Файл: Требования к шрифтовому оформлению и критерии выбора шрифтов для многополосных изданий.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
Введение
Даже неискушенному читателю ясно, что нельзя использовать в наборе стихотворных произведений шрифты, которыми набираются газеты или словари, а в газетах или словарных изданиях - шрифт для набора искусствоведческой литературы, так же, как в детских изданиях - шрифты для рекламы и акциденции.
Шрифт недаром считается одним из важнейших средств художественного оформления любой печатной продукции. При выборе шрифта для набора любого типа издания профессиональный издатель прежде всего учитывает его функциональные и художественно-эстетические особенности, а также удобочитаемость и психофизиологию восприятия. Один шрифт разработан специально для длительного чтения, и им набираются книги.
Другой - для энциклопедий и словарей, и ни в каком другом типе издания, в силу характера своего рисунка, расположения знака на кегельной площадке и его очка, не может быть использован.
Третий, изначально созданный для набора букварей, учебников младших классов и детской литературы, непригоден для применения в газетах или журналах.
Шрифт в значительной степени перестал быть одним из важнейших элементов художественного оформления полиграфической продукции и постепенно стал превращаться в заурядный носитель информации. Если во времена металлического набора появление каждой новой гарнитуры напрямую зависело от выпуска соответствующего комплекта матриц, то с переходом на современную технику и цифровое представление шрифта сложилась совершенно иная ситуация. На рынке появилось большое количество разнообразных шрифтов как отечественного, так и зарубежного производства, предоставляющих издателям широкий выбор в их использовании. И одновременно совершенно перестало действовать правило использования шрифтов применительно к конкретному типу изданий.
Глава 1
Шрифт служит прежде всего средством воспроизведения определенной информации — текста печатного произведения. Вместе с тем рисунок каждого шрифта имеет свой художественный облик, который позволяет характеризовать шрифт как монументальный, декоративный, динамичный, статичный, строгий, содержащий национальные элементы и т.п. Обладая художественным обликом, рисунок шрифта в той или иной мере участвует в создании дизайна печатного произведения.
Рисунок шрифта, как и графическое искусство в целом, претерпел в ходе своего развития значительные стилевые изменения. При этом шрифты различного назначения изменялись в разной степени.
К основным требованиям в выборе шрифтового оформления многополосных изданий относятся удобочитаемость. Под удобочитаемостью текстового шрифта понимается качество восприятия при чтении связного текста, набранного этим шрифтом. Удобочитаемость тесно связана с видимостью шрифта, однако понятие удобочитаемости шире понятия видимости, поскольку на удобочитаемость значительно влияют такие факторы, как психофизиологические особенности процесса чтения данного читателя, в частности степень его утомления, квалификация и профессия. Видимость же шрифта зависит лишь от качества самого рисунка шрифта и от особенностей зрения читателя.
Удобочитаемость шрифта зависит не только от рисунка и размера шрифта, но и от назначения издания, а также от целого ряда условий, связанных со спецификой оформления и характером воспроизведения издания: от различных соотношений материала, расположенного на странице (длины строки, междустрочия, межбуквенных пробелов, характера верстки текста издания), от цвета бумаги, цвета и способа печати издания и т.п.
Различают следующие основные признаки шрифта, влияющие на его удобочитаемость:
- Характер контура буквы. Контур буквенных знаков, в зависимости от графических особенностей данной гарнитуры, может быть округлым или прямолинейным (при этом не исключается, что прямоугольные буквы иногда могут строиться с округлением контура, в то время как построение круглых элементов букв не всегда подчиняется кругу). Установлено, что буквы с округленным контуром читаются лучше прямолинейных. Это объясняется тем, что округленные буквы лучше выделяются из фона.
Другой признак контура букв — место соединения засечек со штрихами, которые могут быть как с закруглениями, так и без них. Незакругленные углы воспринимаются лучше, чем закругленные. Объясняется это тем, что такие углы являются различительными признаками, которые придают буквам наибольшую индивидуальную выраженность.
