Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
Введение
Финансовое право – активно развивающаяся отрасль в системе российского права. Очевидно, что название отрасли - финансовое право обусловлено термином «финансы» и связано с денежными отношениями.
Финансово-правовая форма–это установленное государством и обеспеченная мерами государственного принуждения, правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределение и использование денежных фондов государства и муниципальных образований.
Финансово-правовые нормы содержат как признаки общие для любых правовых норм, так и специфических, характерные только для норм финансового права.
В сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления складываются различные и многообразные социальные взаимоотношения. Финансовые отношения содержат в себе наиболее общие признаки движения (распределения, перераспределения) и соотношения между собой финансовых средств различных уровней. И развитие финансовых отношений объективно требует четкого регулятора, каковым является право.
В результате узаконенного закрепления финансовых отношений государство придает им юридическую силу, и, таким образом, финансовые отношения становятся правовыми: возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.
Финансово-правовые нормы – это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права. Как и другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников в общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.
Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличии от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органом местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.
Это выражается в особенностях:
а) содержание финансово-правовых норм;
б) характера установленных в них предписаний;
в) меры ответственности за нарушение предусмотренных правил;
г) порядка защиты прав участников финансовых отношений
Содержание финансово-правовых норм составляет правило поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на их юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающие из политики по социально-экономическому развитию страны.
Это общее содержание финансово-правовых норм имеет разнообразное конкретное выражение, что обусловлено разнообразием финансовых отношений, многозвенностью финансовой системы.
Они содержат правила изымания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, аккумуляции и расходовании бюджетных средств, создание и распределение кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д.
Содержание финансово-правовых норм обусловлено и в основном императивный характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяет объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом интересов государства и муниципальных образований, а также интересов каждого из участников финансовых отношений, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан.
Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государственных денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников. (2, стр.532). Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых норм способствует из классификации. Ее можно провести по нескольким основаниям. В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида: Обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Материальные финансовые правовые нормы закрепляют состав финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями, источники формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемые в бюджеты и внебюджетные государственные фонды и т.п., т.е. материальная (денежная) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов (доходов).
Норма финансового права по своей логической структуре состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.
Гипотеза – часть правовой нормы, которая указывает на условия, при которых норма действует. Гипотеза имеется во всякой финансово-правовой норме. Часто в тексте встречается с оборотами «если» и «в случае».
Диспозиция – часть правовой нормы, которая указывает на поведение, которое должно иметь место при наличии условий, предусмотренных гипотезой. В Финансовом праве – чаще всего в диспозиции – указываются обязанности, которые должны исполнять субъекты.
Санкция – часть правовой нормы, указывающая на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию финансово-правовых.
И так, финансово-правовая санкция – это мера юридической ответственности за нарушение нормы финансового права.
С учетом основных направлений финансовой деятельности можно выделить следующие группы финансово-правовых санкций: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, валютные.
Помимо рассмотренных санкций за нарушения в области финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного административного уголовно- правового и иного воздействия, т.е установленные нормами других отраслей права
2. Финансовые правоотношения: понятие, виды и особенности
Финансовые правоотношения - один из постоянных объектов правовых исследований финансового механизма. Их природа, особенности возникновения и существования предопределяют во многом диапазоны возможностей использования финансового права в деле управления как экономической, так и социально-политической жизнью общества.
В науке финансового права наблюдается отсутствие единства взглядов на природу и структуру финансовых правоотношений, что является скорее достоинством, чем недостатком. Рассмотрим различные мнения относительно понятия и особенностей финансовых правоотношений.
Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения, но имеет и характерные специфические особенности. Общим в финансовых правоотношениях является то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; эти правоотношения носят волевой характер; охраняются государством.
Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация. Финансовые отношения можно классифицировать по разным основаниям: по кругу участников, по способам государственной защиты, по длительности и др.
Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в зависимости от структуры финансовой системы РФ. При такой классификации выделяются финансовые правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы:
1. бюджетные;
2. налоговые;
3. по поводу функционирования финансов государственных и муниципальных предприятий,
4. по поводу организации страхового дела,
5. в области кредита,
6. в области валютного регулирования,
7. отношения по осуществлению финансового контроля,
8. в области расчетов, регулируемых финансовым правом,
9.финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и рынка ценных бумаг.
Такие виды финансовых правоотношений соответствуют систематизации норм финансового права поэтому же признаку.
В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.
В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т.п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.
В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относится обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей.
Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.
Между процессуальными и материальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов. Правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав и обязанностей в области финансов.
В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.
Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.
Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.
Помимо рассмотренных видов финансовые правоотношения могут быть подразделены по структуре их юридического содержания на:
1. простые - характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности. Простые финансовые правоотношения в чистом виде, т.е. не как элемент сложного финансового правоотношения, встречаются в финансовом праве, как и в других отраслях права, сравнительно редко. Например, простым финансовым правоотношением является правоотношение по установлению налогов. Здесь праву государства в лице представительного органа власти на установление налога корреспондирует обязанность не препятствовать его осуществлению.
2. сложные, в которых содержание состоит из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей. Сложные финансовые правоотношения преобладают в финансовом праве. Среди них: межбюджетные правоотношения, правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налоговые правоотношения.