Файл: Панели индикации и их применение. (Что такое панели индикаторов? ).pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ТРИ ТИПА ПАНЕЛЕЙ ИНДИКАТОРОВ
И последнее, что вам нужно знать про панели индикаторов, — то, что они бывают трех основных типов: операционные, или оперативные, тактические и стратегические. И у каждого из этих типов описанные выше слои и приложения выражены в разной степени.
Операционные панели индикаторов отслеживают основные операционные процессы и используются главным образом сотрудниками, имеющими дело непосредственно с клиентами или управляющими изготовлением, или поставками продукции и сервиса в данной организации, а также их непосредственными начальниками. Операционные панели индикаторов представляют главным образом детальную информацию, которая легко обобщается. Например, компания, занимающаяся онлайновой торговлей в Сети, может отслеживать транзакции на уровне продуктов, а не на уровне клиентов. Кроме того, большая часть показателей на панелях индикаторов неоднократно обновляется в течение дня, с интервалом от нескольких минут до нескольких часов, в зависимости от используемого приложения.
Существуют три типа панелей индикаторов. Операционные панели индикаторов уделяют большее внимание мониторингу, нежели анализу и управлению; тактические панели индикаторов уделяют большее внимание анализу, нежели мониторингу и управлению; стратегические панели индикаторов уделяют большее внимание управлению, нежели анализу и мониторингу в панелях индикаторов делается на мониторинге, а не на анализе и управлении.
2. Тактические панели индикаторов отслеживают процессы и проекты на уровне отделов и представляют интерес для определенного сегмента организации или ограниченной группы сотрудников. Менеджеры и бизнес-аналитики используют тактические панели индикаторов для сравнения показателей в своих проектах или зонах ответственности с бюджетными планами, прогнозами или результатами, полученными за последнее время. Обычно тактические панели индикаторов (как подробные данные, так и сводки) обновляются ежедневно или еженедельно. Основное внимание в них уделяется анализу, а не мониторингу или управлению.
3. Стратегические панели индикаторов позволяют отслеживать продвижение к стратегическим целям и часто создаются на базе сбалансированных систем показателей, хотя используются и другие методологии, в частности программы «тотального качества» и Six Sigma («шесть сигм»). Цель создания стратегической панели индикаторов состоит в том, чтобы сориентировать всю организацию на достижение стратегических целей и добиться, чтобы все группы двигались в одном и том же направлении. Для этого в компании создаются отдельные, специализированные сбалансированные системы показателей для каждой группы, а иногда даже для каждого сотрудника. Такие каскадные сбалансированные системы показателей, обычно обновляемые еженедельно или ежемесячно, предоставляют в распоряжение руководителей мощный инструмент, позволяющий «доводить» стратегию компании до ее сотрудников, четче и глубже представлять себе выполняемые операции и выделять важнейшие факторы повышения эффективности и стоимости бизнеса. В стратегических панелях индикаторов больший акцент делается на управлении, нежели на мониторинге и анализе.
Интеграция панелей индикаторов
Одна и та же организация может иметь много версий панелей индикаторов каждого типа. Почти наверняка каждый отдел будет иметь собственную операционную, тактическую и стратегическую панель индикаторов. В этих условиях все системы управления эффективностью должны быть объединены (как минимум логически) с использованием общей совокупности показателей и правил, оперирующих данными, поступающими из общей инфраструктуры бизнес-анализа и интеграции данных. В действительности, однако, в большинстве случаев системы управления эффективностью создаются отдельно одна от другой с использованием уникальных показателей и правил и разных платформ для бизнес-анализа и интеграции данных. Хотя каждая панель индикаторов представляет определенную ценность, все вместе они создают информационный хаос.
Функциональность приложений
Как уже отмечалось выше, каждый из трех вышеназванных типов панелей индикаторов располагает тремя наборами взаимосвязанных функций — для мониторинга, анализа и управления, однако соотношение между ними у разных типов панелей разное.
В операционных панелях индикаторов акцент делается на мониторинге, а функции анализа и управления выражены слабее. Мониторинг облегчает бизнес-пользователям отслеживание ключевых показателей и обеспечивает своевременное получение сигналов, предупреждающих о выходе того или иного показателя из установленных границ. В тактических панелях индикаторов основное внимание уделяется аналитическим функциям, и меньше — мониторингу и управлению. Используя аналитические функции, пользователь может выявлять первопричины проблем или тенденций. В стратегических операционных панелях акцент делается на управлении, а функции мониторинга и анализа выражены слабее. Функции управления позволяют руководителям претворять в жизнь выбранную бизнес-стратегию, стимулируют сотрудничество между менеджерами и рядовыми сотрудниками, а также улучшают координацию работы бизнес-единиц и отделов компании.
