Файл: Развитие систем электронного документооборота (Основные понятия и принципы.).pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
СЭД - система электронного документооборота.
Основные принципы электронного документооборота.
Проблемы внедрения системы электронного документооборота.
История развития систем электронного документооборота.
Современная функциональность систем электронного документооборота.
Решение этих задач приняли на себя одновременно несколько компаний, созданных в середине 90-х годов: они начали создавать универсальные СЭД, которые легко масштабировались под нужды практически любых заказчиков, а сама технология создания конечного решения СЭД стала двухэтапной: на первом этапе компания создавала унифицированное ядро СЭД, на втором этапе происходило внедрение - подгонка процессов под нужды конкретного заказчика. Такой подход позволил снизить стоимость конечных решений, а будучи одновременно значительно более функциональным, обеспечивал возможности организационного и функционального масштабирования системы.
С конца XX-го века подход к автоматизации документооборота начал изменяться качественно: в Россию пришли новые подходы к управлению, позволившие повысить его эффективность уже методологически. Именно так к нам пришло понятие менеджмента качества, а вместе с ним - процессный подход к управлению. Информационные системы практически сразу отреагировали на эти веяния, как результат в них пришло понятие WorkFlow - потоков работ, представлявших из себя единичные экземпляры деловых документоориентированных процессов. Современные СЭД откликнулись на их появление реализацией процессно-ориентированных движков (WorkFlow-engines), которые стали одновременно новым методологическим шагом, позволяющим современным СЭД еще быстрее и эффективнее адаптироваться под нужды быстрорастущих компаний. Приход на российский рынок западных разработчиков (IBM Lotus, Documentum), производивших платформы для этих систем, ввел понятие ECM - enterprise content management (управления информацией предприятия). Методически СЭД, относящиеся к категории ECM, отличались от остальных тем, что в них появилось четкое разделение: сам документ, его информационная составляющая (контент). ECM-система работала с контентом документов посредством его метаданных - выделенной информации, имеющей определенную важность для организации. Так, для исходящего письма метаданными могли являться адресат, дата подписания и должностное подписывающее лицо, регистрационный номер и сведения об отправлении и доставке.
Использование workflow позволило уже самим специалистам компаний, эксплуатирующих системы электронного документооборота, обеспечить непрерывное изменение автоматизируемого процесса в целях его максимального соответствия процессам предприятия. Безусловно, это был огромный скачок вперед.
Изменилась и архитектура решений: если первоначально СЭД представляла собой пример двухзвенной архитектуры (СУБД - приложение), то к 2005-му году требование трехзвенной архитектуры СУБД - сервер приложений - интерфейс пользователя стало фактическим стандартом отрасли, а организации, проводящие тендеры на поставку СЭД, стали указывать именно такое требование к системной архитектуре как предпочтительное либо обязательное.
Благодатная экономическая ситуация этого времени способствовала бурному росту предприятий всех отраслей, одновременно создавая благоприятные условия для вывода на рынок новых продуктовых решений СЭД. В это время окончательно сформировался круг производителей СЭД, работающих на российском рынке и рынках ближайшего зарубежья.
Современная функциональность систем электронного документооборота.
Корпоративные информационные системы и системы электронного документооборота в частности представляют собой решения, преимущественно предназначенные для управления информационными ресурсами средних и крупных предприятий. Основными причинами такого расслоения является, прежде всего достаточно высокая цена «входного билета» на этот рынок. Приобретение полноценной, качественной и безопасной системы управления базами данных (СУБД), обеспечение ее современными средствами криптографической защиты информации, а также необходимость привлечения к проектам внедрения высококвалифицированного персонала аналитиков, консультантов привели к тому, что компания, пришедшая к необходимости получения такого мощного средства управления корпоративным контентом, как СЭД, была вынуждена единовременно понести достаточно большие финансовые затраты, которых не могли себе позволить индивидуальные предприниматели и малые предприятия. Таким образом, СЭД становились инструментами совершенствования управления именно в крупных компаниях, а обеспечить максимальную отдачу от внедрения могли территориально-распределенные коммерческие структуры холдингового типа.
Развитие функциональности СЭД привело к тому, что все больше документоориентированных процедур управления было автоматизировано и все больше областей повседневной деятельности компаний были покрыты их функционалом.
