Файл: Правовой режим охраны средств индивидуализации (Правовое регулирование средств индивидуализации юридического лица ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Производственный кооператив.

Фирменное наименование кооператива состоит из указания на организационно-правовую форму - производственный кооператив или артель и оригинального названия. Это положение содержится в п. 3 ст. 107 ГК РФ и п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ "О производственных кооперативах". Фирменное наименование сельскохозяйственного производственного кооператива должно содержать указание на его разновидность - артель (колхоз) или и сферу деятельности ("сельскохозяйственная артель", "рыболовецкий колхоз") и оригинальное название14.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", запрещается использование словосочетания "сельскохозяйственный кооператив" как части наименования, если юридическое лицо не отвечает признакам сельскохозяйственного кооператива, предусмотренным Законом о сельскохозяйственной кооперации.

Деятельность, которую ведет производственный кооператив, может быть и не связанной с производством. Целью создания производственного кооператива может быть наряду с производственной и любая иная хозяйственная деятельность: сбыт промышленной продукции, торговля, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, проведение научно-исследовательских и конструкторских работ, оказание медицинских, правовых, маркетинговых и других, не запрещенных законом видов услуг.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Фирменное наименование унитарных предприятий должно содержать указание на собственника имущества предприятия. В случаях, предусмотренных законом, унитарные предприятия в своем фирменном наименовании должны указывать также характер своей деятельности. Положения, касающиеся фирменного наименования унитарного предприятия, содержатся в п. 3 ст. 113 ГК РФ и в ст. 4 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Статьей 4 данного закона установлено, что унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. В данной статье содержатся требования к полному фирменному наименованию унитарного предприятия:


"Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие" или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование".

Наличие данных о фирменных наименованиях всех юридических лиц, которые при этом упорядочены и сосредоточены в одном или нескольких информационных центрах, что уже само по себе представляет немалую ценность, ибо позволяет облегчить решение целого ряда вопросов, связанных, например, с выбором названий создаваемых предприятий, проверкой новизны заявленных для регистрации товарных знаков во многом облегчает юридическим лицам проблему доказывания того, что они являются первыми пользователями данных объектов промышленной собственности, а значит, и их законными правообладателями.

Товарные знаки следует отличать от фирменного наименования. Трудности их разграничения возникают обычно тогда, когда имеет место частичное совпадение отдельных элементов фирменного наименования и товарного знака одного и того же или разных пользователей. В отличие от фирменного наименования товарный знак может существовать не только в словесной, но и в иной форме, в частности изобразительной, комбинированной и т.д. Кроме того, он подлежит государственной регистрации, носит срочный характер и может быть передан по договору иным пользователям.

Регистрация прав на средства индивидуализации

Регистрация товарного знака

Товарный знак становится объектом правовой охраны с момента его государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Таким органом является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Структурным подразделением Роспатента, которое принимает заявки на выдачу патента, является Федеральный институт промышленной собственности.


Общие правила регистрации товарных знаков содержатся в пар.3 гл.76 ч.IV ГК РФ, а подробнее регламентация порядка оформления прав на товарный знак установлена в "Правилах составления, подачи и рассмотрения заявок на регистрацию товарного знака и знака обслуживания", утвержденных Приказом Роспатента от 5 марта 2003 года N 32. В соответствии со ст. 1492 ГК, для государственной регистрации товарного знака необходимо подать заявку.

Как уже было сказано правом на подачу заявки обладают юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. В ст. 1492 ГК сказано, что ведение дел с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности может осуществляться заявителем, правообладателем либо через патентного заверителя.

Заявка на регистрацию товарного знака подается заявителем, когда такая регистрация осуществляется впервые. Если право на товарный знак уже возникло и необходимо его подтвердить, то заявка на продление срока действия патента подается правообладателем. Заявка на регистрацию товарного знака может быть подана любым заинтересованным лицом. Очевидно, здесь имеются в виду правопреемники первых двух лиц, то есть заявителя и правообладателя. Указанная заявка может быть подана самостоятельно или с помощью патентных поверенных.

В соответствии с п.2 ст. 1492 ГК заявка на регистрацию подается только на один товарный знак. На практике иногда возникает вопрос о возможности регистрации нескольких вариантов обозначения в рамках одной заявки. Однако такой возможности законодательство не предоставляет; поэтому каждый вариант обозначения должен оформляться как отдельная заявка.

К заявке на регистрацию товарного знака необходимо преложить документы, перечень которых установлен ст.1492 ГК. Итак, заявка должна содержать:

1) заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения;

2) заявляемое обозначение;

3) перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;

4) описание заявляемого обозначения.

К заявке на товарный знак должны быть приложены:

1) документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки в установленном размере;

2) устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак15.


Под документами, подтверждающими уплату патентной пошлины, понимаются платежные поручения, квитанции к приходным кассовым ордерам и другие платежные документы, на которых должно быть указано назначение платежа.

Регулирование вопросов, касающихся уплаты пошлины за регистрацию товарных знаков, осуществляется "Положением о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 года N 793 "Об утверждении положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров и положения о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем".

Заявка о регистрации товарного знака всегда составляется на русском языке. Если эти документы представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык может быть представлен заявителем в течение двух месяцев со дня направления ему федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомления о необходимости выполнения данного требования16.Она должна быть подписана заявителем, а если подается через патентного поверенного, то также и патентным поверенным.

Датой подачи заявки на товарный знак считается день поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности документов, предусмотренных подп. 1 - 3 п. 3 ст.1492,а если указанные документы представлены не одновременно, - день поступления последнего документа.

По поступившей заявке проводится экспертиза на предмет установления возможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. Экспертиза заявки на товарный знак осуществляется Федеральным институтом промышленной собственности. При проведении экспертизы осуществляется проверка содержания заявки, наличия необходимых документов и их соответствия установленным требованиям, исследуется охраноспособность заявленного обозначения, проводится поиск тождественных и сходных обозначений.


По результатам экспертизы принимается решение либо о регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, либо об отказе в регистрации. В случае если по результатам экспертизы принято положительное решение, то проводится регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. С этого момента товарному знаку предоставляется правовая охрана. Заявителю выдается специальный охранный документ - свидетельство на товарный знак, которое подтверждает исключительное право лица на товарный знак. Срок действия регистрации товарного знака составляет 10 лет.

Основания для отказа в регистрации товарного знака.

Часть IV ГК РФ установила абсолютные и иные основания для отказа в регистрации товарного знака. В ст.1483 и ст. 1499 ГК РФ установлены абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной;

2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраняемым в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара. Также не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.