Файл: Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность хозяйствующего субъекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В любой современной правовой системе существует необходимость государственного воздействия на экономику. Необходимость государственного воздействия на экономику в условиях рынка определяется, как минимум, следующими задачами, связанными с охраной публичных интересов:

  1. обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
  2. формирования государственного бюджета;
  3. защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами;
  4. обеспечения занятости населения;
  5. обеспечения обороноспособности и безопасности страны;
  6. реализации свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;
  7. соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Как видно из этого перечня причин (оснований) государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, они лежат в сфере публичных интересов государства и общества. Среди них основания: экологические, экономические, социальные, политические, юридические.

Главной задачей является достижение оптимального сочетания частных и публичных интересов при осуществлении предпринимательской деятельности и создание условий, стимулирующих развитие предпринимательства, проведение экономических преобразований, законодательное закрепление рамок государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность.

Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности предопределена объективными обстоятельствами:

Во-первых, государство, выражая публичные интересы общества, способно вырабатывать и проводить в жизнь определенную экономическую политику. Государство в состоянии прогнозировать и координировать экономическое развитие, оказывая поддержку экономически слабым субъектам и выравнивая условия хозяйствования.

Во-вторых, государство обладает таким универсальным средством регулирования как законодательство. В силу этого оно способно определять статус субъектов хозяйствования, устанавливать определенные требования к порядку ведения деятельности, ограничивать предпринимательскую деятельность в целях обеспечения оптимального сочетания частных и общественных интересов, закреплять правовые основы функционирования рынка и т. д.

В-третьих, государство способно обеспечить юридические гарантии единства экономического пространства страны, самостоятельности субъектов предпринимательства, равенства форм собственности, защитить права хозяйствующих субъектов и потребителей.


В-четвертых, государство располагает специальным аппаратом государственных органов, способных обеспечить контроль за соблюдением установленных требований и привлечение к юридической ответственности лиц, нарушающих установленные правила.

В-пятых, государство имеет возможности для экономического стимулирования предпринимательской деятельности, используя средства государственного бюджета для поддержки предпринимательства и применяя льготные режимы хозяйствования.

  1. Для чего необходимо государственное регулирование

Основные цели государственного регулирования предпринимательской деятельности определяются исходя из конкретных исторических условий государства и соответствующего уровня развития экономики, сложившейся экономической системы, существующего государственного строя. В современных условиях государственное регулирование предпринимательства в России преследует следующие цели:

  • формирование социально ориентированной рыночной экономики;
  • создание условий для нормального экономического функционирования и дальнейшего развития производства и оборота товаров;
  • оптимальное сочетание частных и публичных интересов при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • обеспечение экономической безопасности государства, в том числе продовольственной;
  • предотвращение возможных неблагоприятных последствий предпринимательства для окружающей среды, жизни и здоровья граждан;
  • соблюдение законности при осуществлении предпринимательства.

Необходимость достижения названных целей в процессе государственного регулирования предпринимательства предопределяет основные задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые сводятся к следующим:

  1. стимулирование развития предпринимательства как основы рыночной экономики;
  2. обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в пределах территории Российской Федерации;
  3. обеспечение гарантий свободы предпринимательства, развитие конкуренции, ограничение монополистической деятельности;
  4. координация всех видов экономической деятельности в обществе на основе регистрационных, уведомительных, разрешительных, контрольных процедур;
  5. защита интересов отечественных товаропроизводителей;
  6. создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности предпринимателей, прежде всего, поддержка экспортеров;
  7. охрана окружающей среды;
  8. защита прав потребителей;
  9. эффективное управление государственным имуществом;
  10. обеспечение государственных нужд.
  11. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

Под законодательством в данном случае понимается совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Виды нормативно-правовых актов в зависимости от юридической силы.