- Особенности засечек. Засечки в шрифте заметно улучшают восприятие буквенного знака, даже если они слабо видимы. Слишком заметные засечки ухудшают восприятие буквы и буквенных сочетаний.
- Пропорция сторон и плотность шрифта. Пропорция сторон (отношение ширины буквы к ее высоте) является одним из важных признаков гарнитуры, влияющих на удобочитаемость шрифта. Отношение сторон близкое к единице, с некоторым преобладанием вертикали является наиболее легким для зрительного восприятия (например, школьная гарнитура). Однако и плотный шрифт при определенном графическом решении букв и их сочетаний может быть удобочитаемым.
- Внутрибуквенный просвет. Внутрибуквенный просвет — это фон буквы, заключенный в контур буквенного знака. Ширина внутрибуквенного просвета связана с толщиной штрихов. Чем больше внутрибуквенный просвет, тем лучше (при прочих равных условиях) читается буквенный знак.
- Удобочитаемость кеглей. Удобочитаемость различных кеглей шрифта определенной гарнитуры зависит от квалификации читателя, от его зрения, а также от длины строки и характера чтения (например, беглое — при чтении художественной литературы, медленное — при чтении научной книги). При этом следует различать удобочитаемость кеглей в связном тексте, в титульном или акцидентном наборе.
- Удобочитаемость шрифта для детей и учащихся начальной и средней школы определяется следующими возрастными группами:
дети дошкольного возраста — до 7 лет;
2) дети младшего возраста (7-9 лет) 1-го и 2-го классов, у которых только вырабатываются навыки чтения;
3) дети младшего возраста (10-11 лет) 3-го и 4-го классов, у которых навыки чтения в основном уже выработались;
4) дети среднего и старшего возраста (12-17 лет) 5-11-ых классов, у которых навыки чтения выработаны полностью.
Глава 1.1 Производственно-технические требования
В процессе печатания рисунок шрифта в большей или меньшей степени деформируется. Степень деформации шрифта в основном зависит от характера его рисунка, от вида печати (высокая, плоская, глубокая), от качества бумаги (мелованная, глазированная, газетная).
Искажения рисунка букв и знаков шрифта увеличиваются с уменьшением кегля шрифта.
В результате экспериментов были установлены общие для всех трех видов печати производственно-технические требования к рисунку шрифта.
Согласно этим требованиям, рисунок букв шрифта должен:
- быть максимально выраженным и раскрытым (особенно у сложных по построению букв с узкими просветами, как, например, у строчных е, а, прописных и строчных В, в, Я, я, Щ, щ, Ц, ц);
2) не иметь чересчур тонких линий в соединительных штрихах и засечках;
3) иметь короткие засечки с достаточным просветом между ними;
4) не иметь узких просветов (например, в букве М) и мелких деталей, которые очень близко прилегают к штрихам.
Контрастные по рисунку шрифты деформируются в большей степени, чем малоконтрастные. Это относится прежде всего к мелким и наиболее тонким деталям рисунка шрифта. Кроме того, так называемые ловушки, которые образуются в узких просветах букв (б, м, в, е и др.) или в острых углах засечек, в процессе печатания часто заливаются краской. Считается, что понятие ловушек устарело и не имеет особого значения, однако говорить так — значит идти против истины.
В офсетной и глубокой печати, где для получения печатной формы необходим ряд промежуточных процессов, искажение рисунков шрифта возрастает по сравнению с высокой печатью. Степень искажения зависит главным образом от характера технологии и от количества промежуточных процессов.
Наиболее значительно деформируется рисунок шрифта при глубокой печати из-за применения растра, который приводит к разрыву тонких волосных линий шрифта и к деформации контуров очка.
При выборе рисунка шрифта большое значение зачастую имеет его экономичность, которая определяется шириной алфавита данной гарнитуры. Меньший по ширине алфавит позволяет поместить на полосе набора большее количество знаков, уменьшая тем самым объем книги в печатных листах.
