Файл: ИСПОЛНЕНИЕ И ОТБЫВАНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 776

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Ограничение свободы представляет собой новый вид наказания, ранее неизвестный уголовному и уголовно-исполнительному праву России.

Актуальность темы. На протяжении вот уже нескольких лет в Российской Федерации проводится политика либерализации и гуманизации уголовного законодательства: оценка деяния человека, новый подход к наказанию преступника приводят к уменьшению численности осужденных в местах лишения свободы. Кроме того, стали чаще применяться альтернативные виды наказания, не связанные с лишением свободы. Судебная практика развивается по пути расширения применения мер, не связанных с лишением свободы[1]. В результате значительное число лиц не попадает под влияние криминальной части осужденных, вследствие чего происходит сокращение профессиональной преступности.

В 2009 году Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 27.12.2009 № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о наказании в виде ограничения свободы». Поправки вступили в силу 10 января 2010 года. По мнению практиков права, принятие такого закона - положительное явление. При большей разновидности видов наказаний у судей появляется возможность использовать индивидуализацию наказания. Эта норма предусматривает ограничение для осужденного по перемещению, месту работы и учебы. Сущность его заключается в соединении определенных элементов изоляции с обязательным общественно полезным трудом под жестким контролем органов, исполняющих наказания.

Доля осужденных к ограничению свободы, начиная с момента введения этого наказания в действие, увеличилась более чем в 4 раза. Удельный вес ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания, составлял 0,95 % от общего количества ежегодно осуждаемых лиц в Российской Федерации в 2012 г., 1,40 % — в 2013 г., 2,80 % — в 2014 г., 4,35 % — в 2015 г., 3,75 % — в 2016 г., 3,90 % — в 2017 г., 4,10 % — в 2018 г. За аналогичный период почти в 8 раз увеличилась и доля осужденных к ограничению свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания: 0,14 % от общего количества ежегодно осуждаемых лиц в Российской Федерации в 2012 г., 0,50 % — в 2013 г., 0,80 % — в 2014 г., 0,90 % — в 2015 г., 0,95 % — в 2016 г., 1,06 % — в 2017 г., 1,10 % — в 2018 г[2].

При ограничении свободы осужденные отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах. Они находятся под надзором и обязаны, в частности, работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра, постоянно находиться в пределах исправительного центра и не покидать его без специального разрешения, проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях и без разрешения не покидать их в ночное время. Осужденным, не допускающим нарушений Правил внутреннего распорядка исправительных центров и имеющим семью, может быть разрешено проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади.


Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы не сможет уходить из дома или квартиры в определенное время суток, без уведомления надзорного органа изменять место жительства или пребывания, место работы или учебы, выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования. Осужденный не сможет посещать определенные места, в том числе массовые мероприятия. Суд возлагает на него определенные обязанности: он должен будет от одного до четырех раз в месяц являться для регистрации в орган, осуществляющий надзор.

Тем не менее, имеются ряд проблем, которые требуют своего разрешения. Так, представляется необходимым всесторонне проанализировать законодательство по применению данного вида наказаний и обосновать рекомендации по дальнейшему совершенствованию нормативного регулирования порядка организации его применения на практике в современных условиях. Указанные обстоятельства и обусловили необходимость изучения данного вида наказаний, что свидетельствует об актуальности избранной темы курсовой работы.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть исполнение наказания в виде ограничения свободы.

Достижение данной цели планируется путём решения следующих задач:

  1. Изучить порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы;
  2. Рассмотреть порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы;
  3. Проанализировать обязанности УИИ при исполнении наказания в виде ограничения свободы;
  4. Рассмотреть меры поощрения, применяемые к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы.

Объект работы - система правоотношений взаимодействующих при реализации исполнения наказания в виде ограничения свободы.

Предмет исследования - УИК РФ, УК РФ, уголовно-исполнительная практика деятельности системы исполнения наказания в виде ограничения свободы, проблематика исполнения наказания в виде ограничения свободы, а так же учебные, научные и справочные материалы.

Теоретическая основа работы. Количество источников, рассматриваемых исполнение наказания в виде ограничения свободы, представлено довольно широко. Подробнее данную тему рассматривали и продолжают исследования такие авторы, как: Селиверстов В.И., Конгер П.Е., Рыбак М.С., Валеев В.Х., Борисов А.Б. и другие.

Методы исследования. В основу работы положены следующие методы: диалектический, правовой, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический.

Юридической базой исследования явились законодательные акты различных уровней: международно-правовые акты по правам человека, в том числе регламентирующие обращение с осужденными; Конституция Российской Федерации; действующее уголовное, уголовно-исполнительное, гражданское законодательство РФ, а также подзаконные нормативные акты, регулирующие порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы.


Глава 1. Исполнение наказания в виде ограничения свободы

 

§1. Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы

Необходимо отметить, что исполнение наказания в виде ограничения свободы до 2010 возлагалось на специальные учреждения - исправительные центры.

Сущность этого наказания заключалась в том, что при ограничении свободы затрагивалась личная свобода осужденного, возможность распоряжения собой, свобода передвижения, выбора места жительства и места пребывания. Осужденный отрывался от своего прежнего социального окружения, семьи, коллег по работе и помещался в исправительный центр, где на него распространялся принудительный режим и где его поведение регламентировалось нормами права.

Законодатель устанавливал, что осужденные, как правило, направлялись для отбывания наказания в исправительные центры, расположенные в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, за исключением осужденных, которым ограничение свободы было назначено в порядке замены иного вида наказания, а также, если по месту жительства осужденного такой исправительный центр отсутствовал. В этих случаях осужденные могли быть направлены в исправительные центры на территории другого субъекта РФ[3].

