Файл: Основы производственного мастерства (Печатные краски).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
Введение
В последние годы рынок сопутствующих товаров для печати увеличился во много раз. Несколько лет назад было легко перечислить все, что требуется в полиграфической промышленности, но с расширением ассортимента расходных материалов, компонентов и т.д, каждый вид этих продуктов требует отдельного обзора. Это касается, например, печатных красок. Все, что они могут сделать. Чаще всего типографии в своей рекламе указывают, какие краски для печатных машин они используют, чтобы заказчик мог учесть все особенности и преимущества данных материалов и выбрать наиболее подходящие для его замысла. В этом есть смысл ознакомится подробнее с видами печатных красок, их свойства и место использования. Их основные отличия и спецификация.
.
Глава 1. Печатные краски
Когда началось изготовление печатных красок
Самой первой печатной краской в истории были обычные чернила. Судя по превосходному состоянию старых рукописей и рукописей, текст которых не выцветал и не распространялся в течение сотен лет, эти чернила отличались высоким качеством.
Материалы для изготовления чернил были отобраны и подготовлены со всей тщательностью. Самые ранние ссылки на чернила датируются 1100 г. до н.э. и принадлежат к древним китайским и египетским цивилизациям. К сожалению, образцы записей того периода не дошли до наших дней, но есть некоторая информация о технологии: они писали острой палкой или кистью, а чернила делались из лампы черного и растительного клея.
Одним из древнейших красителей была красная охра. Иллюстрации в древнеегипетской «Книге мертвых» сделаны ею. Он также долгое время использовался для печати заголовков и заставок в книгах. В дополнение к охре использовались лазурит, который давал синий цвет и зеленый медальон. Обычно их хранили в форме сухих тарелок, шариков или таблеток, а перед употреблением их пропитывали, как акварели.
Постепенно спрос на книги увеличивался по мере того, как население становилось все более образованным, росла и их потребность в книгах, и в результате число людей, профессионально занятых в этой области - писцов и продавцов книг - увеличивалось. Сложна и технология создания книг. Ремесленная продукция не удовлетворяла высокий спрос в книгах, усиливалась необходимость их быстрого и дешевого тиражирования.
В XV веке появились первые настоящие печатные книги. Печать была сделана из деревянных досок, на которых был нанесен текст. Этот метод печати (ксилография) предполагал изготовление отдельного блока для каждой страницы, который затем был смазан краской и нанесен на бумагу. Аналогичным образом также были сделаны гравюры (и продолжают изготавливаться).
Следующим этапом развития типографии стало появление разборного шрифта. Он был изобретен в Китае в 1071 году, когда ремесленник по имени Пи Шэн отлил первые образцы для литья отдельных букв (иероглифов) из глины. Позже, в 1314 году, Ван Шен пошел еще дальше, создавая деревянные буквы, чтобы быстро собрать из них текст.
В средневековой Европе Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг, уроженец Майнца, занимался типографскими экспериментами. По профессии он был ювелиром, а в 1440 году он попросил политического убежища в Страсбурге и переехал туда. В это время создание искусственного шрифта рукописи работало в других европейских городах - Брюгге, Авиньоне, Болонье и т. Д. В 1450 году Гутенберг вернулся в Майнц со своим изобретением, наборщиком литого металла, финансируемым его адвокатом Фустом. Первым изданием, которое Гутенберг опубликовал в 1456 году с помощью своего шрифта, была Библия, которая по качеству наряду с лучшими рукописными книгами того времени. Таким образом, коммерческая выгода его изобретения стала очевидной для всех.
Гутенберг был не только изобретателем новых технологий, но и очень искусным мастером, который воплотил в жизнь и создал публикации, которые нельзя было превзойти до 19-го века. Он занимается фактической печатью и изданием книг, а также гравировкой и изготовлением матриц из дерева и красок. Гутенберг произвел огромное количество фильтра, который был достаточно точным, и его поверхность печати была очень гладкой. Он также разработал успешный дизайн печатного станка, который был воспроизведен в течение трех лет без особых изменений. Кроме того, изобретатель разработал и изготовил печатные краски для печатных машин, так как сегодня он очень хорошо подходит для деревянных досок.
Технологические свойства красок
Свойства печатных красок во многом определяют качество полиграфической продукции и режим процесса печатания, поэтому краскам предъявляется ряд важных требований:
1) они должны обладать определенными оптическими свойствами и обеспечивать получение изображений, по возможности близких к оригиналу;
2) для получения оттисков высокого качества во всем тираже краски должны быть однородными, не должны расслаиваться и содержать крупных частиц пигмента;
3) должны достаточно быстро и прочно закрепляться на поверхности печатного материала;
4) липкость и реологические свойства красок должны обеспечивать нормальное течение технологического процесса печатания.
Липкость красок:
На поведение красок в процессе печатания - раскат, накат, переход с формы на запечатываемый материал) влияет ее липкость. Липкость проявляется как в прилипании, т.е. в адгезии краски при контакте с валиками, формой и запечатываемым материалом; так и в сопротивлении разделению красочного слоя между двумя поверхностями.
Непременное условие нормального течения печатного процесса – превышение адгезии над сопротивлением красочного слоя разделению. В противном случае краска не будет переходить с формы на запечатываемый материал.
Липкость краски зависит от: природы и концентрации пигмента, природы связующего, скорости разделения слоев.
Повышенная липкость может вызвать выщипывание волокон с поверхности бумаги, что нежелательно.
При малой липкости краска ведет себя как смазка на поверхности накатных красочных валиков, из-за чего раскатная накатная системы мвшины перестают работать.
