Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 518
Скачиваний: 11
Семейные правоотношения
Субъектами семейного правоотношения являются члены семьи, а также иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством; участники семейных отношений выполняют свою четко обозначенную роль члена семьи, что является следствием их неотъемлемых личностных качеств, например иола, возраста, а также пребывания в таких состояниях, как нуждаемость и нетрудоспособность, родство, свойство и т.п.
Нормы семейного права, определяя права и обязанности субъектов, всегда четко указывают на выполняемую ими ролевую функцию – родителя, ребенка, супругов, бабушки, дедушки, внуков, братьев и сестер, нетрудоспособных совершеннолетних детей, нетрудоспособных нуждающихся в помощи отчима и мачехи и т.д.
Субъектный состав семейных правоотношений всегда прямо определен законом и не может быть произвольно изменен их участниками. В качестве субъектов семейных правоотношений выступают члены семьи, а следовательно, физические лица.
При этом выделяется "узкий" круг членов семьи, в который включаются супруги, родители и дети, а также "расширенный" круг членов семьи, в который входят другие родственники, свойственники и иные лица. К ним относятся родные (полнородные и неполнородные) братья и сестры, бабушки, дедушки и внуки, отчим, мачеха и пасынки, падчерицы, а также фактические воспитатели и фактические воспитанники.
При этом "расширенный круг" членов семьи является открытым. Так, согласно ст. 67 СК РФ помимо дедушек, бабушек, сестер и братьев ребенок имеет право на общение также с другими родственниками. Нормы семейного права не позволяют четко определить этот круг. В связи с этим круг родственников ребенка будет устанавливаться судом исходя из конкретной ситуации. Достаточно часто близкие отношения у ребенка могут складываться с тетей, дядей, двоюродными и даже троюродными братьями и сестрами. Вряд ли указание в ст. 67 СК РФ на "близкое" родство позволит судам отказать в удовлетворении заявленных требований об общении с ребенком со ссылкой на "неблизкий" характер родственных отношений между ним и ребенком.
В настоящее время появилось мнение о том, что участниками семейных правоотношений являются органы опеки и попечительства. Сегодня их функции исполняют органы исполнительной власти субъектов РФ, при этом Законом об опеке предусмотрена возможность передачи данных полномочий органам местного самоуправления. Орган опеки и попечительства, выступая в качестве стороны договора об установлении опеки (попечительства), приобретает права и обязанности, корреспондирующие правам и обязанностям опекунов (попечителей), установленным семейным правом; кроме того, именно орган опеки и попечительства выбирает форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем представляется, что орган опеки и попечительства в данном случае выполняет публичную функцию, функцию контроля и надзора, правоприменителя, а по своей правовой природе отношения, которые складываются между органом опеки и попечительства и опекунами (попечителями), являются либо гражданско-правовыми, либо административно-правовыми.
Необходимой предпосылкой для того, чтобы стать участником правоотношения, в том числе семейного правоотношения, является наличие у лица такого правового свойства, как правосубъектность.
Правосубъектность физического лица является сложной правовой категорией, включающей в себя правоспособность и дееспособность. Правоспособность как условие обладания субъективными правами наступает у лица с момента его рождения. Момент наступления полной дееспособности в силу объективных причин (достижения определенного возраста) всегда отличен, оторван во времени от момента приобретения правоспособности. Но особый характер семейных правоотношений нивелирует это отличие
Принципы семейного права
Семейное законодательство не раскрывает понятия правоспособности и дееспособности, поэтому в науке семейного права для этих целей заимствуются положения гражданского права.
Семейная правоспособность – это способность лица иметь личные неимущественные и имущественные субъективные права, нести юридические обязанности, установленные нормами семейного права.
Семейной правоспособностью в равном объеме наделены все субъекты семейных правоотношений. Возникает она с момента рождения и прекращается смертью лица, при этом ее объем возрастает по мере взросления лица. Так, в определенных ст. 57 СК РФ случаях органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет. Иными словами, способность обладать "определяющим мнением" ребенок получает в 10 лет, а способность признавать и оспаривать свое отцовство и материнство лицо приобретает лишь при достижении им определенного уровня физиологического развития. Способность вступать в брак или принимать на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, возникает у лица при достижении им возраста 18 лет.
Семейная дееспособность – это способность лица своими волевыми действиями либо в предусмотренных законом случаях непосредственно приобретать и осуществлять семейные права; своими волевыми действиями создавать для себя семейные обязанности и исполнять их.
Понятие семейной дееспособности отличается от понятия гражданской дееспособности тем, что члены семьи приобретают и осуществляют семейные права как своими волевыми (осознанными, целенаправленными) действиями, так и непосредственно в силу прямого указания закона. Разумеется, приобретение и осуществление прав супругами, родителями, опекунами и многими другими субъектами семейного нрава предполагает осознанный характер таких действий. Вместе с тем приобретение и осуществление ребенком права жить и воспитываться в семье, получать заботу от своих родителей реализуется им непосредственно, как на это прямо указано в законе. При этом право на получение алиментов ребенок приобретает и осуществляет посредством действий своих законных представителей, поскольку обращение в суд за взысканием алиментов, заключение соглашения об уплате алиментов, а равно совершение сделок с целью приобретения продуктов питания, одежды за счет алиментных платежей требуют достижения определенного уровня гражданской и (или) процессуальной дееспособности.
Тем не менее приобретение и исполнение семейных обязанностей всегда требует совершения субъектом семейных правоотношений самостоятельных волевых действий. Поскольку в содержание правоспособности детей до достижения ими возраста 18 лет не входят семейно-правовые обязанности, то не возникает необходимости в восполнении недостающей дееспособности ребенка в этой части через действия его законных представителей.