Направление осужденных в места ограничения свободы осуществлялось в двух формах: самостоятельно и под стражей. Лица, осужденные к ограничению свободы, следовали в исправительный центр самостоятельно. Осужденные, которым неотбытая часть лишения свободы заменена ограничением свободы, могли быть направлены в исправительный центр под стражей. Решение об этом принимали суд при вынесении определения о замене одного вида наказания другим, более мягким видом наказания. В аналогичном порядке могли быть направлены в места ограничения свободы, осужденные к ограничению свободы в случаях его уклонения от получения предписания о выезде, либо невыезде к месту ограничения свободы в установленный срок.

Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к ограничению свободы не позднее 10 суток со дня получения соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) вручала осужденному предписание о направлении к месту отбывания наказания. В предписании с учетом необходимого для проезда времени указывался срок, в течение которого осужденный должен был прибыть к месту отбывания наказания. Осужденные к ограничению свободы или осужденные, которым это наказание назначено в порядке замены иного вида наказания, следуют к месту отбывания наказания за счет государства самостоятельно. С учетом личности осужденного, места расположения исправительного учреждения и исправительного центра осужденный по определению суда могли быть направлены в исправительный центр в порядке, установленном для осужденных к лишению свободы. Осужденные, которым неотбытая часть лишения свободы была заменена ограничением свободы, освобождались из-под стражи и следовали в исправительный центр за счет государства самостоятельно. Администрацией исправительного учреждения осужденному могли быть также разрешены краткосрочные выезды на срок до пяти суток без учета времени нахождения в пути с последующим самостоятельным прибытием в исправительный центр[4]. В этом случае администрация исправительного учреждения вручала осужденному предписание о выезде к месту отбывания наказания с указанием маршрута следования и времени прибытия в исправительный центр с учетом срока разрешенного выезда. В случае уклонения осужденного от получения предписания, или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявлялся в розыск и подлежал задержанию на срок до 48 часов. Данный срок мог быть продлен судом до 30 суток. После задержания осужденный направлялся к месту отбывания наказания в порядке, установленном для осужденных к лишению свободы, либо в суд направлялось представление о замене ограничения свободы лишением свободы.


Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы регламентируется гл. 8 УИК[5]. Оно предусмотрено в ст.ст. 44, 53 УК РФ и применяется как основное наказание. В качестве дополнительных к нему могут быть назначены штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград. Ограничение свободы входит в группу наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Исполнение ограничения свободы на сегодняшний день возлагается на специализированный государственный орган - уголовно-исполнительную инспекцию.

Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. В день поступления копии приговора (определения, постановления) суда инспекция регистрирует его в журнале входящих документов и журнале учета осужденных к ограничению свободы. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания.

Осужденный, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, и осужденный, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, освобождаются из учреждения, в котором они отбывали наказание в виде лишения свободы, и следуют к месту жительства самостоятельно за счет средств федерального бюджета. Администрация исправительного учреждения в день освобождения осужденного к лишению свободы, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного наказания, либо при замене осужденному к лишению свободы неотбытой части наказания в виде лишения свободы на наказание в виде ограничения свободы: определяет дату явки осужденного, в инспекцию исходя из времени, необходимого на проезд, из расчета следования до места жительства или пребывания кратчайшим путем с наименьшим количеством пересадок; вручает осужденному предписание о выезде к месту жительства или пребывания с указанием маршрута следования и времени явки в инспекцию по месту жительства для постановки на учет; незамедлительно направляет в инспекцию по месту жительства или пребывания осужденного документы - копию приговора (определения, постановления) суда, а также справку на осужденного с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения осужденного, даты освобождения, информацию, имеющуюся в личном деле, о родственниках осужденного, подписку осужденного о необходимости явки в инспекцию[6].


В течение трех дней после освобождения в соответствующую инспекцию направляется характеристика на осужденного, заключение. При освобождении по окончании срока осужденного к лишению свободы, которому назначено ограничение свободы в качестве дополнительного вида наказания, исправительное учреждение направляет указанные документы не позднее чем за двадцать дней до окончания срока наказания. Если дислокация инспекции неизвестна, документы направляются в соответствующий территориальный орган УИС.

Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на персональный учет. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию.

Уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы извещает об этом орган внутренних дел по месту жительства осужденного.

Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, а также в качестве дополнительного при условном осуждении, исчисляется со дня постановки осужденного на учет инспекцией, в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы - со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. В срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин. При установлении данного факта инспекция проводит с осужденным беседу, получает объяснение и выносит постановление о незачете в срок наказания определенного периода времени. Постановление объявляется осужденному под роспись. Об отказе осужденного от подписи составляется акт. О незачете в срок наказания времени, в течение которого осужденный самовольно отсутствовал по месту жительства, инспекция информирует заинтересованные службы органов внутренних дел, территориальный орган Федеральной миграционной службы, военный комиссариат, производит соответствующие отметки в журнале учета осужденных.

Уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности.

Инспекция при наличии достаточных оснований и подтверждающих официальных документов вносит в суд мотивированное представление о частичной отмене установленных ограничений в случаях необходимости прохождения осужденным медицинского осмотра или курса лечения, исполнения функциональных обязанностей по месту работы, учебы вне территориального образования, выезд, за пределы которого ему запрещен, либо во время суток, в которое ему запрещено выходить из дома (квартиры, иного жилища).