Файл: Правовые особенности форм реорганизации юридического лица.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В научной и учебной литературе проблемы реорганизации затрагиваются лишь косвенно, их освещение преимущественно носит лишь описательный характер. Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц. Следствием подобного подхода является отсутствие углубленных теоретических исследований понятия, природы и признаков реорганизации как правового явления.

Несовершенство и противоречивость законодательства, отсутствие многих правовых норм, касающихся процесса реорганизации, ведут к тому, что существуют реальные риски признания любой реорганизации юридического лица незаконной.

Нетрудно заключить, что в законодательстве установлены лишь общие принципы реорганизации акционерных обществ. Поскольку речь идет о сложном правовом институте, необходимо не только привести в соответствие отдельные противоречивые действующие правовые нормы, но и детализировать их, а также ввести дополнительные нормы, что позволит упорядочить процедуру реорганизации Российской Федерации, защитить права кредиторов, а также поможет обеспечить стабильность гражданского оборота в целом. Этим обусловлена актуальность темы реферата, в которой автор попытается раскрыть особенности этого института гражданского права. 

В связи с вышеуказанным, целью данного реферата является раскрытие самого понятия, а вследствие этого и содержания правового институт реорганизации юридического лица, и форм её осуществления.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • Определение понятие реорганизация юридического лица, характеристика основных элементов его структурообразующих;
  • Проведение подробного анализа процедуры, мер защищенности кредитора при реорганизации и обобщение исследований ученых-цивилистов, сделанных в области определения понятия реорганизации юридического лица.
  • Рассмотрение каждой формы реорганизации юридического лица с выявлением их отличительных признаков и способов осуществления.

Работая над данным рефератом, я обращался к многочисленным источникам, в которых затрагивалась тема реорганизации юридического лица:

В первую очередь, это нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Налоговой Кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный Закон «Об акционерных обществах» и другие;


Второй вид источников, используемых в реферате– это различные учебные пособия и учебники для студентов ВУЗов, так как здесь дается относительно вся информация, касающаяся реорганизации юридического лица, однако, в сжатом виде, с целью её дальнейшего раскрытия с помощью нормативно-правовых актов, статей, сборников, словарей, монографий и др.

И, наконец, третий вид источников, наиболее используемый в реферате– это статьи из юридических газет и журналов, труды ученых и аспирантов юридических факультетов, а также ведущих юристов различных фирм, предприятий: Мартемьянов В.С., Долинская В.В., Вагайцева Т.В., Суханов Е.А. Залесский В.В., Герасимова Е.А., Крылова. Ю.А. Саввионова Ю.А, Суханов Е.А. и др.

Такое количество работ, посвященных теме реорганизации юридических лиц подтверждает актуальность и интересе к данной теме, о которых говорилось в начале данного введения.

Глава 1. Понятие реорганизации юридического лица

В настоящее время Российское законодательство не закрепляет точного определения понятия «реорганизация юридического лица», а дает лишь характеризующие его признаки: устанавливает круг лиц, имеющих право принимать решение о реорганизации, определяет момент завершения реорганизации, а также порядок оформления правопреемства и гарантии прав кредиторов юридического лица при ее проведении.

На протяжении долгого времени ученые-цивилисты пытаются восполнить подобный пробел в законодательстве, предлагая свои научные определения понятию реорганизация.

Так, М. Хаймович предлагает понимать под реорганизацией «прекращение коммерческой организации, связанное с изменением ее имущественного комплекса или организационно-правовой формы, направленное на достижение цели, для которой организация создавалась»[1].

С.В. Мартышкин видит в реорганизации «особый процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающееся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) в порядке правопреемства другому юридическому лицу (правопреемнику)»[2].

С точки зрения В.С. Мартемьянова, «реорганизация представляет собой только прекращение существования организации в ее прежнем виде (путем слияния, разделения, присоединения, преобразования в иную организационно - правовую форму) без прекращения ее дел и имущества на основании правопреемства»[3].


Е.А. Суханов называет реорганизацией юридических лиц их прекращение, влекущее, однако, «переход прав и обязанностей ранее существовавших юридических лиц к другим юридическим лицам, т.е. правопреемство»[4].

Однако с учетом вышеуказанных определений ученых я считаю необходимым попытаться самостоятельно дать определение понятию «реорганизация юридических лиц» через анализ характеризующих данное понятие признаков и принципов его образующих:

  • правопреемство юридических лиц;
  • круг лиц, имеющих право принимать решение о реорганизации;
  • процедура реорганизации юридического лица;
  • гарантии кредиторов при реорганизации юридического лица;
  • момент завершения реорганизации юридического лица

1.1 Правопреемство юридических лиц

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается большое количество юридических лиц, и время большинства из них не ограничено какими-либо временными рамками. Тем не менее, в определенных случаях деятельность их может быть прекращена, и в дальнейшем реорганизована по различным основаниям.