  1. Нормативно-правовые акты федерального уровня:
  2. Конституция РФ – закрепляет основополагающие начала предпринимательского права; обладает высшей юридической силой. Содержит нормы предпринимательского права (ст. 8, 34);
  3. Гражданский кодекс рФ – содержит определение предпринимательской деятельности, нормы о правовом статусе ее субъектов, правовом режиме их имущества, об обязательствах, возникающих из договоров. Гражданский кодекс РФ объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность; «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 23 ГК);
  4. федеральные законы (законы РФ) определяющие:
  • – состояние рынка (ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
  • – правовое положение субъектов предпринимательской деятельности (ФЗ «Об акционерных обществах»);
  • – регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (ФЗ «О рекламе»);
  • – содержащие требования к порядку осуществления предпринимательской деятельности (ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности»);
  • – иные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);
  • г) подзаконные нормативно-правовые акты:
  • – указы Президента РФ (не должны противоречить законам);
  • – постановления Правительства РФ (принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ);
  • – акты федеральных органов исполнительной власти (издаются в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК)).
  1. Нормативно-правовые акты органов власти и управления субъектов РФ (изданные в пределах их компетенции):
  2. акты органов законодательной власти;
  3. акты органов исполнительной власти.
  4. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (изданные в пределах их компетенции).

В случае противоречия между названными актами действует акт, обладающий большей юридической силой.

Локальные акты – принимаются органами управления коммерческой организации в целях регулирования своей деятельности и обязательны для исполнения в организации (уставы юридических лиц и т. д.).


Нормы международного права (ст. 2, 5, 6 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации») применяются к предпринимательским отношениям непосредственно, если для их применения не требуется издание внутригосударственного акта.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются правила международного договора.

  1. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование затрагивает интересы как предприятий и организаций, так и непосредственно, гражданина, предполагает формы экономического взаимодействия с ними, оказывает на них как положительное, так и отрицательное воздействие. Хозяйственникам предпринимателям нужно чтобы не было административно региональных барьеров для движения товаров, действовала свободная от монополии добросовестная конкуренция, разумным было налогообложение, доступным кредит. Каждый гражданин надеется, что государство защитит от инфляции, перекроет каналы желающим делать деньги из воздуха, устранит использование средств из бюджета в узкокорыстных интересах (что происходит и по сей день), будет привлекать внешние займы лишь для инвестиций. Насколько государство сможет выполнить данные требования? Каким образом оно будет это осуществлять? И насколько это является целесообразным? Вот наиболее важные вопросы, которые будут рассмотрены в данной главе.

В рамках данной главы выделен и проанализирован ряд направлений государственного регулирования, формирующих общие условия ведения предпринимательской деятельности.

Формирование благоприятных условий для развития предпринимательства является главной задачей государственного регулирования предпринимательской деятельности. В связи с этим было изучено и проанализировано развитие объективных для всех хозяйствующих субъектов направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности: антимонопольного, налогового и административного регулирования, а также системы государственной поддержки предпринимательской деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, более или менее подробно рассмотрев государственное регулирование предпринимательской деятельности, его особенности, формы и основные направления, можно подвести краткие итоги и сделать определённые выводы.

В рамках работы были рассмотрены теоретические подходы к вопросам государственного регулирования предпринимательской деятельности, обоснована необходимость государственного воздействия на экономику и предпринимательство, выделены основные направления и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Сделан вывод о том, что основная задача государственного воздействия на предпринимательскую деятельность заключается в определении того, какие стороны предпринимательской деятельности, в каких масштабах и формах, с помощью каких инструментов и методов должны подвергаться государственному регулированию.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы возникновения и функционирования субъектов предпринимательства, выражающееся в признании статуса субъекта предпринимательства, предоставлении ему права на занятие тем или иным видом деятельности, законодательном установлении порядка осуществления указанной деятельности, а также соответствующем контроле, стимулировании и поддержке предпринимательства с целью создания благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы.

Формирование системы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности является сложным и длительным процессом, в основе которого лежат:

  • законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы его поддержки и процедуры принятия решений в области государственного регулирования;
  • правоприменительные процедуры, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами; обеспечение безопасности и защиты предпринимателей от незаконных действий конкурентов и органов государственного управления;
  • система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по регулированию и поддержке предпринимательства: органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, инфраструктура поддержки предпринимательства;
  • государственные программы поддержки и содействия развитию предпринимательства, которые разрабатываются Правительством при участии союзов и ассоциаций предпринимателей; программы социально – экономического развития регионов;
  • ресурсное и финансовое обеспечение, необходимое для реализации мер по поддержке предпринимательства, наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, а также радикальным совершенствованием налоговой системы.