Файл: Источники информации для оценки бизнеса (Классификация информации, необходимой для процесса оценки).pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Классификация информации, необходимой для процесса оценки бизнеса
К внешняя информации относятся :
Внешними источниками информации могут являться следующие нормативные и справочные материалы:
Внутренняя информация дает представление о деятельности оцениваемого предприятия.
Основными финансовыми показателями являются:
Приведем несколько наиболее распространенных источников бизнес информации:
Внешними источниками информации могут являться следующие нормативные и справочные материалы:
- информация о ценах на товарных и сырьевых биржах, по котировкам акций компаний публикуемая в сети Интернет;
- аналитические обзоры и статистические материалы, публикуемые Государственным комитетом по статистике РФ, Министерством финансов РФ, Московской межбанковской валютной биржей, фондовыми организациями (в том числе Российской торговой системой), российскими и зарубежными информационными агентствами (в том числе агентствами АК&М, «Финмаркет», «Росбизнесконсалтинг») в сети Интернет;
- специализированные отраслевые журналы;
- прайс-листы агентств недвижимости города, в котором находится оцениваемая компания;
- справочные бюллетени «Оптовик», «Промышленный оптовик», «Капитал», приложение к «Строительной газете», «Индекс цен в строительстве», компьютерные базы данных;
- распоряжения государственных управлений «Центров по ценообразованию в строительстве» области, в которой находится оцениваемая компания об утверждении индексов удорожания сметной стоимости строительства.
В период сбора информации лицами, осуществляющими оценку проводится инспекция оцениваемого объекта. В процессе инспекции осматриваются конструктивные элементы зданий, инженерные коммуникации, технологические линии. Изучаются представленные технические документы, акты обследования, бухгалтерская информация. Проводятся беседы с руководителями отделов, начальниками служб, ответственными работниками.
Внутренняя информация дает представление о деятельности оцениваемого предприятия.
- Информация о производстве. Анализ данных о наличии производственных мощностей в соответствии с данными о спросе на продукцию компании.
- Информация о трудовых ресурсах. Обычно сфокусирована на таких моментах, как обучение персонала и уровень квалификации, моральное состояние персонала и расходы на обеспечение кадрами. Кроме того, важна информация об управляющем предприятием, поскольку тот зачастую может являться ключевой фигурой, обеспечивающей эффективность, прибыльность и перспективы развития производства.
- Ретроспективные данные об истории компании и описание стратегии предприятия.
- Внутренняя финансовая информация. Она включает основную информацию из бухгалтерской отчетности о прибыли и издержках, об имуществе и обязательствах, а также большой спектр финансовых показателей (коэффициенты ликвидности, финансовой зависимости, оборачиваемости). Такая информация обычно дает картину финансового благосостояния и рентабельности компании.
В рамках практического развития данного вопроса следует выделить следующие предложения по эффективности сбора информации:
- Существует множество источников по расчету финансовых показателей, которые относятся к внутренней информации. Зачастую они имеют различия, как в названии, так и в методе расчета. Необходимо создать единую нормативную базу.
- Возможность получить необходимую информацию в режиме реального времени (Интернет). Сейчас это практикуется, но зачастую мы видим устаревшую информацию.
- Улучшение информационных технологий для быстрого доступа к первичным источникам информации внутри компании.
- Совершенствование составления должностных инструкций, учетной политики.
- Установить ответственность для лиц, участвующих в оформлении и обработке документов, за нарушение графика документооборота.
Таким образом, информация должна достоверно отражать ситуацию на предприятии, точно соответствовать целям оценки и учитывать в комплексе внешние условия функционирования оцениваемого предприятия.
Основными финансовыми показателями являются:
- Ликвидности:
- коэффициент текущей ликвидности;
- коэффициент срочной ликвидности.
- Финансовой зависимости/доли заемных средств:
- долгосрочная задолженность/собственный капитал;
- долгосрочная задолженность в % к используемому капиталу.
- Прибыльности:
- прибыль на средства акционеров (ROSР);
- прибыль на используемый капитал (RОСЕ);
- прибыль на суммарные активы (RОТА);
- операционная прибыль от продаж;
- валовая прибыль (от продаж);
- суммарные операционные расходы на продажи.
- А также:
- оборачиваемость основных средств;
- оборачиваемость запаса;
- период погашения дебиторской задолженности;
- период погашения кредиторской задолженности.
Наиболее значимой Внутренней информацией, способной существенно повлиять на результаты полученной оценки, являются следующие моменты:
- наличие Свидетельств о праве собственности на объекты недвижимости (в случае отсутствия, инвестиционная привлекательность объектов снижается);
- обременение активов (наличие договоров залога, аренды и т.п.).
Источники внутренней информации могут быть:
- публичными, доступными для любого исследователя;
- частными, составляющими собственность определенной компании или института (но с возможностью доступа к ним за плату);
- подписными, представляющими собой гибрид публичных и частных источников, когда информация находится в чьей-то собственности, но постоянно обновляется и становится доступной для определенного ограниченного круга подписчиков.
При поиске источников информации особое внимание нужно уделять таким вопросам, как стоимость и конкретность получаемой информации, надежность и гарантии достоверности информации. К сожалению, имеется прямая зависимость (причем обычно очень тесная) между степенью конкретности информации и стоимостью ее получения. Необходима оценка надежности информации (с заданием допустимой погрешности); она должна включать источник, срок, в течение которого информация остается актуальной, и ее анализ. Репутация источника — это одно, а использование доказательств, подтверждающих ее, — совсем другое.
Приведем несколько наиболее распространенных источников бизнес информации:
- правительственные учреждения;
- библиотеки;
- торговые ассоциации, союзы, общественные объединения субъектов рынка;
- компании, занимающиеся частными исследованиями и информацией;
- службы бизнес информации;
- базы данных в режиме онлайн.
Некоторые источники стоит прокомментировать. Правительственные учреждения, как государственные, так и надгосударственные, могут служить хорошим источником необработанных данных, особенно рыночных и макроэкономических, а также информации, касающейся регулирования. Однако часто эти данные нужно интерпретировать или анализировать. В том, что касается экспортных рынков, торговые ассоциации зачастую являются более полезным источником.
Число компаний, занимающихся частными исследованиями и информацией, за последние годы выросло в несколько раз; они специализируются на сборе информации о рынках и конкурентах. Сюда же относятся специализированные агентства.
Газеты и журналы представляют собой источник бесплатной (обычно), но не фильтрованной информации по широкому кругу вопросов. Службы бизнес информации чаще всего предоставляют услуги по поиску специальной и детализированной информации на основе подписки или продажи. Обычно это коммерческие организации, но такие услуги предоставляют и академические учреждения. На западе примером коммерческих организаций могут быть служба кредитной информации Dun & Вгаdstreet или компания А.С. Nielsen, занимающаяся исследованиями рынка. В качестве примера академических учреждений можно привести Centre for Economic Forecasting при London Business School, предоставляющий макроэкономические анализы и прогнозы, и Small Business Foresight, предлагающий услуги по анализу и прогнозированию для держателей акций мелких компаний. В России можно привести в качестве примера агентство АКМ и институт экономики переходного периода соответственно.