Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
Юридические функции – не единственный вид функций, которые выполняет право. Однако, если вести речь именно о них, то в качестве таковых принято понимать те направления правового воздействия, где право реализуется через специальные правовые средства, присущие только ему как уникальной нормативной системе20. В число данных юридических функций современные отечественные теоретики права обычно включают охранительную и регулятивную функции.
Регулятивную функцию права, как правило, определяют, как направление правового воздействия, призванное обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. В свою очередь охранительную функцию права характеризуют как направление правового воздействия, которое нацелено на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю.
В основе подразделения функций права на указанные виды, по сути дела, лежат различия в способах правового воздействия на поведение людей и, соответственно, на общественные отношения. С этой точки зрения основная задача, решаемая правом в рамках регулятивной функции, состоит в создании статического блока механизма правового регулирования или, иначе говоря, в нормативной фиксации правовых средств, наличие которых в принципе делает возможным юридическое воздействие на субъектов права. В свою очередь суть охранительной функции заключается в нормативной фиксации правовых средств, создающих необходимые условия для обеспечения должного поведения субъектов общественных отношений посредством определения составов деяний, образующих основания юридической ответственности (гражданской, уголовной, административной, дисциплинарной, материальной и проч.) и соответствующих санкций. Принято считать, что в основе регулятивной функции лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы, а в основе охранительной находятся главным образом запрещающие нормы.
В итоге получается, что регулятивная функция права реализуется посредством установления (нормативного закрепления) позитивных правил поведения, адресованных участникам общественных отношений, а охранительная функция осуществляется при помощи установления (нормативного закрепления) различных видов и мер юридической ответственности за негативное поведение участников общественных отношений, нарушающих данные правила поведения. В этом смысле и регулятивная, и охранительная функции имеют дело с одним и тем же юридическим феноменом, коим является нормативная фиксация правовых средств воздействия на участников общественных отношений. Разница между ними в данном случае состоит только в том, что посредством регулятивной функции нормативно закрепляются одни правовые средства (дозволения и предписания), а с помощью охранительной – другие (запреты и меры юридической ответственности).
Таким образом, если подходить к содержанию юридических функций с отмеченных выше позиций, то подразделение нормативной функции на регулятивную и охранительную разновидности оказывается достаточно условным. Подобное утверждение связано с тем, что сама охранительная функция фактически представляет собой разновидность регулятивной функции. Хотя ее назначение и состоит в охране общезначимых и наиболее важных устоев общественной жизни, но реально эта охрана осуществляется путем опять-таки регулирования или, точнее говоря, своеобразного «дерегулирования» отклоняющегося от позитивных правил поведения людей с помощью применения к ним специфических юридических средств, каковыми выступают негативные санкции различных правовых норм. Под этим углом зрения дифференциация функций права на регулятивную и охранительную, конечно, может иметь место, но должна сопровождаться пониманием ее условного характера, что, впрочем, вполне допустимо в целях уяснения сущности права и изучения механизма правового регулирования.
Коль скоро и регулятивная, и охранительная функции фактически выполняют одну общую роль, состоящую в юридической фиксации или нормативном закреплении правовых средств воздействия на поведение людей и их объединений, то можно и нужно говорить о выполнении правом единой нормативной функции, представляющей собой такое направление действия права, которое способствует «юридизации» поведения людей в общественной среде. Иначе говоря, на этом направлении право возводит определенные варианты поведения людей в ранг должного, управомоченного или запретного, в силу чего поведение субъектов общественных отношений становится правозначимым в том смысле, что наступление определенных юридических фактов влечет для них конкретные правовые последствия, включающие и юридическую ответственность.
Нормативная функция права реализуется только на стадии общего, неперсонифицированного, неиндивидуализированного воздействия права членов общества. В данном случае нормы права с помощью зафиксированных в них юридических средств как бы информируют участников общественной жизни об объеме и содержании их прав и обязанностей, границах правомерного и неправомерного поведения, а также предупреждают о возможностях наступления как позитивных, так и негативных последствий за использование (неиспользование) своих прав, исполнение (неисполнение) обязанностей и соблюдение (несоблюдение) запретов.
Российскому трудовому праву, как и любой другой отрасли, свойственны и нормативная функция в целом, и ее регулятивное и охранительное проявления, поскольку нормы трудового права, вне всякого сомнения, призваны регулировать трудовые и связанные с ними общественные отношения, а также способствовать охране правопорядка в сфере данных отношений.
В рамках регулятивной функции права в общей теории права принято выделять две подфункции – регулятивно-динамическую и регулятивно-статическую.
Взгляды на содержание этих подфункций, высказанные в научной и учебной юридической литературе различными авторами, в основе своей совпадают. Так, регулятивно-статическая функция обычно характеризуется как функция закрепления и стабилизации общественных отношений. Она, как считает ряд ученых, наиболее отчетливо проявляет себя при определении правового статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц. В таком понимании реализация данной функции фактически связывается с управомочивающими и запрещающими нормами и возникающими на их основе правоотношениями пассивного типа.
С этой точки зрения акцент в соотношении экономической и защитной функции объективно должен быть перенесен с первой на вторую. Под этим углом зрения важнейшими задачами, которые призвано решать трудовое право, осуществляя свою защитную функцию, является установление оптимальных пределов эксплуатации труда наемного работника со стороны работодателя и создание эффективных механизмов защиты прав и учета законных интересов работника.
