Файл: Семейно-правовые отношения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Основные черты римской семьи.

Брак формировался в древнейшем Риме в условиях патриархального строя, моногамной семьи. Этим определялась неограниченная власть домовладыки, называвшаяся manus (От латинского слова "рука"). Отсюда власть домовладыки над женой обозначалась термином in manu.

Заключению брака предшествовал обряд обручения (sponsalia), заключавшийся в форме взаимных клятв - обещаний (sponsis) сторон заключить брак. В древнейший период этот акт совершался отцами жениха и невесты в форме двух стипуляций, позднее - самими женихом и невестой, причем последним со времен поздней республики давался иск против родителей в случае безосновательного их отказа против воли жениха и невесты.

1). Формы брака.

1). Confarreatio - религиозная форма брака в присутствии великого понтифика, жреца Юпитера и 10 свидетелей.

Ритуал - произнесение торжественных слов, освящение и вкушение женихом и невестой т.н. panis farreus - ячменного хлеба. Эта форма брака употреблялась в основном для жрецов и патрициев. просуществовала вплоть до введения христианства (IV в. н.э.)

2). Coemptio - брак в форме покупки жены посредством акта манципации, в присутствии 5 свидетелей и весовщика. Акт манципации предварялся вопросами о согласии жениха и невесты.

3). Usus - фактическое сожительства в течении одного года, после чего на основании давности владения, жена юридически подпадала под власть мужа.

Все эти браки римляне относили к категории cum manu ("под рукой"), когда жена попадала в полную власть мужа или домовладыки и находилась на положении дочери (filiae locum). Однако уже законы XII таблиц знали брак sine manu. Это форма простого сожительства (usus), прерываемого так называемым usurpatio trinoctium, то есть ежегодного ухода жены на 3 дня из дома мужа, посредством чего происходил прерыв давности. В эпоху классических юристов (I-III вв. н.э.) эта форма брака стала преобладающей. Заключался этот брак путем обычного брачного соглашения (consensus) и привода жены в дом мужа (deductio in domum).

2). Прекращение брака

Для брака cum manu его расторжение было возможно только по воле мужа. Религиозная конфарреация расторгалась только с помощью особого обряда диффареации.

Брак sine manu расторгался либо по обоюдному согласию, либо по инициативе одной из сторон (как мужа, так и жены), причем для развода закон не требовал указания причин.

Первоначально прочность римского брака была чуть ли не притчей во языцах, однако уже в I в. до н.э. количество разводов резко увеличилось, супружеская неверность стала обычным явлением. В связи с этим закон Юлия Августа 18 г. до н.э. ввел наказание за прелюбодеяние для жены, мужа и отца мужа (в случае его попустительства прелюбодеяниям дочери). Далее известен законы Августа lex Iulia de maritandis ordinibus (18 г. до н.э.) и lex Papia Poppaea (9 г. до н.э.), которые с помощью мер, касающихся брака, стремились укрепить римскую семью. Согласно этим законам мужчина в возрасте от 25 до 60 лет признавался бездетным, если вообще не имел детей, женщина в возрасте от 20 до 50 лет считалась бездетной, если у нее было менее 3 детей. В случае бездетности римлянин мог получить в наследство лишь половину завещанного имущества. Если же римлянин данного возраста вообще был холостым, то лишался всего наследства.


Далее преторами стало преследоваться нарушение обязательства обручения. Согласно преторскому эдикту это требовало возмещения ущерба и влекло за собой бесчестие (infamia). С IV в. н.э. требовалось и возвращение предбрачных подарков.

3). Условия вступления в брак:

1) Достижение брачного возраста - 12 лет для девочек, 14 лет для мальчиков.

2) Согласие на брак (сначала лишь отца семейства, впоследствии также жениха и невесты). Закон Юлия Августа 4 г. н.э. дал жениху и невесте право на иск против pater familias в случае необоснованного отказа в браке.

3) Наличие брачного права (ius conubii)

Здесь следует учитывать, что до закона Корнелия 445 г. до н.э. не допускались браки между патрициями и плебеями. Только закон Юлия Августа 18 г. до н.э. разрешил браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными, однако браки вольноотпущенников с сенаторами не допускались.

4) Родственные связи.

Глава 2. Заключение брака.

