Файл: Флексография. Становление и развитие флексографии в полиграфическом производстве.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ФЛЕКСОГРАФИИ
Терминология и базовые определения фрексографии
Предпосылки для становления флексографии
Второй этап развития флексографии
История применения флексографии
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ФЛЕКСОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИГРАФИИ
2.1. Преимущества флексографии
2.2. Технологические особенности флексографии
2.3. Изготовление печатной формы
|
|
Рис. 1. Изготовленный с помощью флексографии конверт грампластинки |
Рис. 2. Изготовленная с помощью флексографии бумажная обложка печатного издания |
Примерно с 1945 г. флексографская печать используется для печатания обоев, рекламных материалов, школьных тетрадей, конторских книг, формуляров и другой канцелярской документации. В 1950 г. немецкое издательство Ровольт — Ферлаг начало выпуск массовой серии в бумажных обложках RoRoRo Bucher. Печатались они на газетной бумаге на ролевой ротационной машине анилиновой печати, изготовленной фирмой «Маркс унд Флеминг». Себестоимость книг была низкой, что позволило издательству резко снизить цены на книжную продукцию. Примерно в 1954 г. метод флексографии стали использовать для изготовления почтовых конвертов, рождественских открыток, особо прочной упаковки для кофе и других сыпучих продуктов. В промежутке между двумя мировыми войнами и в первые послевоенные годы совершенствовалась технология флексографии и, прежде всего, технология формных процессов.
Процесс получения эластичной печатной формы начинается с изготовления матрицы. Для этой цели использовались известные по стереотипному процессу гипсовое и бумажное матрицирование. Гипсовое матрицирование весьма длительно; оно продолжается 2–3 часа. Кроме того, гипсовая матрица непрочна, с нее можно получить лишь одну вторичную форму. Бумага же прилипает к каучуку и с трудом отделяется от готовой эластичной формы.
Выводы по главе: исторический процесс становления флексографии достаточно разнообразен и многогранен. Появление данного вида печати обуславливается рядом предпосылок, которые были продиктованы научным и промышленным прорывом конца 19 века. Применение флексографии было актуальным на период становления данного метода печати: технология и алгоритм производства смогли оптимизировать процесс изготовления печатных форм, позволили найти применение для использования внедренных разработок, которые, в большинстве своем, показали эффективность и высокий коэффициент продуктивности в изготовлении этикеток, упаковки.
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ФЛЕКСОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИГРАФИИ
2.1. Преимущества флексографии
В чем принципиальное отличие флексографии от других видов печати? Прежде всего – это гибкая фотополимерная форма, с которой краска под низким давлением переносится непосредственно на запечатываемый материал. Именно от нее флексография и получила свое название. Такая форма имеет целый ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с формой, используемой в других типах печати. Она сочетает в себе простоту изготовления (процесс, несколько похожий на изготовление офсетной формы) с высокой тиражестойкостью, присущей форме при высокой и глубокой печати.
Рис. 3. Печатный формы флексографии |
Рис. 4. Процесс флексопечати |
Тиражестойкость фотополимерной формы превышает тиражестойкость обычной монометалической офсетной формы на порядок и составляет от 1 до 5 миллионов оттисков. Эластичность формы позволяет ей работать и как декель, что исключает процесс приправки, а так же печатать на материалах с такой грубой фактурой, на которой печать офсетным способом вообще невозможна Как следствие, флексомашины дают возможность использовать очень широкий диапазон материалов. Разумеется, изготовление форм для флексо дороже, чем для офсетной печати, поэтому флексография не предназначена для коротких тиражей. Впрочем, тиражи в сотни тысяч или даже миллионные в упаковочной индустрии – обычное дело.
Флексография идеально подходит для изготовления всех видов этикетки и упаковки. Но сфера ее применения стремительно расширяется. Сегодня множество различных видов полиграфической продукции во всем мире печатают, используя флексографию - это журналы, рекламная продукция, книги, газеты и газетные вкладки.
Флексографская печать, впитав сильные стороны высокой и офсетной печати, по технологической гибкости не имеет себе равных. Бурное развитие флексографии стимулирует развитие и других способов печати путем переноса технологических и технических решений.
Основные достоинства флексографии
• Большой выбор типов носителей для печати.
• Возможность печати на очень толстых материалах.
• Относительная экономичность на довольно широком диапазоне тиражей.
• Гибкость конфигурации форм для печати оттисков разных размеров.
• Возможность применения водных красок.
• Возможность объединения послепечатных процессов (ламинирования, вырубки штампом, фальцовки и склейки) в единую линию.
2.2. Технологические особенности флексографии
Флексографская печать – это способ высокой прямой ротационной печати с эластичных (гибких резиновых, фотополимерных) рельефных печатных форм, которые могут крепиться на формных цилиндрах различных размеров. С помощью валика или растрированного цилиндра, взаимодействующего с ракелем, они покрываются жидкой или пастообразной быстровысыхающей (водорастворимой, на летучих растворителях) печатной краской и переносят ее на запечатываемый материал любого вида, включая и невпитывающие материалы. Изображение на печатной форме – зеркальное.