Значимость решения этих задач объясняется тем, что работник в принципе выступает экономически более слабой стороной в трудовых отношениях с работодателем. Соответственно, равенство партнеров на рынке труда всегда носит лишь формальный характер. В действительности же работодатель, являющийся владельцем средств производства, предоставляющий работу и управляющий процессом труда, в состоянии диктовать условия труда работнику, владеющему только своими способностями к труду, которые он реализует под руководством и в интересах работодателя.
С этих позиций трудовое право должно иметь главным образом социальную направленность и, следовательно, само может быть охарактеризовано как разновидность социального права, которое фактически является третьим после публичного и частного подразделением в единой системе права. Если назначением публичного права, с известной долей условности, можно считать приоритетную защиту интересов государства, частного права – защиту прав частного собственника, то приоритетом социального права является защита общего народного блага, каковым в нашем случае следует считать естественные права трудящегося человека (на ограниченный рабочий день, отдых, оплату труда и проч.).
Защитная функция трудового права должна реализовываться в основном путем законодательного закрепления оптимального стандарта основных трудовых прав работников, механизмов их защиты, а также установления эффективных форм и способов государственного надзора и контроля за их соблюдением.
Таким образом, сущностью трудового права России является социальная ориентация его норм, которая призвана обеспечить реализацию естественных прав и интересов трудящегося человека.
Заключение
Данная работа посвящена роли и функциям трудового права. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Трудовое законодательство – единственная отрасль законодательства, которая способна не только непосредственно воздействовать на основную производительную силу – людей, являющихся носителями рабочей силы, но и защитить их в процессе трудовой деятельности от безработицы. Под влиянием системы норм трудового законодательства формируется правовой механизм социальной защиты работников, развиваются права человека в сфере труда, которые общество и государство обязаны совершенствовать.
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
2. Основная роль трудового права регулятивная и охранительная, т.е. в процессе труда на производстве устанавливаются такие правила поведения людей, которые отвечают задачам производства, охраняют труд работников, обеспечивают гарантии их основных трудовых конституционных прав. Трудовое право призвано способствовать повышению производительности труда, эффективности производства, укреплению дисциплины труда и улучшению условий труда и быта трудящихся.
3. Функции трудового права – это основные направления воздействия его норм на поведение людей (волю, сознание) в процессе труда для достижения задач и целей данной отрасли.
Следует выделить специфические функции российского трудового права:
- социальная, обеспечивающая занятость, реализацию и гарантию права на труд и другие трудовые конституционные права, безопасные условия и охрану труда: ограничение рабочего времени, определение оплаты труда, установление гарантий и компенсаций;
- защитная, т.е. установление высокого уровня условий труда, надзор и контроль за исполнением норм трудового законодательства, охраны труда; порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров, восстановление реально нарушенных трудовых прав. Эта функция трудового права действует практически на всех стадиях правового регулирования труда – от создания норм трудового права до восстановления нарушенных прав, и поэтому защитная функция отражена в нормах большинства институтов трудового права;
- хозяйственная, производственная, направлена на обеспечение эффективности производства, улучшение качества его продукции, рациональное использование трудовых ресурсов (рабочей силы), укрепление трудовой дисциплины; конкретизируется в нормах институтов обеспечения занятости, трудового договора, дисциплины и оплаты труда, рабочего времени;
- воспитательная функция отражается в нормах о дисциплине труда, поощрениях за труд, дисциплинарной и материальной ответственности за ущерб (вред), причиненный по вине работника работодателю или работнику по вине работодателя;
- функция развития производственной демократии выражается в нормах о праве работников на участие в управлении организацией, о правах и гарантиях деятельности профсоюзов, в дополнительных юридических гарантиях права на труд для представителей работников, профсоюзов, коллективов работников.
В ходе применения нормы трудового права могут выполнять и другие функции, например, по повышению уважения к предписаниям трудового законодательства, созданию предпосылок для улучшения положения работников и другие.
Таким образом, основное предназначение трудового права заключается в:
- социально-правовой защите работников;
- обеспечении благоприятных условий трудовой деятельности людей;
- защите законных прав и интересов работодателей;
- согласовании интересов работников, работодателей и государства, в сфере социально-трудовых отношений.
Список используемой литературы
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398;
- "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020)// "Парламентская газета", N 2-5, 05.01.2002;
- Трудовое право. В 2-х томах. Т.II. Часть особенная : учебник для бакалавров / Н. В. Дулатова, Ю. В. Иванчина, Е. А. Истомина [и др.] ; под редакцией Е. М. Офман, Э. Л. Лещины. — Москва : Прометей, 2017. — 492 c.;
- Кичигин С.В. Приостановление действия и приостановление исполнения трудового договора // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 4. С. 91 - 98.;
- Кудряшова С.Н. Требования законодательства к содержанию трудового договора и практика их реализации // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 4. С. 29 - 31.;
- Бекетова Ю. Трансформация бессрочного трудового договора // Трудовое право. 2015. N 4. С. 61 - 66.;
- Филипова И.А. Трудовой договор: понятие, форма и содержание (на примере законодательства России, Франции, Великобритании, США и Китая) // Российский юридический журнал. 2016. N 3. С. 187 - 194.