Файл: Роль полиграфии в современном дизайне и его история.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
Введение
Я выбрала данную тему для того, чтобы рассказать о том, как важна полиграфия в настоящее время, ведь она стала неотъемлемой частью в нашей жизни, особенно она играет не мало важную роль в дизайне. Дизайн берёт своё начало ещё с давних времён, но как проектно-художественная деятельность берет своё начало в середине XIX века и связана с развитием индустриального производства, создавшим потребности в новой профессии. Полиграфия появилась чуть позже, в XVI в. приобрела характер развитой мануфактуры. В XIX в. с изобретением печатной машины в полиграфии происходит промышленная революция, ознаменованная созданием полиграфического машиностроения. Её появление облегчило жизнь во многих вещах, например, книги раньше писались от руки и этот процесс был очень долгим, а сейчас книги печатаются довольно быстро и выпускаются большим тиражом. В дизайне же полиграфия полезна тем, что, если любая компания, которая хочет себя прорекламировать, будет использовать флаеры или брошюры для того, чтобы много людей увидели данные рекламные объявления и проявили к этому интерес. Или же, если появился на рынке какой-то продукт или компания хочет уведомить о новом вкусе товара, то для этого будет использоваться плакат, который будет рекламировать данный товар на стенах магазина или на улицах на специализированных рекламных местах. Полиграфия имеет разные способы печати, разные отделочные работы- поэтому она так интересна и важна и так же является прекрасным дополнением к дизайну.
Дизайн и его история
Дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»). Считается, что в более широком смысле дизайн не только призван к художественному конструированию, но и должен участвовать в решении более широких социально-технических проблем функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде, путём рационального построения её визуальных и функциональных свойств. В его сферу входят: выставочный дизайн, полиграфический дизайн, дизайн одежды, ставший модным в нашей стране ландшафтный дизайн, рынок услуг непредметного дизайна, составляющий большую часть дизайна. Буквально в последние годы появился как отдельный вид творчества компьютерный дизайн. Таким образом, проектирование промышленных изделий давно уже является не единственной, а часто и не основной задачей дизайнера. За последние два десятилетия практика дизайна необычайно усложнилась, и провести границу между дизайном и другими областями профессиональной деятельности художника вне искусства в его станковом варианте становится все сложнее. Проектирование принципиально новых промышленных изделий; косметические изменения во внешнем облике промышленной продукции без серьезного изменения ее технических характеристик; создание фирменного стиля, охватывающего все сферы деятельности современной корпорации; решение экспозиций - все это сегодня называется дизайном и выполняется профессиональными дизайнерам Пионером дизайна можно считать английского художника Генри Кола (Рис.1) (1808- 1882), который в 1845г. изобрел термин "художественная промышленность", означающий, по его собственным словам, "изящные искусства или красоту, приложенные к механическому производству". С 1849 по 1852 г. Генри Кол издавал "Журнал дизайна", обращал внимание на прибыльность и коммерческую ценность проектов. Однако еще раньше, в 1832 г., английский промышленник и политик Роберт Пиль призывал использовать искусство для укрепления конкурентоспособности английских товаров.
Рис.1. Генри Кола
Начало истории дизайна вполне обоснованно связывается многими исследователями с началом работы художника, архитектора, дизайнера Петера Беренса в компании "АЕС" в 1907 г. При такой постановке вопроса предыдущие десятилетия (Рёскин, Моррис) являются всего лишь только временем теоретической подготовки будущего практического дизайна. Если рассматривать дизайн как способ воссоздания целостности предметного мира и очеловечивания технической цивилизации, то начало истории дизайна можно отнести и к 1919 г., когда Вальтер Гропиус основал Баухауз. На протяжении многих веков предметно-пространственная среда человека была рукотворной, все предметы, окружавшие его, были результатом кропотливого и длительного труда мастеров-ремесленников. Все стало иначе, когда к началу XIX в. начали появляться предметы массового потребления, изготовленные промышленным способом. Предметно-пространственная среда перестала быть рукотворной, теперь и далее ее создают машины. Машинный труд по производительности во много раз превосходит труд ремесленника, но, вместе с тем, обнажилась и новая проблема - то, чем бережно наполнялся предмет в ремесленной мастерской, невозможно "поместить" в каждый из тысячи предметов-близнецов, выбрасываемых из машины конвейером. Промышленный подъем привел к нарушению неторопливого многовекового ритма в развитии предметно-пространственного окружения человека. Возникли новые предметы, еще не укоренившиеся в культуре, что породило проблему их адаптации ко вкусам потребителей, возник интерес к психологии покупателя. Кроме этого, быстрые изменения в предметно пространственном окружении привели к тому, что становится необходимостью не только адаптация ко вкусам потребителя, но и к прогнозированию этих вкусов. Осознание этой и других проблем, вызванных переходом от ремесленного к промышленному производству, привело к появлению неизвестной доселе профессии дизайнера.