Степень перетира красок:
Пигменты по своей природе полидисперсны, т.е. размеры их частиц не одинаковы. Кроме того, после высушивания частицы пигмента слипаются и образуют комочки-агрегаты. В процессе перетира краски происходит разрушение и уменьшение агрегатов, смачивание частиц связующим и равномерное распределение пигмента в связующём.
При наличии крупных агрегатов пигмент не полностью погружается в тонкий красочный слой, и пoсле закрепления краски поверхность оттиска будет неровной, шероховатой, без блеска. Крупные частицы пигмента царапают форму, снижая ее тиражестойкость, что повышает себестоимость продукции. От степени перетира зависят реологические и оптические свойства красок, например, с повышением степени дисперсности повышается их интенсивность.
Плотность красок:
Плотность краски зависит от плотности пигмента и связующего, а следовательно, и от их соотношения в краске.
Плотность краски оказывает влияние на ее весовой расход при печатании тиража, а значит, и на стоимость. Более выгодно применять краски с меньшей плотностью при условии достаточной ее интенсивности. Краски с высокой плотностью, т. е. содержащие тяжелый пигмент, при хранении расслаиваются: пиг-мент оседает и в процессе печатания может забить пробельные элементы формы формы.
Оптические свойства печатных красок:
К оптическим свойствам относятся:
• цветовые характеристики,
• прозрачность,
• интенсивность,
• глянец,
• светостойкость и устойчивость цвета красок к действию растворителей и реактивов.
Эти свойства в основном зависят от пигмента, но сочетание свойств пигмента и связующего тоже оказывает влияние на оптические свойства.
Цветовые характеристики красок:
Цвет — это результат зрительного ощущения, которое зависит от условий освещения, расстояния до рассматриваемого предмета и других факторов.
Видимый свет — это смесь излучений с различными длинами волн, причем каждой длине войны соответствует определенный спектральный цвет излучения.
Основные участки спектральных цветов имеют следующие границы (приблизительно)(см.табл.1):
Таблица 1
Длинна волны,нм |
Цвет |
400-440 |
Сине-Фиолетовый |
440-480 |
Синий |
480-490 |
Голубой |
490-550 |
Зеленый |
550-560 |
Желто-Зеленый |
560-570 |
Желтый |
570-600 |
Оранжевый |
600-720 |
Красный |
Все существующие цвета делятся на ахроматические (бесцветные) и хроматические (цветные).
Если вещества (тела, краски) отражают равномерно по спектру все невидимые лучи. Они имеют ахроматический цвет. К ахроматическим относятся белые, все серые и черные цвета.
Вещества, отражающие небольшое количество падающего света (7—10%) практически имеют черный цвет.
Белые цвета поглощают свет в очень небольшом количестве, серые – в зависимости от их светлоты, а черные поглощают большую часть падающего света.
В природе не существует идеально черного вещества (тела), которое бы полностью поглощало свет, и идеально белого, отражающего весь упавший на него свет.
Хроматические цвета не в одинаковой степени поглощают и отражают лучи различных длин волн.
Например, краска пурпурного цвета поглощает преимущественно лучи со среднем значением длин волн (500-600 нм), а отражает – коротко- и длинноволновые. Тела и поверхности желтого цвета поглощают коротковолновые лучи, приблизительно от 400 до 500 нм, а отражают средне и длинноволновые. Такое поглощение называется избирательным.
При избирательном поглощении отраженные лучи с различными длинами волн суммируются, и, попадая на сетчатку глаза, вызывают ощущение цвета.
Избирательное поглощение является специфической особенностью окрашенных тел, красок, обладающих способностью поглощать в определенных соотношениях лучи с той или иной длиной волны.
Все хроматические цвета характеризуются тремя основными показателями: цветовым тоном, насыщенностью (чистотой) и светлотой (яркостью).
По цветовому тону хроматические цвета делятся на красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и т.д.
Цвета, обладающие одним и тем же цветовым тоном, могут различаться па светлоте. Например, красный цвет может быть светлым и темным.
Одинаковой светлотой могут обладать цвета, различные по цветовому тону, например, светло-голубой и светло-розовый. Светлота – это количественная характеристика, так как она зависит от общего количества отраженного света.
Цвета обладающие одинаковым цветовым тоном, могут различаться по своей насыщенности. Цвет будет тем более насыщенным, чем больше он отличается от ахроматических цветов.
Цветовой тон и насыщенность являются качественными характеристиками цвета, т. е. определяет его цветность.
Два цвета можно считать одинаковыми лишь при условии совпадения показателей всех трех его характеристик – цветового тона, светлоты и насыщенности.
Цветовые свойства печатных красок являются важнейшими, так как от них зависит качество передачи цвета изображения на оттисках.
Цвет краски на оттиске зависит от спектрального состава источника света, поэтому при оценке полиграфической продукции необходимо использовать естественное освещение или люминесцентные лампы дневного света.
Особое значение имеют цветовые свойства красок, предназначенных для трех- и четырехкрасочной печати. При последовательном наложении прозрачных красок (голубая, желтая, пурпурная) в результате трехцветного, в основном субтрактивного, синтеза на оттиске получаются различные цвета.
Краски для трехкрасочной печати должны быть прозрачными и по возможности более плотно поглощать одну из трех цветовых зон спектра и отражать две другие зоны, т. е. быть по возможности насыщенными и светлыми.
Желтая краска должна поглощать лучи синей зоны и отражать лучи зеленой и красной зон. Краска пурпурного цвета должна поглощать лучи зеленой зоны и отражать лучи синей и красной зон. Голубая краска должна поглощать лучи красной зоны и отражать лучи синей и зеленой зон.
Красок, которые бы полностью отвечали этим требованиям, в природе не существует. Они называются идеальными.