Специфичное проявление семейной дееспособности, связанное с личным характером отношений между субъектами семейного права, было неоднократно отмечено в литературе. А. М. Нечаева считает, что в сфере регулирования семейных отношений дееспособность не имеет самостоятельного значения.
В семейном праве не выделяются привычные для гражданского права возрастные рубежи (этапы) увеличения объема дееспособности. Однако порой возраст члена семьи имеет значение для приобретения и осуществления им своих семейных прав. Так, ребенок может выражать свое мнение по вопросам, касающимся его судьбы, независимо от возраста, лицо может самостоятельно осуществлять родительские права при достижении им возраста 16 лет, а требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке – с 14 лет (ст. 62 СК РФ). Кроме того, независимо от возраста ребенок имеет право самостоятельно обращаться за защитой своих нарушенных прав в орган опеки и попечительства, а с 14 лет – в суд (ст. 57 СК РФ).
Представляется, что термин "семейная правосубъектность", включающий семейную правоспособность и семейную дееспособность, является собирательным понятием по отношению ко всем субъектам семейных правоотношений. Однако наиболее точным было бы выделять из общей семейной правосубъектности ролевую правосубъектность членов семьи (родителей, детей, супругов), поскольку именно по такому признаку выстраивается правовой статус членов семьи и происходит наделение их правами и обязанностями.
Можно выделить, например, брачную правосубъектность или правоспосубъектность супругов, правосубъектность родителей и правосубъектность детей.
При таком делении наиболее отчетливо проявляется отраслевая особенность рассматриваемой категории, которая необходима не для участия в гражданском обороте (товарном обороте) "усредненного" субъекта, а для выполнения семьей основных социальных функций через действия различных по своему правовому статусу и социальной функции членов семьи.
Брачная правосубъектность – это способность лица вступать в брак, приобретать и осуществлять личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, исполнять их.
Брачная правосубъектность не имеет деления на право- и дееспособность, поскольку возникает она у лица в возрасте 18 лет и с этого момента может быть реализована им самостоятельно, своими действиями.
Возможность вступления лица в брак до достижения им брачного возраста, установленная в ст. 13 СК РФ, при условии получения им соответствующего разрешения от уполномоченного органа, подтверждает, что недостающая правосубъектность не восполнятся действиями других лиц, так как она отсутствует. А восполнить то, чего нет, невозможно. Вместе с тем метод ситуационного регулирования (учет особенностей реальной жизненной ситуации) позволяет игнорировать общее требование о брачном возрасте и в качестве исключения разрешать вступать в брак отдельным лицам при недостающей правосубъектности путем принятия органом местного самоуправления соответствующего акта.
Субъектами семейного право
Родительская правосубъектность – это способность лица устанавливать свое отцовство или материнство, способность иметь и осуществлять родительские права и обязанности, а также нести ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Поскольку родительская правосубъектность может быть реализована лишь с момента рождения у лица ребенка, то ее возникновение по общему правилу связано с достижением лицом определенного уровня физиологического развития. В этом заключается основная особенность возникновения данного вида семейной правосубъектности.
Родительскую правосубъектность можно условно разделить на право- и дееспособность только применительно к несовершеннолетним родителям.
При рождении ребенка у несовершеннолетнего лица объем его родительской правоспособности в полном объеме возникает лишь в возрасте 18 лет. До достижения этого возраста ее объем неодинаков: с 14 лет оно может в судебном порядке устанавливать свое отцовство, с 16 лет – самостоятельно осуществлять родительские права. При этом ребенку до достижения родителями возраста 16 лет может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями (п. 2 ст. 62 СК РФ).
Родительская право- и дееспособность для совершеннолетних лиц возникает в полном объеме одновременно в возрасте 18 лет: именно с этого момента у лица есть способность иметь права, нести обязанности, а также осуществлять их своими действиями и нести ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Правосубъектность детей – это способность несовершеннолетних детей иметь и осуществлять как непосредственно, так и через действия законных представителей предоставленные им личные неимущественные и имущественные права.
Выше уже упоминалось, что для приобретения и реализации ряда личных неимущественных прав ребенка закон не требует наличия у него дееспособности. Однако ряд прав возникает у ребенка при достижении им определенного возраста (10 или 14 лет), а некоторые права могут быть приобретены через действия его законных представителей.
На правосубъектность участников семейных правоотношений, на их семейно-правовой статус оказывают влияние ограничение гражданской дееспособности (ст. 30 ГК РФ) или признание лица недееспособным в порядке ст. 29 ГК РФ.
Лицо, признанное судом недееспособным, лишается не только возможности самостоятельно осуществлять семейные права и обязанности имущественного характера, но также иметь и приобретать семейные права неимущественного характера; например, им запрещено вступать в брак (ст. 14 СК РФ), принимать па воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (и. 5 ст. 35 ГК РФ). Недееспособность лица может стать основанием для ограничения его в родительских правах (ст. 73 СК РФ). В силу личного характера семейных отношений недееспособное лицо даже через своего опекуна не может заключать семейно-правовые договоры, за исключением соглашения об уплате алиментов в силу прямого допущения закона (ст. 99 С К РФ).
Лица, ограниченные судом в дееспособности, только с согласия своих попечителей могут заключать семейно- правовые договоры имущественного характера, однако договоры неимущественного характера (например, соглашение об определении места жительства ребенка) могут заключать самостоятельно, равно как свободно приобретать и осуществлять права и обязанности в личных неимущественных отношениях. Обусловлено данное обстоятельство тем, что ограничение дееспособности имеет целью ограничить лицо в реализации им своих имущественных прав. Но вместе с тем лица, ограниченные в дееспособности, априори не могут принимать на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку основаниями для ограничения в дееспособности являются пристрастие к азартным играм, злоупотребление ими спиртными напитками или наркотическими средствами.