К настоящему времени фактическим стандартом современных СЭД являются следующие области деятельности:
- Общее делопроизводство - обработка входящей корреспонденции и обращений граждан, подготовка исходящих писем и документов, внутренняя и организационно-распорядительная документация, контроль исполнения поручений;
- Кадровое делопроизводство - жестко регламентированная область частного документооборота, позволяющая осуществлять поддержку процедур приема на работу и увольнения работников, направления работников в командировку, предоставления планового отпуска и иных видов отпусков. Такие системы обеспечивают ведение всех утвержденных форм кадрового делопроизводства: приказ о приёме работника на работу (ф. Т-1), приказ о расторжении трудового договора (ф. Т-8, Т-8а), приказ о переводе работника на другую работу (ф. Т-5), личная карточка работника (ф. Т-2, Т-2ГС, Т-2МС), штатное расписание (ф. Т-3), график отпусков (ф. Т-7);
- Архивное делопроизводство - область частного делопроизводства, завершающая жизненный цикл документов организации и поддерживающая следующие процедуры: формирование описей по утвержденным формам, передача дел на архивное хранение, экспертиза ценности документов и дел в целом, уничтожение документов и дел, более не представляющих ценности для организации, ее сотрудников, государства и общества, сдача отдельных дел на хранение в структуры федерального архивного агентства (Росархива);
- Коллегиальная работа - позволяет автоматизировать документное обеспечение деятельности коллегиальных органов управления - совещаний, заседаний, советов директоров, собраний акционеров. Также позволяет осуществлять подготовку, согласование и утверждение повесток дня (плановой документации) и протоколов (результирующей документации);
- Управление взаимоотношениями с клиентами - функционал CRM (cunsumer relationship management) сейчас в той или иной степени реализован во всех СЭД, исключая самые старые, у пользователям которых, впрочем, такой функционал не особо востребован.
Современные системы электронного документооборота.
Рассмотрим восемь наиболее распространенных в России СЭД: Directum (Directum), DocsVision (DocsVision), Globus Professional (Проминфосистемы), PayDox (Paybot), 1С:Документооборот (1С), Босс-референт (БОСС - Референт, ГК АйТи), LanDocs (АО "Ланит"), ДЕЛО (ЭОС), ЕВФРАТ (Cognitive Technologies).
Рассмотрим преимущества и недостатки некоторых из них:
- Система "Дело" (ЗАО "Электронные офисные системы").
Основными преимуществами данной системы являются:
Для руководителей различных уровней:
- Быстрый поиск документов;
- Отслеживание движения документа на всех этапах его жизненного цикла;
- Эффективный контроль и отчетность по исполнению резолюций;
- Сокращение сроков подготовки и согласования документов;
- Удобная работа над проектами документов;
- Получение сводных отчетов и журналов;
- Возможность делегирования полномочий.
Для сотрудников канцелярий, секретариатов, для делопроизводителей:
- Быстрая и удобная регистрация документов с помощью развернутой системы различных справочников;
- Отслеживание хода исполнения резолюций;
- Удобный и быстрый поиск по любым реквизитам регистрационной карточки (РК) как документов, так и проектов (РКПД);
- Журнал передачи документов, внутренние и внешние реестры отправки;
- Формирование отчетности.
Основными недостатками данной системы можно выделить:
- Отсутствуют средства графического отображения маршрутов документов;
- Неудобство графического дизайнера при создании регистрационных карт документов;
- Отсутствие графического представления о состоянии и прохождении документов.
- «1С:Документооборот» (Компания «1С»).
Основными преимуществами данной системы являются:
- Основные направления работы данного решения – делопроизводство, общий документооборот, управление договорной деятельностью, электронный архив и работа с обращениями;
- Функционал можно расширять при помощи плагинов;
- При обработке маршрутов документов можно прикреплять файлы и впоследствии изменять их;
- Есть регистрация Проводника Windows;
- Можно настроить автоматическое создание, регистрацию и отправку по маршруту документов из различных источников (папка, электронный почтовый ящик, web).
Основными недостатками данной системы можно выделить:
- Отсутствует внутренняя почта;
- Нельзя создавать задачи для группы и папки с поручениями;
- Кроме того, у данного решения нет модуля управления проектами;
- Невозможна регистрация из MS Office, Open Office;
- Не поддерживается работа с документацией СМК;
- Нет возможности вести личные папки пользователя.
