Файл: Использование современных переплетных материалов в книжной многополосной продукции (История переплетных материалов).pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Брошюровочно-переплетные процессы завершают технологический процесс изготовления многополосной печатной продукции, которая должна подвергаться дополнительной обработке. Это комплекс технологических операций по превращению продукции печатного процесса (оттисков) и переплетных материалов в готовые книжные издания.
Основное значение брошюровочно-переплетных процессов – защитить книжный блок, состоящий из бумажных листов от губительного воздействия извне: влаги, ультрафиолетового излучения, физического воздействия, а также обеспечить свободный доступ к содержащейся в издании информации, сделать его удобным в пользовании, прочным, долговечным, эстетически привлекательным при минимальных затратах времени и труда. От применяемой технологии, оборудования, материалов во многом зависят внешний вид издания, эксплуатационные и технологические показатели.
Разнообразие книжных изданий по форматам, объемам, конструкции, тиражам, различная оснащенность полиграфических предприятий обуславливают применение разнообразных схем брошюровочно-переплетных процессов для их производства. Также исходя из выбора переплетного материала и вида самого переплёта формируется информация, наносимая на переплётную крышку (ГОСТ 7.84-2002 СИБИД).
Несмотря на существование электронных носителей, печатная литература не канула в Лету, как это предсказывалось еще в девяностые годы двадцатого века после изобретения и интеграции ЭВМ[1] в ПК[2] и после изобретения и повсеместного использования Интернета. Сейчас полиграфические предприятия направлены, в основном, на производство мелкой рекламной продукции, газетной продукции и многополосной продукции – учебников, ознакомительной и художественной литературы. Поэтому развитие в отрасли переплетных материалов, которые бы отвечали требованиям современного потребителя (физического или юридического лица, или образовательной организации) в зависимости от требуемых характеристик до сих пор остаётся актуальным.
1 ГЛАВА История переплетных материалов
С момента своего возникновения переплет рассматривался как важное товарное свойство печатной продукции, как неотъемлемый критерий ее оценки. Переплет становится элементом художественного оформления книги, своеобразным средством характеристики издания, несет на себе отпечаток эпохи, и определенного стиля.
Прототипом современного книжного переплета является диптих[3]. Древний диптих – это скрепленные вместе костяные, деревянные или металлические пластины, наружные стороны которых имели гладкую поверхность или украшались резьбой, драгоценными камнями и т.д., а внутренние покрывались воском, по которому писали заостренным стержнем – стилем. В античном мире диптихи употреблялись в качестве записных книжек.
Рис. 1.1. Диптих
Путь от старинного громоздкого диптиха до современного утонченного переплета был не близким. От века к веку переплет преображался, обретая что-то новое и оригинальное.
Вплоть до конца XVII века крышки переплетов делались исключительно из дерева, переплетные доски обрезались вровень с книжным блоком и прикреплялись к нему с помощью кожаных ремней, к которым подшивались книжные тетради. С наружной стороны доски обтягивались кожей, которая загибалась внутрь. Каждый ремень последовательно пропускался через сделанные в досках переплета пропилы. Форзаца в древнерусской книге не было, внутреннюю часть переплетных крышек обклеивали, как правило, пергаменом.
На рубеже XVII—XVIII веков деревянные крышки переплета заменяются картонными.
Уже в начале XVIII века происходят существенные изменения и в технологическом процессе изготовления книжных переплетов, явившиеся следствием развития книгопечатания. Для повышения прочности переплета была введена кашировка корешка – дополнительная обработка, придающая ему грибообразную форму. Вместо толстых ремней для сшивания книги стали использовать специальную более тонкую и гибкую тесьму – каптал, ее же начали приклеивать к книжным тетрадям.
На протяжении XIX – начала XX века технологически совершенствовались уже известные типы и виды книжных переплетов, оттачивались приемы и способы их художественно-полиграфического оформления. В 1870-х годах в русском переплетном деле происходит технический переворот, в результате которого был осуществлен переход от ремесленного способа производства книжных переплетов к фабричному.
В первые годы советской власти количество книг, выпускавшихся в издательских переплетах, не превышало 10%. Однако уже в 1928-1937 годах обложка и переплет были распространены в равной степени во многом за счет книг, выпускаемых Государственным издательством художественной литературы и издательством «Академия» (этими издательствами был начат также выпуск книг в суперобложках). Получили распространение следующие основные виды издательского переплета:
- цельнокартонный, со шрифтовой печатью на верхней крышке и корешке (первые собрания сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса, В.И.Ленина);
- издательский картонаж по типу дореволюционного, представляющий собой легкую бумажную обложку, наклеенную на картон – в этом виде широкое распространение получает обложка с мелким рисунком форзацной бумаги XIX века с имитацией наклейки с заглавием книги на верхней крышке (книги Госиздата, издательств «Земля и фабрика», «Академия», «Круг» и др.);
- цельноколенкоровый переплет с тиснением в одну-две краски, а иногда и золотом (многие книги издательства «Земля и фабрика»);
- составной переплет: коленкоровый корешок и сторонки, покрытые бумагой (издания преимущественно учебной и технической литературы различных издательств).
Обложки и переплеты тех лет не имеют единого стиля оформления, а отражают борьбу различных художественных направлений: конструктивистского, футуристического, реалистического и решаются разными средствами: с помощью фотомонтажа, реалистической иллюстрации, обобщающего рисунка, носящего динамичный, «плакатный» характер, шрифта, наборных типографских украшений.
В послевоенное время в переплетном деле начинают широко применяться новые материалы: гралекс-кожимит[4], пластмасса, новые заменители тканевого переплета – армированная (то есть склеенная с редкой марлей) бумага и альбертин[5], целлофан[6] и др. Применяются и новые способы оформления переплета, приближающие его к переплету сегодняшнего дня.