Наибольшей экономичностью должны обладать шрифты для набора справочных, в том числе энциклопедических и словарных, изданий, в особенности карманных. Этого достигают с помощью применения шрифтов мелких кеглей (6, 7, 8, 9 пунктов).
Производственно-технические требования, предъявляемые к переплетным шрифтам, печатающимся или тискающимся на тканях, изучены менее всего. Требования эти обусловлены характером материалов, на которых производится печать либо тиснение (различные виды ткани с гладкой или неровной, шероховатой или тисненой поверхностью); способом тиснений (переплетная краска, цветная или бронзовая фольга, блинт); видом рисунков шрифтов (без засечек, с засечками, без волосных штрихов или с волосными штрихами).
В результате изучения условий деформации различных рисунков шрифтов при их печатании или тиснении на тканевых переплетах нами получены следующие данные. При печатании или тиснении (в особенности переплетной краской) на тканях с неровной поверхностью наибольшие затруднения вызывают тонкие волосные линии в шрифте, которые могут получиться утолщенными или неровными по контуру букв.
Тонкие волосные линии в шрифте нежелательны, поскольку они быстрее деформируются в результате нагревания штампа и применения сильного давления.
Деформация рисунков шрифтов при тиснении на переплетах нередко получается из-за наличия в шрифте узких замкнутых пробельных мест («ловушек»). Ловушки особенно нежелательны при печатании переплетной краской; при тиснении цветной или бронзовой фольгой в них остаются частицы фольги.
Глава 1.2. Выбор рисунка шрифта
Выбор рисунков шрифта для оформления книги определяется в первую очередь характером издания. При выборе шрифта необходимо учитывать: художественные достоинства шрифта, его удобочитаемость, зависящую от квалификации читателей, характер и количество текстовых и внетекстовых элементов и в зависимости от этого характер гарнитуры и наличие в ней нужных начертаний и кеглей. Необходимо иметь в виду и производственно-технические требования, предъявляемые к шрифту в зависимости от способа печати издания и от качества бумаги, используемой для издания, а также требования экономичности с учетом тиража и формата издания.
В зависимости от особенностей данной книги те или другие из указанных требований должны учитываться в первую очередь.
Издания для детей, учебники для начальной школы исключают применение всех недостаточно удобочитаемых шрифтов с усложненным рисунком.
В научно-технических изданиях со сложными выделениями не рекомендуется применять шрифты с ограниченным количеством начертаний и специальных знаков, в том числе математических, химических и др.
Издания художественной литературы и издания по искусству исключают использование шрифтов, маловыразительных по рисунку, лишенных какой-либо эмоциональной окраски.
В изданиях с обилием цифрового текста не следует применять гарнитуры с маловыраженным рисунком цифр, которые недостаточно различаются между собой. Издания, печатающиеся способами глубокой печати, исключают применение контрастных шрифтов.
Наиболее труден выбор гарнитуры шрифта для литературно-художественных изданий и книг по искусству, так как рисунок шрифта здесь требует большей индивидуализации, чем в других изданиях, а в некоторых случаях и отражения в рисунке шрифта художественно-стилевых и других особенностей, характерных для того или иного произведения.
Практика показывает, что наиболее важными графическими признаками, которые должны быть учтены при выборе рисунка шрифта для оформления, в частности, литературно-художественных произведений, являются особенности контура рисунка шрифта (например, классически строгие построения либо построения с различными стилизованными или декоративными элементами в рисунках шрифтов типа елизаветинской или академической гарнитур), пространственный строй и цветность шрифта, которые в основном зависят от контраста штрихов (соотношения между основными и соединительными штрихами), от пропорции сторон и характера засечек. Этот последний признак шрифта, то есть его цветность, принимается во внимание и при учете особенностей, характерных для произведения того или иного автора и главное, при учете связи рисунков шрифтов с другими элементами оформления изданий (иллюстрацией, орнаментом).