Полиграфия и его история
Полиграфия (Рис.2) - отрасль техники, совокупность технических средств для множественного репродуцирования текстового материала и графических изображений. В отличие от др. способов множественного репродуцирования (например, светокопирования), полиграфические способы характеризуются переносом красочного слоя из некоторого резервуара на воспринимающую поверхность (чаще всего бумагу), причём формирование слоя осуществляется в соответствии с заранее данным оригиналом, подлежащим репродуцированию. Под полиграфией понимают также отрасль промышленности - полиграфическую промышленность, объединяющую промышленные предприятия, которые изготовляют печатную продукцию (книги, газеты, журналы, плакаты, географические карты и т.п.). Полиграфия, или полиграфическая промышленность, является материально-технической базой издательского дела. Рис.2. Полиграфия Полиграфия прошла длительный и сложный путь развития. Её технической основой является изобретённое около 1440 И. Гутенбергом книгопечатание. Уже в 16 в. полиграфия приобрела характер развитой мануфактуры. В 19 в. с изобретением печатной машины в полиграфии происходит промышленная революция, ознаменованная созданием полиграфического машиностроения. В середине 20 в. в ходе научно-технической революции полиграфия развивается по следующим направлениям: переход к электронным способам изготовления печатных форм для всех способов печати (использование ЭВМ для фотонабора и электронных цветоделителей для цветной печати), широкое применение ролевой офсетной печати на высокоскоростных машинах, создание автоматических поточных линий в отделочных цехах, комплексная механизация и автоматизация всего производства, использование фототелеграфной техники для передачи газетных полос (см. Газетное производство). Технология полиграфии содержит 3 основные группы производственных процессов: формные, печатные (собственно полиграфические) и отделочные. Формные процессы направлены на изготовление печатной формы - приспособления или устройства, формирующего красочный слой в соответствии с конфигурацией изобразительных элементов оригинала. Задача печатных процессов - получение множественных печатных оттисков, воспроизводящих оригинал. Отделочные процессы завершают изготовление печатной продукции. Различают 3 вида печатных процессов: печатание с формированием изображения в красочном резервуаре (гектография, туркинотипия); печатание с формированием изображения на промежуточной поверхности - форме (т. н. классические способы печати); печатание с формированием изображения на воспринимающей поверхности (способы с электростатическим и электромагнитным переносом красочного слоя). Классические способы печати различаются в зависимости от метода разделения печатающих и пробельных элементов. Формирование красочного слоя может осуществляться как в процессе перемещения краски сквозь форму (трафаретная печать, мимеографирование, ротатор), так и путём нанесения краски на поверхность формы. В последнем случае применяется пространственная (высокая печать и глубокая печать) или физико-химическая (плоская печать) разделение печатающих и пробельных элементов. В печатных процессах, использующихся в современной полиграфии, красочное изображение переносят с формы на воспринимающую поверхность непосредственно или же с помощью одной (офсетная печать) (Рис.3) либо двух (орловская печать) промежуточных поверхностей. Печатание осуществляется на печатных машинах, которые различают по способу печати, по схеме построения печатного устройства, по количеству переносов красочного слоя, по типу подачи воспринимающих поверхностей. Перед печатанием проводится ряд подготовительных процессов: расстановка, или спуск полос формы, её закрепление, приводка, приправка.
Рис.3. Офсетная печать
В дореволюционной России (1913) насчитывалось 2668 полиграфических предприятий, на которых работало около 100 тыс. чел. За исключением нескольких крупных типографий главным образом в Петербурге и Москве, оснащенных ввозимым из-за границы оборудованием и выпускавших небольшими тиражами дорогие издания на высоком полиграфическом уровне, основную массу предприятий составляли мелкие полукустарные типографии, где господствовал ручной труд. В среднем на каждую типографию приходилось меньше чем 3 печатные машины, на каждые 6 типографий - 1 наборная машина. Великая Октябрьская социалистическая революция передала в руки трудящихся все технические и материальные средства печатания газет, брошюр, книг и др. произведений печати, что было зафиксировано в первой советской Конституции, принятой 5-м Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918. Первым советским учреждением, ведавшим вопросами полиграфии, был Технический совет по управлению государственными типографиями при Наркомате просвещения, созданный в декабре 1917; с апреля 1918 П. руководил Полиграфический отдел ВСНХ, который провёл национализацию крупных и средних предприятий полиграфии и их перестройку (к концу 1920 было национализировано 1042 типографии), а также концентрацию типографий и упразднение мелких предприятий. Началось создание полиграфических предприятий в республиках: в 1922 построены Ташкентская типография №1 - первенец советского полиграфического производства в Средней Азии, типографии в Азербайджане и др. В 1926-27 в Москве был сооружен первый полиграфический комбинат - типография газеты "Известия". Итоги восстановления и развития П. были подведены Всесоюзной полиграфической выставкой в 1927. Кадры для полиграфии готовят Московский полиграфический институт (основан в 1930), Украинский полиграфический