корректировка счетов баланса до рыночной стоимости.
Существуют два метода определения стоимости бизнеса в рамках затратного подхода.
- Метод чистых активов;
- Метод ликвидационной стоимости.
Метод чистых активов. При применении данного метода предприятие оценивается с точки зрения издержек на его создание при условии, что предприятие останется действующим и у него имеются значительные материальные активы.
Чтобы определить стоимость компании, необходимо провести оценку обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, определить текущую стоимость обязательств, а затем из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычесть текущую стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия.
Этот метод главным образом используется в следующих ситуациях:
- Стоимость компании существенно зависит от стоимости ее материальных активов и относительно меньшая часть стоимости ее продукции связана с такими факторами как труд или нематериальные активы.
- Компания не имеет устоявшейся истории доходов; отмечаются значительные колебания соотношения «Доходы/Денежный поток».
В рамках затратного подхода метод чистых активов наиболее часто применяется в оценочной практике.
Метод ликвидационной стоимости предприятия применяется, когда предприятие находится в ситуации банкротства или ликвидации, либо есть серьезные сомнения в способности предприятия оставаться действующим. Ликвидационная стоимость представляет собой чистую денежную сумму, которую собственник предприятия может получить при ликвидации предприятия, раздельной распродаже его активов и после расчетов со всеми кредиторами. Чистая выручка от ликвидации активов компании с учетом погашения задолженности дисконтируется в текущую стоимость с помощью подходящей ставки дисконтирования.
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) с применением методов сравнительного (рыночного) подхода.
Сравнительный подход в оценке бизнеса предполагает, что ценность активов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии достаточно сформированного фондового рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком. Данный подход предусматривает использование информации по открытым компаниям, акции которых котируются на фондовом рынке, такая информация может использоваться в качестве ориентиров и при оценке компаний закрытого типа или открытых компаний, акции которых не котируются на фондовом рынке.
Особое внимание при сравнительном подходе уделяется:
- теоретическому обоснованию сравнительного подхода, сфере его применения, особенностям применяемого метода;
- критериям отбора сходных предприятий;
- характеристике важных ценовых мультипликаторов и специфике их использования в оценочной практике;
- выбору величин мультипликаторов, взвешиванию промежуточных результатов, внесению поправок.
В рамках данного подхода используются следующие методы оценки.
- Метод рынка капитала;
- Метод сделок (продаж);
- Метод отраслевых соотношений.
Метод рынка капитала, который базируется на ценах, реально выплаченных за акции сходных компаний на фондовых рынках. Данные о сопоставимых предприятиях при использовании соответствующих корректировок могут послужить ориентирами для определения стоимости оцениваемого предприятия. Преимущество данного метода заключается в использовании фактической информации, а не прогнозных данных, имеющих известную неопределенность. Для реализации данного метода необходима достоверная и детальная финансовая и рыночная информация по группе сопоставимых предприятий. Выбор сопоставимых предприятий осуществляется исходя из анализа сходных предприятий по отрасли, продукции, диверсификации продукции (услуг), жизненному циклу, географии, размерам, стратегии деятельности, финансовым характеристикам (рентабельности, темпам роста и пр.). Метод определяет уровень стоимости неконтрольного пакета акций. Информацию по сделкам с миноритарными пакетами акций можно получить в базе данных AK&M-list, а также на сайтах специализированных информационных агентств Финмаркет, Интерфакс, НАУФОР и др.