Файл: Роль семьи в формировании личности. (Значение воспитания родителей на первых возрастных этапах ребенка).pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
Лучше узнать ребенка, посмотреть на него со всех сторон, увидеть в различных ситуациях позволяет сотрудничество родителей и преподавателей.
Благодаря этому союзу, мы помогаем ребенку в преодолении негативных поступков, в понимании его индивидуальных особенностей, в формировании положительных жизненных ориентаций.
Педагоги выполняют определяющую роль в создании союза педагогов и родителей.
Союз, взаимопонимания педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ним, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Если при общении с родителями чаще звучат фразы: «А как Вы думаете?», « Давайте вместе решим, как быть», «Хочется услышать Ваше мнение?». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители - его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Преподавателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу с теми, кто желает участвовать в жизни учебной группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично преподаватель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Существуют различные формы взаимодействия педагогов и родителей, т. е способов организации их совместной деятельности и общения.
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
Кратко охарактеризую наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.
Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни коллектива. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям.
Собрания больше похожи на беседы, двусторонний обмен мнениями и идеями, на совместный поиск. Собрания не должны походить на длительный монолог учителя.
Эффективным способом повышения творческой активности участников собрания является способ включения их в совместную исследовательскую деятельность. Например, родители проводят целевое наблюдение за своими детьми, а результаты обсуждают на собрании.
В результате этого родители и педагог решают, как нужно построить совместную деятельность по устранению и преодолению выявленных недостатков и закреплению положительных моментов.
Родительский лекторий - способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов.
Конференция по обмену опытом воспитания детей. Может быть тематической. Проведение данной конференции нужно, если опыт семейного воспитания по данному вопросу положителен.
Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается с большим доверием. Для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.
Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания).
Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившись на группы, могут сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективное обсуждение.
Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: папа и мама. Поэтому, в идеале, нужно стремиться к тому, чтобы названные тематические мероприятия они посещали вместе, одновременно. Прослушанная совместно лекция обязательно вызовет обмен мнениями, возможно дискуссионное обсуждение с согласием или несогласием.
Кроме этого, с целью улучшения воспитательного процесса в учебном заведении, необходимо осуществлять организацию совместных дел родителей и детей.
Это могут быть различные формы познавательной деятельности:
общественные форумы знаний,
творческие отчеты по предметам,
дни открытых уроков,
праздники знаний и творчества,
турниры знатоков,
совместные олимпиады,
выпуск предметных газет,
заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д.
Родители могут предложить свою помощь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья - эрудит», «Семейные увлечения», «Круг семейного чтения».
Формы трудовой деятельности:
оформление кабинетов,
благоустройство и озеленение двора,
посадка аллей,
создание библиотеки;
ярмарка-распродажа семейных поделок,
выставки «Мир наших увлечений» и др.
Формы досуга:
совместные праздники,
подготовка концертов, спектаклей,
просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей,
соревнования,
конкурсы,
КВНы,
туристические походы и слеты,
экскурсионные поездки.
Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали:
День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения;
Игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др.
Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п.
родитель воспитание педагог семья
Заключение
Процесс воспитания происходит непрерывно. Всегда помните слова Макаренко Ваше собственное поведение - для ребенка самая решающая вещь. Ребенок - это чистый лист бумаги, который готов к заполнению. Ребенок постоянно на вас смотрит, всё впитывает в себя. И то, что он впитывает, хорошее или плохое зависит от родителей. Какой пример, родители дают своему ребенку, так и он себя будет вести. Важно всё - как вы выглядите, как общаетесь, ваши манеры, ваше общение с незнакомыми людьми. Всё это отпечатывается у ребенка в душе. Бывает что, противоречия между детьми и родителями выражены ярко, иногда значение им не придаётся. Очень часто перед нами возникает одна и та же проблема: ругаем детей, читаем им нотации, говорим об их поведении, как бы предостерегаем от будущих ошибок, а в результате мы получаем противоположный результат. В чём же здесь причина? Нужно задуматься, а соответствуют ли наши поступки с нашими словами? Дети - это наши постоянные свидетели. Они видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.