Файл: Шрифт. Классификация шрифтов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Я выбрала данную тему, для того, чтобы подробнее рассказать о шрифтах. Мало кто задумывался о том, как к нам пришли шрифты, откуда они берут свои истоки. Я считаю, что каждый дизайнер, должен знать историю шрифтов, какими они бывают и из каких элементов состоят. По моему мнению, изучать шрифты довольно интересно, каждый из них по своему уникален, красив, многие из них ассоциируется с какой-то эмоцией, настроением, животным и другое.

Шрифт и его история

Шрифт (нем. Schrift от schreiben «писать») — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определённого размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.
Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой.
Первой письменной формой передачи мысли была пиктография (См.рис.1) — рисунки на стенах пещер и на скалах. Следует отметить, что данная разновидность письма не является фонетической, то есть не передает звучания слов.


Рис.1. Пиктография

Она представляет собой набор изображений предметов, событий или каких-либо действий. К примеру, с помощью пиктографии можно было запечатлеть успехи на охоте, передать соплеменникам предостережение о воинственных соседях или рассказать о природных явлениях, характерных для определенного времени года или определенной местности.

Следующим этапом было узелковое письмо (См.рис.2). Узелковое письмо – уникальное явление в человеческой культуре. Являясь одним из самых ярких видов предписьма, оно было достаточно объемным и сложным. Составлять узелковые послания и тем более читать их могли лишь избранные – так древние знания оберегались от чужеземцев или недоброжелателей.


Рис.2. Узелковое письмо

В зачаточном виде узелковое письмо присутствовало у многих народов мира. Но достигло своего совершенства оно во времена инкской цивилизации. Кроме того, в довольно широких масштабах узелковая письменность использовалась в Китае эпохи Шан, а также древними славянами. Кстати, память об этом присутствует и в современном языке – довольно часто в разговоре можно услышать нечто вроде «связал мысль», «завязка сюжета» или «узел проблем».
Возникновение узелкового письма связывают с изобретением нити, которое датируется приблизительно на V тысячелетие до н.э. Вначале письмена, созданные с помощью различным образом завязанных узелков, носили скорее ритуальный и в некоторых случаях счетный характер. Так, славянские воины перед походом «навязывали» оружие, вследствие чего их не брали вражеские мечи и стрелы. Археологам известны и такие предметы, как обереги – наузы – которые одевались под платье невесты или носили на шее «на счастье».
Но по большому счету узелковое письмо все-таки было предназначено для передачи определенной информации. С помощью такого послания человек мог


рассказать практически обо всем, начиная от количества воинов в дружине князя и заканчивая описаниями какой-либо местности или периода.
Следующее идёт идеография (См.рис.3). Идеография – это отдельная разновидность письма, знаки которого обозначают определенную идею. Это является фундаментальным отличием от пиктографии, изображения которой передают значение конкретных объектов или предметов. Появление идеографического письма напрямую связано с развитием мышления и, следовательно, языка, когда человек научился разделять речь на отдельные элементы – слова.


Рис.3. Идеография

Иероглифы Древнего Египта (См.рис.4), знаки-символы были предшественниками современного письма. Немного позже иероглифы использовались для передачи начального звука названия предмета, явления, события, но полного перехода на фонетическое письмо не произошло.
Система письменности в Древнем Египте сложилась на рубеже 4-го и 3-го тыс. до н. э. (к началу правления I династии). На протяжении многих лет самыми ранними иероглифическими надписями считались надписи на палетке фараона Нармера. Однако в 1998 году немецкая группа археологов под руководством
Гюнтера Дрейера на раскопках в древнеегипетском городе Абджу (др.-греч. Абидос, совр. Умм-эль-Кааб) обнаружили в гробнице додинастического правителя триста глиняных табличек, покрытых протоиероглифами (датируются XXXIII в. до н. э.). Первое предложение, написанное иероглифами, найдено на печати времен II династии из могилы фараона Сет-Перибсена в Абидосе.


Рис.4. Иероглифы Древнего Египта

Первый алфавит (См.рис.5) литеро-фонетического письма создали финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов мира — греческого, латинского, кириллического и прочих.