Новейшими исследованиями в области социологии неоспоримо доказано, что семья как постоянный, по идее своей, пожизненный, союз между мужчиной и женщиной отнюдь не является и исконным, так сказать, человечеству прирожденным, институтом. Появлению семьи в его указанном значении предшествовал долгий период иных форм отношений между полами и, по-видимому, первым зародышем семьи было похищение жен из чужого племени. Симуляция похищения, играющая такую большую роль в брачных обрядах почти всех народов, а также различные легенды служат тому подтверждением. Есть они и в истории римского права - например, известная легенда о похищении сабинянок.

Как бы то ни было, но память римского народа не сохранила никаких следов периода, предшествовавшего установлению семьи. Правда, некоторые из современных исследователей усматривают историческую противоположность между патрициями и плебеями, между прочим, и в различии их семейного строя: патриции жили уже патриархальным строем, меж тем как плебеи еще оставались в стадии матриархата[821], - но эта гипотеза отнюдь не опирается на сколько-нибудь прочные данные.

С тех пор как мы знаем что-нибудь о римлянах, мы находим у них уже прочно сложившийся патриархальный строй, в основе которого лежит моногамная семья с абсолютным домовладыкой во главе, власть которого (первоначально носящая общее название manus) объединяет все элементы семьи в одно крепкое целое.


Эта патриархальная семья cum manu над женой устанавливалась посредством брака в троякой форме (Gai. 1. 110 и сл.).

Первая из этих форм - confarreatio. Это есть акт религиозный; совершается он в присутствии десяти свидетелей, которых считают за представителей десяти курий, при участии жрецов (pontifex maximus и flamen Dialis) и состоит в целом ряде различных сакральных обрядов, сопровождаемых "certis et solemnibus verbis"[822]. Среди этих обрядов центральное место занимает освящение и вкушение женихом и невестой особого хлеба - panis farreus, откуда и самая форма получила свое название.

Вторая форма - coеmptio, то есть покупка жены у ее paterfamilias или у ее опекуна. Как и всякая покупка в то время, она совершается в форме mancipatio: в присутствии пяти свидетелей и весовщика (libripens) с весами жених произносит соответствующую формулу и затем передает металл домовладыке невесты. Но, по-видимому, этому акту mancipatio предшествовал обмен вопросов о согласии; сначала жених спрашивал невесту: "an tu mihi materfamilias esse velis"[823] и получал от нее утвердительный ответ; затем такой же вопрос предлагала она. Вероятно, эти обоюдные ответы о согласии давались также в известных, обрядами санкционированных словах; по-видимому, обычной фразой невесты было: "ubi tu Gajus, ibi ego Gaja"[824]. Но во всяком случае юридический момент акта лежал не в этих брачных обрядах, а в акте mancipatio. Весьма возможно, что в более раннее время coеmptio была подлинной реальной покупкой жены, но уже очень рано она стала простой формой - imaginaria venditio[825].

Историческое соотношение этих двух форм между собой неясно; многие ученые (Жирар, Коста и др.) считают confarreatio формой специально патрицианской, а coеmptio - формой, возникнувшей у плебеев и лишь впоследствии ставшей общей. Думают даже, что confarreatio навсегда осталась для плебеев недоступной.

Помимо этих двух форм, manus над женщиной, а следовательно, и семья, могла быть установлена usu[826], то есть фактическим брачным сожительством в течение года. Мы имеем здесь применение к семейственным отношениям вещно-правового института давности: подобно тому как владение вещью в течение двух лет для недвижимости и одного года для ceterae res превращалось в собственность, так и здесь сожительство в течение года давало мужу manus над женой. В древнейшем своем применении usus имел, вероятно, своею целью санкционировать брак, заключенный с каким-нибудь пороком в форме, или брачное сожительство, возникнувшее вовсе бесформально, например, путем похищения.


Брак, возникнувший одним из указанных способов, есть брак cum manu: жена, как в личном, так и имущественном отношении подпадает под власть мужа (или его paterfamilias), занимает место дочери - filiae locum optinet (Gai. I. 111). Она входит всецело в состав его familia, делается агнаткой как его самого, так и всех его родственников. Вместе с тем она окончательно порывает все агнатические связи со своей прежней семьей, делается для своих родителей, братьев и т.д. юридически чужой со всеми последствиями такого отчуждения (теряет права наследования и т.д.). Как filia, она подлежит власти своего мужа со всеми атрибутами ее абсолютности.