- DocsVision (Компания "DocsVision").
Основными преимуществами данной системы являются:
- Применяются преднастроенные темы, лента команд настраивается;
- Сквозные связи между документами отображаются в виде дерева;
- Ссылки можно комментировать;
- Есть возможность проектирования карточек задания;
- Панель инструментов настраивается;
- Работает полнотекстовый поиск из единой строки, есть настраиваемые поисковые шаблоны, дизайн поисковых форм тоже настраивается.
Основными недостатками данной системы можно выделить:
- Недостатки системы заключаются в отсутствии возможности автоматического вложения документа в задание;
- Процессы не прозрачны, напоминания работают только при включенном MS Outlook.
- LanDocs (фирма АО "Ланит").
Основными преимуществами данной системы являются:
- Принцип «конструктора» - без привлечения программистов или консультантов можно формировать нужную выборку данных. Это очень актуальная возможность для руководителей различного уровня, можно контролировать не только свои задачи, но и работу своих сотрудников и получать информацию о ходе процесса в целом.
- Явным плюсом landocs явилось и то, что она открыта для самостоятельной доработки обученными специалистами. Мы можем реализовать в ней любую функциональность, необходимость которой диктует время.
- Широкий функционал системы.
Основными недостатками данной системы можно выделить:
- Стоимость системы. На 100 человек стоимость СЭД составляет 3,1 млн. Руб.;
- Невысокое быстродействие системы (по результат опроса пользователей данной СЭД и открытых источников информации).
Правовое регулирование и стандарты в области СЭД.
Развивая программные продукты и реализуя проекты по внедрению, разработчики и поставщики в той или иной степени ориентируются на следующие нормативные и правовые документы:
- ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (утв. постановлением Госстандарта РФ от 27 февраля 1998 г. № 28);
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (в ред. от 08.11.2007);
- ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов (утв. постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. N 65-ст);
- Постановление Правительства РФ от 22 сентября 2009 г. № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота»;
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
При реализации проектов по внедрению СЭД, в случае работы с персональными данными необходимо руководствоваться требованиями Федеральных законов от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и от 27 декабря 2009 г. N 363-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 25 Федерального закона «О персональных данных».
Так как ГОСТы носят рекомендательный характер, то разработчики закладывают в свои решения максимальную гибкость, чтобы на базе системы можно было, в зависимости от заказчика, реализовать различные схемы работы с документами. Зачастую архитектура и логика работы системы должны обеспечивать различные и, порой, противоположные подходы к автоматизации документооборота. Отсутствие общепринятых стандартов является проблемой не только для разработчиков, но и для заказчиков, так как выбор требований к СЭД становится слишком субъективной задачей. Правила и регламенты работы с документами могут отличаться от предприятия к предприятию не только в рамках одной отрасли, но даже в рамках одной группы компаний. И хотя в целом комплекс задач электронного документооборота достаточно понятен, способы их реализации сильно разнятся. Получается, что одно из главных требований, предъявляемых к разработчикам современной СЭД, — предложить адекватное по цене, качеству и срокам внедрения решение независимо от специфики работы заказчика (другими словами — удовлетворяющее любой специфике).
Заключение.
Таким образом, можно заключить, что системы электронного документирования, не смотря на существующий ряд трудностей, связанных с внедрением, в современных условиях имеют ряд значительных преимуществ перед бумажной системой документирования.
Подобная автоматизация документооборота позволяет повысить эффективность управления компанией за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной, оперативной и достоверной информацией на основе единого банка данных; улучшить делопроизводство при помощи оптимизации и стандартизации документооборота, автоматизации наиболее трудоемких его процедур; снизить расходы на ведение дел за счет автоматизации процессов обработки информации, регламентации и упрощения доступа сотрудников компании к нужной информации; изменить характер труда сотрудников, избавляя их от выполнения рутинной работы и давая возможность сосредоточиться на профессионально важных обязанностях; обеспечить надежный учет и контроль поступлений и расходования денежных средств на всех уровнях управления; повысить эффективность обмена данными между отдельными подразделениями, филиалами и центральным аппаратом; гарантировать полную безопасность и целостность данных на всех этапах обработки информации и многое другое. Всё это немаловажное преимущество для организаций в современных реалиях, ведь любой организации возникает проблема организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу.