Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 391
Скачиваний: 13
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятия, используемые для описания состава и структуры СУБД
1.3. Модели организации данных
1.5. Проектирование реляционных баз данных
2.2. Компьютерная модель решения задачи
2.2.1. Информационная модель решения задачи
2.2.2. Аналитическая модель решения задачи
2.2.3.Технология решения задачи
2.3. Результаты компьютерного эксперимента и их анализ
2.3.1. Результаты компьютерного эксперимента
Основными недостатками реляционной модели являются следующие: отсутствие стандартных средств идентификации отдельных записей и сложность описания иерархических и сетевых связей.
1.4. Реляционные базы данных
Реляционная модель данных (РМД) некоторой предметной области представляет собой набор отношений, изменяющихся во времени. При создании информационной системы совокупность отношений позволяет хранить данные об объектах предметной области и моделировать связи между ними.
Реляционная база данных представляет собой хранилище данных, содержащее набор двухмерных таблиц. Данные в таблицах должны удовлетворять следующим принципам.
1. Значения атрибутов должны быть атомарными (иными словами,
каждое значение, содержащееся на пересечении строки и колонки,
должно быть не расчленяемым на несколько значений).
2. Значения каждого атрибута должны принадлежать к одному и тому же типу.
3. Каждая запись в таблице уникальна.
4. Каждое поле имеет уникальное имя.
5. Последовательность полей и записей в таблице не существенна.
Отношение является важнейшим понятием и представляет собойдвумерную таблицу, содержащую некоторые данные.
Сущность есть объект любой природы, данные о котором хранятся в базе данных. Данные о сущности хранятся в отношении.
Атрибуты представляют собой свойства, характеризующие сущность. В структуре таблицы каждый атрибут именуется и ему соответствует заголовок некоторого столбца таблицы.
Ключом отношения называется совокупность его атрибутов, однозначно идентифицирующих каждый из кортежей отношения. Иными словами, множество атрибутовК, являющееся ключом отношения, обладает свойством уникальности. Следующее свойство ключа — неизбыточность. То есть никакое из собственных подмножеств множестваКне обладает свойством уникальности.
Каждое отношение всегда имеет комбинацию атрибутов, которая может служить ключом. Ее существование гарантируется принципом № 3 РМД. По крайней мере, вся совокупность атрибутов обладает свойством уникальности.
Возможны случаи, когда отношение имеет несколько комбинаций атрибутов, каждая из которых однозначно определяет все кортежи отношения. Все эти комбинации атрибутов являются возможными ключами отношения. Любой из возможных ключей может быть выбран как первичный.
Ключи обычно используют для достижения следующих целей:
- исключения дублирования значений в ключевых атрибутах (остальные атрибуты в расчет не принимаются);
- упорядочения кортежей. Возможно упорядочение по возрастанию или убыванию значений всех ключевых атрибутов, а также смешанное упорядочение (по одним — возрастание, а по другим — убывание);
- организации связывания таблиц.
Важным является понятие внешнего ключа. Внешний ключ можно определить как множество атрибутов одного отношения R2, значения которых должны совпадать со значениями возможного ключа другого отношения R1.
Атрибуты отношения К2, составляющие внешний ключ, не являются ключевыми для данного отношения.
С помощью внешних ключей устанавливаются связи между отношениями.
Ограничения целостности реляционной модели можно разделить на две группы — ограничения целостности сущностей и ограничения целостности ссылок.
Ограничения целостности сущностей заключаются в требовании уникальности кортежей отношения (записей таблицы). Отсюда вытекают следующие ограничения:
- отсутствие кортежей-дубликатов (данное требование предъявляется лишь к атрибутам первичных ключей);
- отсутствие атрибутов с множественным характером значений.
Ограничения целостности ссылок заключаются в том, что для любой записи с конкретным значением внешнего ключа должна обязательно существовать запись связанной таблицы-отношения с соответствующим значением первичного ключа.
К отношениям можно применять систему операций, позволяющую получать одни отношения из других. Например, результатом запроса к реляционной БД может быть новое отношение, вычисленное на основе имеющихся отношений. Поэтому можно разделить обрабатываемые данные на хранимую и вычисляемую части.
Основной единицей обработки данных в реляционных БД является отношение, а не отдельные его кортежи (записи).
Отсутствие упорядоченности записей в таблицах усложняет поиск. На практике с целью быстрого нахождения нужной записи вводят индексирование полей (обычно ключевых). Создание индексных массивов заключается в построении дополнительной упорядоченной информационной структуры для быстрого доступа к записям.
1.5. Проектирование реляционных баз данных
Проектирование баз данных информационных систем является достаточно трудоемкой задачей. Оно осуществляется на основе формализации структуры и процессов предметной области, сведения о которой предполагается хранить в БД. Различают концептуальное и схемно-структурное проектирование.
Концептуальное проектирование БД ИС является в значительной степени эвр'истическим процессом. Адекватность построенной в его рамках инфологической модели предметной области проверяется опытным путем, в процессе функционирования ИС.
Перечислим этапы концептуального проектирования:
- изучение предметной области для формирования общего представления о ней;
- выделение и анализ функций и задач разрабатываемой ИС;
- определение основных объектов-сущностей предметной области
и отношений между ними; - формализованное представление предметной области.