Рис.5. Алфавит

Греки усовершенствовали финикийский алфавит, введя в него гласные звуки-литеры. Знаки литеры его очень простые, имеют чёткие линии одной толщины, и
состоят из простых геометрических форм — круга, треугольника, отрезка. Древнегреческий алфавит стал первым алфавитом в Европе.
Следующим был маюскул (См.рис.6). Маюскул высекался на каменных плитах, колоннах, триумфальных арках. Одним из видов рукописного маюскула было письмо квадрата. Литеры такого письма характеризуются плавными утолщениями и засечками. Более узкие и декоративные литеры — рустика. Ещё один вариант рукописного римского письма — курсив.



Рис.6. Маюскул


В VI веке появляется новый стиль письма — унциал (См.рис.7). Литеры этого шрифта характеризовались выступом концов за пределы верхних и нижних линий ряда.

Рис.7. Унциал

Развитие данного шрифта является полуунциал. Этот период стал переходным от маюскульного письма к минускульному.

В IX веке распространяется каролингский минускул (См.рис.8) — шрифт, литеры которого используются и в наше время. Каролингский минускул — один из типов средневекового письма с чёткими, свободно поставленными буквами латиницы.


Рис.8. Каролингский минускул

Возник в результате эволюции первоначального минускула. Эпитет «каролингский» получил в связи с тем, что широкое внедрение этого вида письма пришлось на эпоху Каролингского возрождения. Достоинством каролингского минускула является удобочитаемость при сравнительно небольших размерах букв. Его графика чрезвычайно проста: схематически любая буква состоит из круга или его части и коротких или длинных вертикалей. Ширина буквы и её высота примерно одинаковы.

В XI—XII веках развивается готическое письмо (См.рис.9). Готический шрифт имеет множество разновидностей по характеру начертания: текстура, бастарда, ротунда, декоративный, ломбардские версалы, а позже фрактура.


Рис.9. Готическое письмо

В XV веке типографы изготовили новые печатные шрифты (См.рис.10). Среди пионеров были Николя Жансон, Альд Мануций и Клод Гарамон. Шрифт Гарамона стал основой для множества современных шрифтов. В нём гармонично объединились невысокая контрастность, плавный переход от основного штриха к причёске, округлость и уклон осей в литерах О, С, Ю.


Рис.10. Печатный шрифт

Дальнейшее развитие искусство шрифта получило во второй половине XVIII — начале XIX веков в шрифтах Дидо.

Основные характеристики шрифта

Рассмотрим элементы, из которых складываются символы латинского и кириллического алфавитов (См.рис.11).


Рис.11. Элементы шрифта

К ним относятся:

Основной (вертикальный) штрих/стойка.
Соединительный штрих.
Горизонтальная засечка (сериф).
Вертикальная засечка.
Внутрибуквенный просвет (бунценвайте).
Верхний выносной элемент.
Нижний выносной элемент.
Наплыв.
Межбуквенный просвет.
Высота прописных букв.
Интерлиньяж.
Высота строчных букв.
Диакретический знак.
Строение букв весьма сложно, но все же существуют общие закономерности, позволяющие отличить один шрифт от другого. В современной шрифтографии сложилась четкая терминология, позволяющая охарактеризовать каждый шрифт по всем его параметрам. Шрифты различаются по:
Гарнитуре;
Начертанию;
Насыщенности;
Плотности;
Пропорциональности;
Контрастности.


Для каждого начертания шрифта характерна также своя емкость и удобочитаемость. Кроме того, компьютерные шрифты по форме представления шрифтового файла делятся на три группы: контурные, векторные и растровые.

Классификация шрифтов

Главное требование к шрифтам – удобочитаемость, легкость восприятия набранного ими текста. Следует помнить и об их изобразительных свойствах, способности воздействовать на эмоции читателя, а следовательно и повышать действенность печатного слова.
В эпоху Ренессанса и позднее в печатном деле утвердились шрифты типа антиква(от лат.antiquus– древний), в графическую основу которых был положен рисунок древнеримских букв, отличающихся изяществом пропорций и линий. В России гражданский шрифт этого типа ввел в начале XYIII века Петр Первый. С появлением вариантов антиквы и новых стилей шрифтовой графики предпринимались попытки разделить шрифты на типы и группы, классифицировать их по формообразующим признакам – по контрасту основных и дополнительных линий и по конфигурации засечек. Существуют три классификации – историческая, типографская и компьютерная.
Современные шрифты в основной своей массе или копируют, или варьируют старые шрифты, в разработке которых участвовали Альд Мануций, Леонардо да Винчи, Лука Пачиоли, Альбрехт Дюрер, Клод Гарамон и другие знаменитые художники и графики. В этой классификации все шрифты делятся по вышеназванным признакам на три типа – антикву, египетские и гротеск.
Антиква в свою очередь подразделяется на три группы, в которых варьируются сила контраста между штрихами и форма засечек. В старой (См.рис.12) антикве контраст малозаметен, а засечки утолщены и слегка закруглены. В переходной (См.рис.13) антикве контраст умеренный, а конфигурация засечек приближена к форме треугольника. Для новой (См.рис.14), или классической, антиквы характерны сильный контраст и тонкие, удлиненные засечки. Особое место среди шрифтов данного типа занимает так называемая ленточная антиква со слабо выраженным контрастом и засечками. Литературная гарнитура относится к этому типу шрифтов.