институт им. И. Федорова (основан в 1930) во Львове; Московский полиграфический техникум им. И. Федорова (основан в 1929) и др. средние специальные учебные заведения, а также ряд профессионально-технических училищ. С 1924 выходит ежемесячный научно-технический и массово-производственный журнал "Полиграфия". ЦБНТИ по печати издаёт ежемесячные научно-технические информационные сборники "Полиграфическая промышленность", ежемесячные библиографические указатели "Полиграфическая промышленность", а также обзорную, реферативную и экспресс-информацию по вопросам полиграфии издательство "Книга" выпускает научно-техническую и научно-производственную литературу по полиграфии. В других социалистических странах полиграфия развивается главным образом путём организации механизированных и специализированных предприятий. Ведущее место в полиграфической промышленности капиталистических стран занимают США, где на долю полиграфии приходится около 3% совокупного национального общественного продукта. Издательской деятельностью и типографскими работами заняты 38 тыс. предприятий. По данным на 1972, 50% всей полиграфической продукции выпускается способом высокой печати, 35% - офсетной и 10% - глубокой печати. В полиграфической промышленности Японии (1972) около 18 тыс. предприятий, однако около 30% продукции приходится на 5 крупнейших фирм. Широко применяются синтетические бумаги, главным образом на основе полистирола и полипропилена. В ФРГ в 1972 имелось 6447 полиграфических предприятий. Широко развиваются офсет, глубокая и трафаретная печать, но в процентном отношении первое место по-прежнему занимает высокая печать - 57%; офсетная печать составляет 25%, глубокая печать - 18%. В Великобритании в 1972 насчитывалось около 8 тыс. типографий, свыше половины которых входит в "British Federation of Master Printers". Основной вид печати - высокая печать (более 50%). Успешно развивается ролевый офсет. Большое количество продукции выпускается способом глубокой печати (типографий глубокой печати очень мало, но все они представляют собой крупные предприятия). Во Франции в 1972 насчитывалось 8768 полиграфических предприятий. Способы печати в процентном отношении распределяются следующим образом: высокая печать - 42,6%; офсетная печать - 40,1%; глубокая печать - 11,0%. Развитая полиграфическая промышленность существует также в Италии, Канаде, Швеции, Швейцарии. За рубежом научно-исследовательскую работу в области полиграфии ведут институт полиграфической техники в Лейпциге, Научный центр Комитета по печати в Софии, Научно-исследовательский институт полиграфической и упаковочной промышленности ПИРА (ранее ПАТРА) близ Лондона, научно-исследовательское общество ФОГРА в Мюнхене, Научно-исследовательский институт полиграфической техники ПТ в Амстердаме и др. Крупнейшим зарубежным специализированным издательством литературы по полиграфии является "Полиграф ферлаг" во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Выпускается много научно-технических журналов по общим и специальным вопросам П. Наиболее известные полиграфические музеи: Гутенберговский музей в Майнце (основан в 1900), Немецкий музей книги и шрифта в Лейпциге (основан в 1884), Отделение полиграфии Народного технического музея в Праге (основан в 1954).
Роль полиграфии в современном дизайне
На сегодняшний день полиграфия является неотъемлемой частью в любом бизнесе и в современном мире в целом, поскольку она давно завоевала свое место на потребительском рынке путем передачи любого рода информации посредством полиграфической продукции – визиток, листовок, флаеров и т.д. При этом полиграфическая продукция выполняет две главные задачи — привлечение клиентов и массовое информирование, это играет большую роль на рынке, поскольку современному потребителю в условиях жесткой конкуренции, необходимо разбираться во всех предложениях на рынке сбыта. Реклама, в частности полиграфическая продукция, встроена в нашу жизнь, она присутствует в любой отрасли, каждый человек взаимодействует с рекламой прямо, изготавливая или заказывая рекламный продукт, или непосредственно – является потребителем данного продукта. На сегодняшний день, полиграфия играет важную роль при коммуникации людей, поскольку без визитных карточек (Рис.4) не обходится ни одна деловая встреча, она выступает как элемент имиджа и делового стиля, при этом визитка содержит минимум информации, необходимой для первичного знакомства и общения в дальнейшем. С другой стороны, визитка выступает в качестве рекламного инструмента, с помощью которого заказчик доносит всю актуальную информацию до потенциального клиента. Любой бизнес нуждается в представлении, в первую очередь потенциальному потребителю, и, конечно же, партнерам и конкурентам, поскольку без рекламы невозможно создать успешную деятельность, при столь высокой конкуренции. Использование любого вида полиграфической продукции, в зависимости от целей, обеспечивает клиенту достижение максимально эффективного результата. Так с помощью листовок вы массово прорекламируете себя и свою продукцию, а с помощью флаеров вы привлечете клиентов в свою компанию, магазин или ресторан; с помощью брошюр вы сможете в полном объеме рассказать о себе, вашей деятельности и предоставляемых услугах; карманные календари будут служить вашим клиентам и партнерам целый год с напоминанием о вас и т.д.
Рис.4. Визитная карточка
Главное – чтобы любое полиграфическое изделие было выполнено оригинально и качественно. Должно быть неповторимое фирменное отличие, что бы вас могли узнавать, чтобы к вам хотели прийти, от эксклюзивного дизайна зависит многое.