При проектировании схемы реляционной БД можно выделить следующие процедуры:
- определение перечня таблиц и связей между ними;
- определение перечня полей, типов полей, ключевых полей каждой таблицы (схемы таблицы), установление связей между таблицами через внешние ключи;
- установление индексирования для полей в таблицах;
- разработка списков (словарей) для полей с перечислительнымиданными;
- установление ограничений целостности для таблиц и связей;
- нормализация таблиц, корректировка перечня таблиц и связей. Проектирование БД осуществляется на физическом и логическом уровнях. Проектирование на физическом уровне реализуется средствами СУБД и зачастую автоматизировано.
Логическое проектирование заключается в определении числа и структуры таблиц, разработке запросов к БД, отчетных документов, создании форм для ввода и редактирования данных в БД и т. д.
Одной из важнейших задач логического проектирования БД является структуризация данных. Выделяют следующие подходы к проектированию структур данных:
- объединение информации об объектах-сущностях в рамках одной таблицы (одного отношения) с последующей декомпозицией на несколько взаимосвязанных таблиц на основе процедуры нормализации отношений;
- формулирование знаний о системе (определение типов исходных данных и взаимосвязей) и требований к обработке данных, получение с помощью СА5Е-системы готовой схемы БД или даже готовой прикладной информационной системы;
- осуществление системного анализа и разработка структурных моделей.
2. Практическая часть
2.1 Постановка задачи
2.1.1. Цель решения задачи
Пекарня осуществляет деятельность, связанную с выпечкой и продажей различных изделий. Руководство предприятия озабочено отслеживанием за стоимостью выпеченных изделий. Чтобы компании не остаться в проигрыше необходимо контролировать стоимость выпеченных изделий. Поэтому принято решение отслеживать стоимость выпеченных изделий с помощью нескольких калькуляции стоимости, в которых должны быть показатели, содержащие сведения о стоимости компонентов для каждого выпеченного изделия. Задача, которая будет решаться в программной среде MS Excel ежемесячно, называется «Учет стоимости выпечки».
Цель решения данной задачи состоит в своевременности отслеживания цены на выпеченную продукцию.
2.1.2. Условие задачи
Входной оперативной информацией служит ведомость учета стоимости выпеченных изделий, содержащая следующие реквизиты (условная форма): наименование изделия, количество, цена, сумма. В качестве входной информации используется документ «Ведомость учета стоимости выпеченных изделий». На его основании создается следующая экранная форма:
наименование |
Количество, шт |
цена, руб |
сумма, руб |
городской |
|||
ржаной |
|||
бородинский |
|||
выпечка |
|||
батон белый |
|||
лаваш |
|||
калач |
|||
Итого |
Сi |
Сj |
Сp |
Условно-постоянной информацией (справочной) служат следующие реквизиты: наименование и цена.
Для решения задачи используются два справочника:
• справочник прайс-листа, который служит для получения стоимости выпечки.
Структура документа стоимости компонентов
наименование |
цена |
В результате следует получить ведомости со следующими реквизитами: наименование изделия, состав, стоимость компонента в изделии (в денежном виде), всего по первому и второму виду выпечки, итого по двум выпечкам. Информация выдается в следующих документах:
наименование |
Количество, шт |
цена, руб |
сумма, руб |
…………… |
…….. |
……….. |
……….. |
Итого |
Сi |
Сj |
Сp |
Кроме того, информацию, находящуюся в таблицах для анализа, необходимо представить в виде диаграмм.
В технологии необходимо использовать межтабличные связи для организации ввода и контроля исходных данных, а также для организации процессов расчета функции ВПР, ПРОСМОТР и др.
2.2. Компьютерная модель решения задачи
2.2.1. Информационная модель решения задачи
Информационная модель, отражающая взаимосвязь исходных и результирующих документов, приведена на рис. 1.
Справочник прайс-листа
Ведомость продаж
Электронная версия ведомости продаж
1
2
3
4
5
Рис. 1. Информационная модель взаимосвязи исходных и результирующих данных
1 – документ (ведомость продаж), 2 – справочник прайс-листа, 3 –итоговая ведомость, 4–диаграмма.
2.2.2. Аналитическая модель решения задачи
Для получения ведомости «Ведомость продаж» необходимо рассчитать следующие показатели:
• сумму стоимости по каждому виду выпечки;
• общую сумму стоимости выпечки.
Расчеты выполняются по следующим формулам:
Ci=ΣSi
где Si – сумма стоимости i-оговиды выпечки; C – общая сумма стоимости выпечки.
Показатели, определяющие содержание результирующих документов «Ведомость продаж» аналитического представления не требуют, так как их можно получить с помощью фильтров с указанием нужных кодов материалов.
2.2.3.Технология решения задачи
1. ЗапускаемExcel:
2. Переименовываем «Лист 1» в «Прайс-лист».
3. Переименовываем «Лист 2» в «Ведомость продаж».
5. На листе «Прайс-лист» создаем справочник прайс-лист.
Рис.2. Справочник «Прайс-лист»
На листе «Ведомость продаж» создаем «Ведомость продаж».
Рис.3. Справочник «Ведомость продаж»