Файл: Управление работами по проекту (Проект как объект управления, его характеристики).pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность темы: В данный момент управление проектами. Это общепризнанная во всех развитых странах методология инвестиционной и инновационной деятельности. Объектом проектного управления является проект.
Проект это - ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, рискам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре.
Проектная работа, которая одновременно ориентирована на четкую цель и ограничена четкими временными рамками, в полной мере соответствует быстро меняющимся требованиям делового мира. Традиционные методы оказываются слишком затратными по времени и чересчур трудоемкими, чтобы и дальше их активно использовать.
Для России внедрение современных методов и средств управления проектами имеет особое стратегическое значение. Только научившись эффективно использовать свои ресурсы, страна сможет стать конкурентоспособной на мировом рынке.
Цель работы: проанализировать теоретические основы управления проектами.
Задачи:
1. Рассмотреть важнейшие аспекты проекта как объекта управления, дать его краткие характеристики.
2. Дать представление о жизненном цикле и фазах проекта.
1. Проект как объект управления, его характеристики
Проект это - ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, рискам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре.
Различные проекты могут не иметь никаких связей и выполняться изолированно. Каждый из них выступает как самостоятельный объект управления. В то же время конкретные проекты могут иметь различные связи. При определенных условиях множество взаимосвязанных проектов объединяются в программу.
Программа может быть сформулирована в терминах проектов и предоставлена как совокупность проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами, временем на ее выполнение, технологией, организацией и др.
Программа, так же как и проект, является объектом управления. Однако, в отличии от отдельного проекта она требует специальных методов мультипроектного управления, обеспечивающих достижение общей цели программы при соблюдении заданных ограничений и условий ее выполнения.
Выполнение отдельного проекта в рамках программы может не давать ощутимого результата, ВТО время как осуществление всей программы обеспечивает максимальную прибыль.
Программы можно разделить на мультипректы и мегапроекты.
Мультипроект - комплексный проект, или программа осуществляемый в рамках крупных организации, предприятий.
Мегапрект - целевая программа, содержащая множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и временем выполнения. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными, межотраслевыми, отраслевыми и смешанными.
Для управления проектом необходимо знать его планируемые характеристики. Выбор путей и способов достижения принятых значений показателей проекта является основной задачей управления проектом.
Проект, как объект управления, имеет следующие отличительные признаки:
- Признак изменений
- Признак ограниченной конечной цели
- Признак ограниченной продолжительности
- Признак ограниченности бюджета
- Признак ограниченности требуемых ресурсов
- Признак новизны для предприятия, которое реализует проект, и для рынка предполагаемого спроса на создаваемый в проекте продукт
- Признак правового и организационного обеспечения
- Признак разграничения с другими проектами предприятия
Таким образом, основным отличием проектного управления от предприятием, осуществляющим регулярную, повторяющуюся, цикличную деятельность, является однократность т.е. нецикличность деятельности.
Субъектами управления являются активные участники проекта, взаимодействующие при выработке и принятии управленческих решений в процессе его осуществления.
Управление проектами – дисциплина, объединяющая как специальные, так и надпрофессиональные знания. Специальные знания отражают особенности той области деятельности, к которой относятся проекты (строительные, инновационные, образовательные, экологические. Исследовательские, реорганизационные и др.).1
Управление проектом – это наука и искусство руководства людскими и материальными ресурсами на протяжении жизненного цикла проекта на основе применения современных методов, техники и технологий для достижений определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости. Времени, качеству и удовлетворению участников рынка.
Основные характеристики проекта:
- Назначение проекта. Описываются новые продукты или услуги. Которые получит потребитель в результате реализации проекта
- Стоимость проекта. Сметные затраты, необходимые для выполнения работ проекта
- Объемы работ проекта. Количественные показатели работ проекта
- Сроки выполнения работ проекта. (даты начала, окончания, продолжительность).
- Ресурс проекта. Ресурсы требующиеся для осуществления проекта (оборудование, материалы, персонал, программное обеспечение, производственные площади)
- Исполнители проекта. Специалисты и организации, привлеченные к выполнению работ проекта, их количественные характеристики, состав и квалификация
- Риск проекта. Определение рискованных событий в проекте, вероятности их свершения и ущерба от их воздействия на проект.
Характеристики проекта, перечень и требования к которым формулируются в техническом задании используются для обоснования целесообразности и осуществимости проекта, анализа хода его реализации и для заключительной оценки степени достижения поставленных целей проекта и сравнения фактических результатов с запланированными. К важнейшим из них относятся технико-экономические показатели: объем работ, сроки выполнения, себестоимость, прибыль, качество, конкурентоспособность, социальная и общественная значимость проекта.
Методы управления проектами позволяют:
- Определить цели проекта и провести его обоснование
- Выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить)
- Подобрать исполнителей (через процедуры торгов и конкурсов)
- Определить необходимые объемы и источники финансирования
- Подготовить и заключить контракты
- Определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы
- Рассчитать смету и бюджет проекта
- Планировать и учитывать риски
- Обеспечить контроль за ходом выполнения проекта и многое другое.