Рис.12. Старая антиква


Рис.13. Переходная антиква


Рис.14. Новая антиква


Египетские шрифты (См.рис.15) ведут свое происхождение от древнеегипетских письмен, выполненных на папирусе (один из современных шрифтов этого типа, Мемфис, назван именем столицы древнего Египта). Их отличает примерно равная толщина штрихов и засечек, причем последние имею форму брусочков (отсюда современное название шрифтов –брусковые). Со временем часть египетских шрифтов эволюционировала в сторону утончения соединительных штрихов и засечек. Брусковая газетная относится к этому типу шрифтов.


Рис.15. Египетский шрифт

Шрифты типа гротеск не имеют ни контрастов, ни засечек, штрихи в них выделяются, как правило, жирностью начертания. Видимо, эта необычность рисунка и чернота линий послужила основанием для их названия. В рекламных отделах русских газет они появились в первой четверти XIX века и долгое время не выходили за пределы этого отдела. Сегодня, с большим основанием названные рублеными, эти шрифты широко применяются в заголовках и текстах. Журнальная рубленая относится к этому типу шрифтов. Гротески делятся на геометрические (См.рис.16), старые (См.рис.17) и гуманистические (См.рис.18).
Геометрические гротески имеют строгие геометрические формы букв. Часто их используют для заголовков, так как основной текст, набранный ими, плохо читается.
Гуманистические гротески возникли как ответ геометризму ранних гротесков. При разработке таких шрифтов использовались наработки из антикв старого стиля. Такие шрифты обычно имеют небольшой контраст и открытый рисунок.


Рис.16. Геометрический гротеск


Рис.17. Старый гротеск


Рис.18. Гуманистический
гротеск


 

В государственном стандарте на шрифты 1972 г. все типографские шрифты разделены на шесть основных и одну дополнительную группы. Из трех разновидностей антиквы образованы три самостоятельные группы типографских шрифтов: новые малоконстрастные соответствуют рисунку старой антиквы, медиевальные – переходной, обыкновенные – классической. Ленточная антиква получила в типографском каталоге название шрифта с едва наметившимися засечками. Группа брусковых шрифтов вобрала в себя отличительные признаки египетских. Популярные ныне рубленые шрифты и в старых, и в новых гарнитурах соблюдают гротесковую природу шрифтов этого типа. Контрастные рубленые (например, гарнитура Центральная) вместе с другими «нарушителями» стандарта оказались за пределами классификации. Особую разновидность представляют декоративные шрифты, в которых буквы обозначены контуром, заштрихованы, дополнены тенью или комбинируются из контура, штрихов и тени.
Итак, в основу типографской классификации шрифтов положены два графических признака – засечки и контраст, что позволяет сгруппировать все шрифты в 6 основных и 1 дополнительную группы. Внутри каждой группы шрифты делятся на гарнитуры. Каждая гарнитура имеет исторически сложившееся название (Литературная, Обыкновенная, Академическая), характерное назначение шрифта (ЖР, ГР, букварная, школьная) или название по фамилии автора (Бажановская, Телингатера). Поскольку гарнитура – это комплект шрифтов одного рисунка в разных начертаниях и кеглях, шрифт, имеющий свои стилевые признаки, отличающие его от других шрифтов, считается самостоятельной гарнитурой и имеет свое название.
Вот важнейшие графические элементы, из которых буквы построены:
1) основные штрихи,
2) соединительные (дополнительные) штрихи,
3) концевые элементы.