«Основания прекращения - это поводы, определенные фактические обстоятельства, с которыми закон связывает прекращение деятельности юридического лица, к примеру, достижение цели, истечение срока и др.

Формы прекращения - это предусмотренные законодательством приемы прекращения деятельности юридических лиц, связанные с ликвидацией и реорганизацией»[5].

В соответствии со ст. 58 Гражданского Кодекса РФ существует пять форм реорганизации юридического лица:

1) выделение и разделение. Реорганизация и в том и в другом случае направлена на появление новых субъектов права; происходит по инициативе учредителей юридического лица, его органа, либо независимо от воли юридического лица по решению уполномоченного государственного органа;

2) слияние, присоединение, преобразование. При данных формах реорганизация происходит по решению самого юридического лица в случаях, установленных законом, - с предварительного согласия, уполномоченного государственного органа.

Таким образом, реорганизацию можно назвать «относительным прекращением деятельности юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам»[6], что и отличает реорганизацию юридического лица от ликвидации, при которой происходит абсолютное прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.


Вывод, при реорганизации юридического лица происходит правопреемство, т.е. «переход прав и обязанностей от одного лица - правопредшественника к другому лицу - правопреемнику, заменяющему его в правоотношении»[7].

В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:

1) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);

2) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);

3) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении), т.е. «определенная часть прав и обязанностей сохраняется за реорганизованным юридическим лицом, другая же часть передается выделяемой организации»[8].

В ГК РФ и специальных законах особое внимание уделяется передаточному акту и разделительному балансу как документам о правопреемстве.

«Передаточный акт – документ, который отражает передачу активов и обязательств в порядке правопреемства»[9].

Разделительный баланс- документ, закрепляющий правопреемство по всем обязательствам (основные его положения), в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Моментом перехода прав и обязанностей в отношении имущества к вновь возникшему в результате реорганизации юридическому лицу считается дата подписания и утверждения передаточного акта и разделительного баланса учредителем или органом, принявшим решение о реорганизации.

В передаточном акте или в разделительном балансе должны быть отражены: перечень передаваемого имущества, порядок и пропорции изменения, раздела имущества, в связи, с чем составлению передаточного акта или разделительного баланса должна предшествовать инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемого юридического лица.

Таким образом, акт реализации – акт правопреемственности, при котором все права и обязанности, задолженности, налоги (в соответствии со ст. 50 Налогового кодекса Российской Федерации) реорганизуемого юридического лица переходят к вновь образуемому лицу, которое принимает на себя все обязательства по исполнению прав и обязанностей предшественника и выплаты всех задолженностей. Надо учитывать, что это общее определение понятия «правопреемственности юридических лиц», а при различных формах реорганизации и правопреемственность, как было показано выше, может видоизменяться в отношении разделения прав и обязанностей, переходящих от предшественника к правопреемнику.


1.2 Процедура реорганизации юридического лица

Реорганизация любого юридического лица осуществляется в строго установленном законом порядке, поэтому правопреемство наступает только при наличии предусмотренного законом состава юридических фактов, соблюдения процедуры реорганизации.

Изначально, надо выделить два вида реорганизации: вынужденная и принудительная:

При добровольной реорганизации, согласно с п. 1 57 ГК РФ учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами, самостоятельно, на основе добровольного волеизъявления принимают решение о реорганизации юридического лица в форме, как правило слияния и присоединения, когда разделение, выделение, и преобразование могут иметь иной характер;

При вынужденной реорганизации решение также принимается либо учредителями (участниками), либо органом юридического лица, но к этому их обязывают нормы действующего законодательства.

К примеру, в соответствии с п.3 ст.7 Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»15, в случае, если число участников общества с ограниченной ответственностью станет более 50, то общество обязано в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.

Однако вернемся к процедуре реорганизации юридического лица.

1 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»16. Данный закон внес серьезные коррективы в общий порядок реорганизации юридических лиц.

Так, Новым Законом на реорганизуемое юридическое лицо возложена обязанность в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации письменно уведомить, об этом, а также о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации, в регистрирующий орган по месту своего нахождения, в случае же участия в реорганизации двух или более юридических лиц уведомление о начале процедуры реорганизации представляется по месту нахождения лица, последним принявшего решение о реорганизации.

Данное письменное уведомление должно содержать, кроме подписи заявителя, следующие сведения:

- полное наименование реорганизуемого (-их) юридического (-их) лица, основной регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического (-их) лица;