Правление проектами - методология организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения в проекте резльтатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.
3. Жизненный цикл и фазы проекта
Каждый проект от возникновения идеи до полного завершения проходит ряд фаз. Полный набор этих фаз представляет собой жизненный цикл проекта. Жизненный цикл проекта – набор последовательных фаз, количество и состав которых определяется потребностями управления проектом организацией или организациями, участвующими в проекте.2
Жизненный цикл проекта имеет определенную начальную и конечную точки, которые могут быть привязаны к временной шкале. Жизненный цикл проекта можно разделять на фазы, фазы – на стадии и этапы.
Одно из определений звучит так
Жизненный цикл проекта – это набор последовательных фаз, выделенных для лучшего контроля и управления.
Фазы жизненного цикла проекта:
- Формирование концепции
- Разработка коммерческого предложения
- проектирование
- Изготовление
- Сдача объекта
- Завершение проекта
Общепринятой концепцией разделения жизненного цикла проекта на фазы нет и быть не может, так как каждый проект уникален. Решая для себя такую задачу, участники проекта должны руководствоваться своей ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения проекта.
Тем не менее, ключевые фазы жизненного цикла присутствуют в любом проекте и присущи практически всем успешным проектам.
Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния «проекта еще нет», до состояния «проекта уже нет».
Имеются некоторые отличия в определении количества фаз и их содержания, поскольку эти характеристики во многом зависят от условий осуществления конкретного проекта и опыта основных участников. Тем не менее, логика и основное содержание процесса развития проектов во всех случаях являются общими.
Концептуальная фаза. Главным содержанием работ на этой фазе является определение проекта. Разработка его концепции, включающая следующие стадии:
- Инициация проекта
- Формирование бизнес-идеи, постановка целей
- Назначение руководителя проекта и формирование ключевой команды проекта
- Установление деловых контактов и изучение рынка, мотивации и требований заказчика и других участников
- Сбор исходных данных и анализ существующего состояния
- Определение основных требований, ограничительных условий, требуемых материальных, финансовых и трудовых ресурсов
- Сравнительная оценка альтернатив
- Представление предложений, их экспертиза и утверждение
Фаза разработки коммерческого предложения. Главным содержанием этой фазы является разработка предложения и переговоры с заказчиком о заключении контракта. Общее содержание работ этой фазы:
- Разработка основного содержания проекта, конечные результаты и продукты, стандарты качества, базовая структура проекта, составление технического задания.
- Планирование, декомпозиция базовой структурной модели проекта, смета и бюджет проекта, потребность в ресурсах, определение и распределение рисков, календарные планы и укрупненные графики работ.
- Проведение и составление технико-экономического обследования и бизнес-плана.
- Подписание контрактов, договоров с заказчиком, контрагентами и инвесторами.
- Ввод в действие средств коммуникации участников проекта и контроля за ходом работ.
Фаза проектирования. На этой фазе определяются подсистемы, их взаимосвязи, выбираются наиболее эффективные способы выполнения проекта и использования ресурсов.3
Характерные работы этой фазы:
- Организация выполнения базовых проектных работ по проекту, разработка частных технических заданий.
- Выполнение концептуального, эскизного детального проектирования.
- Составление технических спецификаций, комплектов чертежей и инструкций.
- Представление проектной разработки, экспертиза и утверждение.
Фаза изготовления. Производится координация и оперативный контроль по проекту, изготовление подсистем, их объединение и тестирование.
Основное содержание:
1. Организация выполнения опытно-конструкторских работ и их оперативное планирование.
2. Организация и управление материально-техническим обеспечением работ.
3. Подготовка производства, строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
4. координация работ, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта.
Фаза сдачи объекта и завершения проекта. Производятся комплексные пуско-наладка испытания, опытная эксплуатация системы, ведутся переговоры о результатах выполнения проекта и о возможных новых контрактах.
Основные виды работ:
- Комплексные испытания.
- Подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта.
- Подготовка рабочей документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию.
- Сопровождение, поддержка и сервисное обслуживание.
- Оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов
- Разрешение конфликтных ситуаций и закрытие работ по проекту.
- Реализация оставшихся ресурсов.
- Накопление опытных данных для последующих проектов, анализ опыта. Состояния, определение направлений развития.
- Расформирование команды проекта.
Наиболее часто на начальных фазах допускаются следующие ошибки:
- В определении интересов заказчиков.
- Концентрация на маловажных, сторонних интересов.
- Неправильная интерпретация исходной постановки задачи.
- Неправильное или недостаточное понимание деталей.
- неполнота функциональных спецификаций (системных требований).
- Чрезмерная загруженность.
- Ошибки в определении рыночной ниши и позиционирования.
- Ошибки в переговорах.
- Ошибки в определении требуемых ресурсов и сроков.
- Редкая проверка на согласованность этапов и контроля со стороны заказчика (нет привлечения заказчика).
- Слабость координации.
- Ненаглядное предоставление результатов для оценки.