2 ГЛАВА Виды переплетных материалов
Покровные переплетные материалы, являясь важной частью полиграфической продукции, помимо эстетической функции должны еще и предохранять блоки от повреждений. Исходя из этой задачи, формируется ряд требований к современным переплетам: механическая прочность на разрыв, надрыв, истирание, многократное изгибание, жесткость в допустимых пределах, отсутствие скручивания при нанесении клея и т.д. (ГОСТ Р 55856-2013). Полимерное покрытие материалов должно быть эластичным, прочно удерживаться на основе, не слипаться и не ломаться на сгибах при многократном открытии книги. При этом важно, чтобы поверхность материалов хорошо воспринимала различные типы красок и тиснение фольгой, а также обладала высокой светостойкостью.
В соответствии с приоритетами в расстановке этих критериев, а также с рациональным применением (так, например, для художественного романа переплет должен быть прочным и красиво оформленным, для школьного учебника переплет должен быть скорее более гибким и устойчивым к физическим повреждениям) подбирается материал для изготовления переплета.
Можно выделить следующие виды переплетных материалов:
- на бумажной основе,
- на тканевой основе,
- бумажные,
- из натуральной кожи,
- из искусственной кожи.
Обозначив основные критерии при выборе переплетных материалов и их виды, следует разобрать каждый из основных материалов для переплетов, их характеристики и сферу применения.
- Переплетные материалы на бумажной основе
Наиболее популярным переплетным материалом на бумажной основе является такой материал, как бумвинил.
Бумвинил представляет собой бумажную основу с односторонним поливинилхлоридным покрытием. Ассортимент материала формируется на основе комбинации цветовых оттенков, видов тиснения и нанесенного печатного рисунка. Состав полимерного слоя позволяет использовать современные технологии для отделки изделий: конгревное и блинтовое тиснение, тиснение фольгой, нанесение красочного слоя методом шелкографии.
Рис. 2.1. Бумвинил
Основные сферы применения бумвинила: для переплетов книг, фотоальбомов, ежедневников, удостоверений личности, телефонных книг, папок для документов, папок-меню, для отделки подарочных упаковочных коробок и т.д.
В производстве бумвинила довольно сильные позиции занимают отечественные производители: ЗАО «Ивановоискож» и ООО «Искусственные материалы».
Говоря о переплетных материалах на бумажной основе, стоит отметить и такую голландскую компанию-производителя, как «Balacron International» (BNI), которая выпускает довольно известные на российском рынке материалы коллекции Balacron. Лицевая сторона хорошо воспринимает горячее тиснение фольгой, блинтовое тиснение фольгой или без неё. Кроме того, материалы обладают высокой прочностью на истирание, светостойкостью и устойчивостью к многократному изгибу. В зависимости от плотности переплётные материалы BNI предназначены для изготовления мягких и твердых обложек книг, буклетов, блокнотов и т.д. Широко практикуется применение в качестве отделочных материалов для адресных папок, удостоверений, дипломов.
Наиболее известные торговые марки компании – Balacron, Baladek, Mundior, Ariane, Special. Это большое количество комбинаций плотностей, цветов, мелкофактурных и рельефных тиснений.
Ведя речь о материалах на бумажной основе, хотелось бы выделить и переплетные материалы американских производителей:
«Silktouch Thermo» – термореактивный материал, цвет которого при тиснении темнеет, благодаря чему создается великолепный цветовой контраст подобно тиснению на натуральной коже.
«Pellaq» – новый, оригинальный материал для переплетов дорогой полиграфической продукции. Он великолепно тиснится фольгой, клеится, подходит для трафаретной печати. Яркие модные цвета и оригинальные фактуры поверхности, имитирующие натуральную кожу змеи и крокодила, позволяют использовать его в производстве переплетов, скажем, для коллекционных изданий книг или ежедневников premium-класса.
«Beluga» – новый высококачественный переплетный материал. Поверхностное тиснение материала и большинство расцветок повторяет кожу морских скатов.
«Siltex» и «Kashgar» – эксклюзивные материалы, изготовленные из вискозного шелка. Применяются для дорогих книжных переплетов, папок, люкс упаковки и внутренней отделки книг.
Кроме вышеперечисленных переплетных материалов на бумажной основе стоит отметить такие материалы, как «Suedel Luxе» (Франция) и «Floсk» (Нидерланды). Эти материалы, имитирующие велюр, имеют мягкую и нежную поверхность. Применяются для книжных переплетов, фотоальбомов, люкс упаковки, декорирования. По ним отлично проводятся все виды тиснения, офсетная и трафаретная печать».
- Переплетные материалы на основе хлопчатобумажной ткани
Покровные материалы на тканевой основе бывают как с открытой ткацкой фактурой, так и с нанесенным на поверхность покровным слоем.
К первому виду относится такой переплетный материал, как коленкор. Коленкор представляет собой хлопчатобумажную ткань, на обе стороны которой нанесено крахмально-коалиновое покрытие с добавками различных полимеров или без добавок. Изобретенный в Англии в 1825 году, коленкор уже с 40-х годов XIX века получил широкое распространение в русском переплетном деле, практически вытеснив из употребления все другие покровные материалы. Применение коленкора позволило изготовливать прочные, дешевые и красивые переплеты, разнообразные по цвету, характеру и способу отделки. С одинаковым успехом его использовали для изготовления как цельных, так и составных переплетов (в сочетании с кожей или бумагой), как дешевой массовой книги, так и роскошных, дорогих подарочных и библиофильских изданий. Сегодня коленкор используется при производстве переплетных крышек для широкого ассортимента печатной продукции. Возможна отделка тиснением фольгой или печатными красками.