Только такой строго патриархальный брак cum manu был известен римлянам в древнейшее время. Но уже в эпоху XII таблиц стал намечаться брак иного характера. Законы XII таблиц, санкционируя установление manus посредством usus, говорят в то же время, что жена может воспрепятствовать установлению manus, прервать течение давности удалением из дома мужа на три ночи - usurpatio trinoctio. Законы XII таблиц имеют при этом в виду, очевидно, не полный разрыв сожительства, а только устранение manus: пробыв три ночи вне дома мужа, жена снова возвращается к нему и продолжает совместную жизнь; к концу года снова уйдет на три ночи и т.д. Таким образом, брачное сожительство будет продолжаться всю жизнь, с тем только отличием от обыкновенного брака, что жена все время будет свободной от власти мужа, будет юридически для него чужой, сохраняя свое прежнее положение в старой семье.

Конечно, с строго юридической точки зрения, такое сожительство не должно было бы считаться в собственном смысле браком; тем не менее римское право уже ранней эпохи признало его за matrimonium justum[827]: дети от такого сожительства считаются не внебрачными детьми, а детьми законными; они подлежат власти (patria potestas) отца, входят как агнаты в его семью и т.д. Жена, мать этих детей, есть uxor своего мужа, а не наложница, но только она не подлежит manus mariti, стоит в брачном сожительстве рядом с мужем как существо свободное и самостоятельное.

Каким образом произошло признание брака sine manu за matri-monium justum и где реальный корень его в истории, мы не знаем. По мнению некоторых (например, Майр), он возник впервые в браках между патрициями и плебеями до общего признания между ними jus connubii[828] (то есть до lex Canuleia). Как бы то ни было, но появление этого нового брака знаменует собою в римской истории крупнейший поворотный пункт. В непроницаемом единстве староримской патриархальной семьи была пробита первая брешь: если прежде paterfamilias закрывал собою всех членов своей семьи, над которыми он властвовал со всею юридической неограниченностью, то теперь в браке sine manu жена вышла из этой патриархальной оболочки и стала рядом с мужем как личность самостоятельная. Вместе с тем впервые возник вопрос о юридическом определении отношений между этими двумя самостоятельными личностями. Если ранее, в браке cum manu, семейственные отношения представляли лишь разновидность вещных (manus принципиально равна dominium), то только в браке sine manu появились впервые отношения особенного, семейственного характера.


Появление брака sine manu не уничтожило сразу брака cum manu; как мы уже видели много раз в истории римского права, и здесь новая форма сначала стоит только рядом со старой и лишь постепенно выступает на первый план, побеждая старую своей внутренней силой. Долгое время оба вида брака существуют рядом, но уже во второй половине республики брак sine manu делается преобладающим. Старые формы установления manus постепенно вымирают. Ранее ругих пришел в забвение usus. Confarreatio поддерживается в жизни дольше тем, что для занятия некоторых сакральных должностей (например, flamen Dialis) необходимо было рождение в конфарреационном браке. Но уже в начале империи в этом отношении встречаются большие затруднения: круг возможных кандидатов суживается все более и более; очевидно, manus mariti отпугивает жен от этой формы. Ввиду этого в 23 г. по Р. Х. издан был закон, освобождающий confarreatio от этого цивильного последствия, и в таком виде (без manus) confarreatio продолжала встречаться вплоть до полного исчезновения язычества. Наконец, coеmptio сохраняется также еще в эпоху классических юристов (Гай говорит о ней как о форме практической), но уже не как способ установления настоящего брака, а как coеmptio fiduciarea в целях приобретения женщиной некоторых льгот - например, для освобождения от законных опекунов и для замены их опекуном по избранию (tutelae evitandae gratia: женщина выходит фиктивно замуж, вследствие чего опека агнатов над ней прекращается; вслед за тем ее фиктивный муж реманципирует ее тому, кого она желала бы иметь своим опекуном; этот последний эманципирует ее, в свою очередь, но, как manumissor, остается ее опекуном - Gai. I. 115). Однако с IV столетия по Р. Х. coеmptio уже и в этом искусственном виде не встречается.

Таким образом, уже в эпоху классических юристов единственным видом настоящего брака является брак sine manu. Его историческое происхождение объясняет и всю его юридическую природу. Возникнув из простого брачного сожительства для избежания manus, новый брак заключается и в позднейшее время путем простого брачного соглашения ("nuptias consensus facit"[829] - fr. 15. D. 35. 1), за которым следует привод жены в дом мужа - deductio in domum, - сопровождаемый, конечно, различными бытовыми обрядами, но все эти обряды юридического значения не имеют. Полная бесформальность брака, при формальности целого ряда других, менее важных юридических актов, представляется, конечно, странностью, но эта странность объясняется именно историческим происхождением брака sine manu. Эта бесформальность сохранилась в римском праве до самого конца; лишь уже в Византии была установлена необходимость церковного венчания.