Компоненты панелей индикаторов
В операционных панелях индикаторов используется интерфейс, обеспечивающий контроль основных рабочих процессов. Такая панель индикаторов генерирует предупреждающие сигналы, сообщающие пользователям о тех или иных отклонениях, возникающих в ходе рабочих процессов, с тем чтобы персонал немедленно принял необходимые меры для устранения проблемы или, наоборот, воспользовался открывшейся благоприятной возможностью. Например, предупреждающий сигнал может уведомлять диспетчера, что грузовик с товаром отправлен с запозданием или загружен только наполовину. Своеобразным продолжением предупреждающих сигналов являются агенты, автоматически инициирующие те или иные действия, в зависимости от характера предупреждающего сигнала.
В целом операционные панели индикаторов генерируют информацию о бизнес-событиях вскоре после того, как они произошли. Однако в ряде случаев даже информация, получаемая в реальном режиме времени, оказывается устаревшей, так как уже невозможно принять меры для исправления ситуации.
Поэтому во многих операционных панелях индикаторов используются статистические модели, позволяющие прогнозировать возможные ситуации. Например, в ходе текущей продажи билетов на пассажирские рейсы авиакомпании динамично изменяют цены, используя определенные методики оптимизации выручки. В панелях индикаторов для выявления мошенничества имеются специальные устройства, базирующиеся на прогностических моделях, которые автоматически определяют мошеннические сделки, запускают процесс проверки результатов, блокируют соответствующий счет и устанавливают связь с клиентом.
Тактические панели индикаторов помогают анализировать информацию с целью выявления тенденций и установления основных причин проблем. При этом используются инструменты онлайновой аналитической обработки (OLAP) (многомерный анализ), параметризованные отчеты, инструменты генерирования запросов, новейшие средства визуализации и т.д.
Кроме того, тактические панели индикаторов располагают средствами моделирования, которые помогают разрабатывать планы с учетом разных возможных сценариев. Например, в сценарии ценообразования можно определить правило или предположение следующим образом: «Если повысить цены на X процентов, то это приведет к снижению дохода на Y процентов, в итоге прибыль останется прежней». Для разработки таких планов и сценариев бизнесмены чаще всего используют формат Excel. Однако теперь поставщики технологий бизнес-анализа обычно обеспечивают тесную интеграцию с Excel, что позволяет проводить необходимый анализ в среде с централизованным управлением.
Поскольку решения принимаются не в вакууме, тактические панели индикаторов активно используют инструменты обеспечения документооборота (workflow) (главным образом электронную почту), чтобы пользователи могли обмениваться информацией с коллегами или запрашивать разрешение на продолжение работы. Использование инструментов мониторинга и аудита помогает администрации и спонсорам проекта отслеживать отношение пользователей к панели индикаторов и внимательно проверять работу сотрудников, составляющих и редактирующих важнейшие финансовые отчеты и отчеты об эффективности работы.
Компоненты стратегических панелей индикаторов
В стратегических панелях индикаторов для отслеживания динамики эффективности в сравнении со стратегическими целями используется интерфейс сбалансированной системы показателей. Хотя такой интерфейс в целом похож на интерфейс панели индикаторов, отличие состоит в том, что в сбалансированной системе показателей результаты деятельности групп чаще всего отслеживаются не в режиме реального времени, а помесячно. Кроме того, по сравнению с панелями индикаторов сбалансированная система показателей охватывает большее число параметров и соответственно более широкий спектр деятельности организации (в особенности это относится к общекорпоративным системам показателей). В интерфейсе сбалансированной системы показателей информация о результатах деятельности представлена в более обобщенном виде, чем в интерфейсе панелей индикаторов.
В стратегических панелях индикаторов информация для анализа (то есть в аналитическом слое) часто представляется в виде таблиц и диаграмм временных рядов, на которых представлены результаты деятельности компании за разные периоды времени, например, за каждую неделю или за каждый месяц прошлого года. Пользователям стратегических панелей индикаторов, особенно руководителям и менеджерам среднего уровня, важно иметь в своем распоряжении как стандартные отчеты, так и обобщенные сводки, представляемые сбалансированной системой показателей.
Между тем от стратегических панелей индикаторов не будет никакой пользы, если не проводить совещаний с участием менеджеров и рядовых сотрудников с целью подведения итогов и обсуждения методов повышения эффективности работы. Благодаря применению аннотаций и углубленных дискуссий стратегические панели индикаторов облегчают проведение виртуальных совещаний. Совместной работе руководителей с целью проверки выдвинутых ими предположений относительно ключевых факторов повышения стоимости бизнеса и необходимых коррекций стратегического курса способствуют стратегические карты.
К сожалению, у некоторых стратегических панелей индикаторов отсутствует прочная база, и, по-видимому, они скоро исчезнут. В тех случаях, когда стратегическая панель индикаторов создается как временный тактический инструмент управления, чтобы мобилизовать организацию на реализацию новой стратегии или помочь компании преодолеть временные трудности, это не является помехой. Однако многие стратегические панели индикаторов построены таким образом, что они не обеспечивают той глубины информации и анализа, которая необходима для увеличения ценности бизнеса в долгосрочном плане.