Файл: Патенты и лицензии как рыночные барьеры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Промышленных образцов;
  2. Запатентованных изобретений;
  3. Товарных знаков;

Что касается временности инновационной монополии, то известно, что государство, выдавая патент, входит с патентовладельцем в соглашение о своего рода взаимовыгодном для последнего и общества в целом обмене: патентовладелец, получая перспективу на временную защищенную патентом инновационную монополию, взамен вынужден публиковать суть патентуемых изобретений в специальных патентных журналах, информационных бюллетенях, а также в принципиальной схеме изобретения, содержащейся в открытом общественности патентном фонде. Но в таком случае фирма становится «законным» монополистом, и получает сверхприбыль. Стоит подчеркнуть, что это как раз тот случай, когда государство не борется с монополией, а поддерживает её. Здесь антимонопольное законодательство во всём мире приходит в противоречие с патентным. Иначе в рыночной экономике и быть не может, так как при отсутствии перспективы пусть и на утешительную для антимонопольного закона, всего лишь временную инновационную монополию, у инноваторов не было бы стимула вкладывать средства в разработку новшеств. Продажа лицензий позволяет существенно ускорить процесс освоения нового рынка и хотя бы частично возместить собственные расходы на исследования и разработки. Иногда бывает выгоднее вместо поставок готовых изделий продать лицензию на право их производства, например в случаях, когда возникают проблемы, связанные со сбытом готовой продукции из-за недостаточного объёма собственного производства или выходом на внешний рынок. Но крайне важно не забывать о том, что срок освоения производства по лицензии занимает несколько лет, а в результате изменения рыночной конъюнктуры за это время могут резко снизиться конкурентоспособность товара и спрос на него, поэтому от предприимчивости лицензиата и его коммерческой активности зависят объем и сроки лицензионных поступлений. Барьеры для вхождения в отрасль не являются абсолютно непреодолимыми, поскольку чистая монополия встречается относительно редко. Также у продажи лицензии есть очень положительный момент, ведь это можно представить в качестве разведки, то есть если получатель справится с освоением лицензии, то данная фирма сможет зарекомендовать себя как надёжный субъект, который сумел доказать свой потенциал.

Таким образом мы можем наблюдать, что вопрос рыночных барьеров в виде патентов и лицензий является очень тонким вопросом, так как это даже не просто решается судьба будущих фирм и компаний, а здесь уже имеет место быть целая стратегия, которая несёт за собой определённые выигрыши и убытки.


Заключение

Подводя итог данной работе, можно сделать вывод о большом многообразии рыночных барьеров. Среди большого количества можно выделить два основных, даже их можно назвать первостепенными, так как с ними в первую очередь сталкивается любая фирма, которая хочет занять определённую долю рынка – это патенты и лицензии. Они являются, так сказать, первым препятствием, благодаря им уже можно заранее предугадать потенциал, как было описано в работе, если удастся компании получить их, то значит она достойна конкурировать на рынке. Что касается крупных предприятий, то для них это даёт почву к развитию, так как они могут отследить предложения малых конкурентов, происходит экономическое равновесие. В нашей стране, подобные барьеры, как способ регулирования хозяйственной деятельности, стали появляться в конце прошлого века, с целью предотвращения проникновение на рынок некачественных и опасных товаров. Структура рынка подвержена влиянию поведения фирм, действующих на рынке. Таким образом, мы видим, что структура рынка — это более сложное понятие, чем кажется на первый взгляд. Структура рынка имеет множество граней, что отражается в различных её показателях. Концепция эффективности политики барьеров входа берёт своё начало от того, что стратегия стратегия препятствия входу фирм-аутсайдеров сопряжена с определёнными издержками для действующих в отрасли фирм. Это могут быть издержки, связанные либо напрямую с ценовой политикой снижения цен для исключения потенциальной конкуренции, либо с различными методами неценовой конкуренции. В первом случае затраты на создание барьеров входа можно рассматривать как неявные, во втором случае как явные. В любом случае прибыль фирм, осуществляющей политику создания барьеров входа, окажется меньше прибыли фирмы, не практикующей стратегическое поведение. Эффективность стратегических барьеров входа определяется сравнением прибыли фирмы, получаемой при отказе от политики барьеров, с прибылью, возможной при условии.

Также Джо Бэйн, американский экономист, определил четыре основных типа отраслей по высоте и эффективности барьеров входа, которые стали общепринятой основой в теории организации отраслевых рынков:

  1. Рынки со свободным входом, уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами перед своими конкурентами;
  2. Рынки с неэффективными барьерами входа, в них фирмы могут препятствовать входу новых фирм путём проведения различных методов ценовой и неценовой политики;
  3. .Рынки с эффективными барьерами входа имеют возможность препятствовать входу новых фирм сочетается с предпочтительностью такого рода политики для фирм, действующих в отрасли;
  4. Рынки с блокированным входом, вход новых фирм на рынок полностью закрыт действующими фирмами во всех периодах.