Рис. 5. Функциональная схема процесса флексопечати |
Рис. 6. Технология флексопечати |
Флексографские машины изначально разрабатывались для печати на упаковочных материалах и практически не имеют ограничений по типу запечатываемого материала. Как правило, материал выбирается, исходя только из технологического процесса, который необходим для создания упаковки или иной продукции. Возможно использование бумаги, любого вида картона (мелованный, со специальным покрытием, ламинированный и т.д.), самоклеющихся материалов, металлической фольги, пленочных полимерных материалов любого типа и толщины (современные производители используют специальные средства для печати на ультратонких, чувствительных к нагреву пленках, как например уникальная система «холодное зеркало» фирмы Mark Andy). Кроме того, можно печатать на нестандартных материалах с грубой фактурой, таких, как, например, ткань.
2.3. Изготовление печатной формы
Фотополимеризующиеся материалы, из которых изготавливаются флексографские печатные формы, могут быть жидкими (системы Liquid) или твёрдыми (система Solid), причём твёрдая их форма используется чаще. Сырьём для фотополимеризующихся материалов служат эластомерное связующее вещество, ненасыщенные мономеры и УФ-фотоинициаторы. Они растворимы в воде или в органических растворителях. Твёрдые фотополимеризующиеся пластины поставляются в готовом для экспонирования виде такими фирмами, как BASF (например, формные пластины Nyloflex) или DuPont (пластины Cyrel). Они бывают одно- и многослойными.
Рис. 7. Однослойная формная пластина (BASF); |
Рис. 8. Многослойная формная пластина (BASF); |
Рис. 9. Пластина «Компьютер–печатная форма» (цифр., BASF); |
Однослойные пластины состоят из рельефного слоя (не «сшитого» фотополимера), покрытого защитной фольгой. Разделительный слой обеспечивает лёгкое отделение защитной фольги. Лавсановая основа на оборотной стороне пластины служит для ее стабилизации.
При обработке однослойных формных материалов сначала равномерно засвечивается оборотная сторона без копировального оригинала. Засветка оборотной стороны обеспечивает равномерное по всей площади «сшивание» фотополимеризующегося слоя и ограничивает глубину вымывания[6].
Рельеф образуется путём фотополимеризации. Продолжительность и интенсивность основной экспозиции влияют на образование точек, углов боковых граней и глубину рельефа в тонких структурах.
Посредством растворителя неполимеризированные (незасвеченные) участки печатной формы вымываются. При этом используется механическая обработка щеткой. После вымывания печатная форма должна быть основательно высушена для того, чтобы проникший в рельефный слой растворитель полностью испарился. Далее следует равномерная засветка пластины по всей площади без фотоформы, чтобы все области рельефа были полностью полимеризованы.
Рис. 10. Передача изображения при флексографской печати:
а) нарушение передачи; б) правильная передача
Повышение качества печати является одной из причин для использования различных формных пластин во флексографии. Именно оно предъявляет новые требования к свойствам ультратонких пластин. Современные формы могут переносить однородную красочную пленку при запечатывании сплошных заливных участков (плашек) и дают очень малое растискивание при печати текста, штриховых и растровых изображений.
2.4. Применение флексопечатных форм
Развитие технологии печатных форм идет в трех главных направлениях: печать на гибкой упаковке, на этикетках, на гофрированном картоне.
Рис. 11. Гибкая упаковка |
Рис. 12. Этикетки |
Рис. 13. Гофрированная коробка |
В этих трех областях применяют различные формные пластины в зависимости от используемых подложек, компрессионных прокладок или лент, формного материала, его толщины и твердости, устойчивости пластины к набуханию в растворителе краски, требований к качеству, совместимости материалов, а также от конструкции печатной машины[7].
Для прямой печати на готовом гофрокартоне использование пластин толщиной не менее 3 мм и то они рассматриваются как технология тонких печатных форм. При печати этикеток и на гибкой упаковке ультратонкими считаются пластины, толщиной меньше 1 мм.
Пластины толщиной 2,54 мм устанавливаются на тонкой подложке или вспененной ленте толщиной 0,50 – 0,55 мм. Соответственно, пластины этой толщины в сочетании с амортизационной подложкой рассматриваются как печатные формы на мягкой ленте.
Технология тонких пластин подразумевает «гибкую форму», которая представляет собой крепление печатной формы. Эта компрессионная подложка, как правило, состоит из комбинации текстильных волокон и резины, причем сорта резины в отдельных подложках различаются специфическими особенностями. Некоторые слои материала подобраны соответствующим образом для оптимизации всей системы «печатная форма – подложка – запечатываемая поверхность зазор между формным и печатным цилиндрами». Материал состоит из резины-основы, двух волокнистых промежуточных слоев для стабилизации и сжимаемого полимерного микропористого слоя. Общая толщина структуры получается не более 2 мм.
Этот материал, который является разновидностью двусторонней липкой ленты с компрессионной пенополиуретановой прокладкой внутри, может использоваться практически со всеми типами флексографских формных пластин, предохраняет печатную форму от морщин и в то же время обеспечивает ее легкое позиционирование при монтаже и сохраняет в правильном положении в течение всего тиража.
Выводы по главе: на сегодняшний день флексография – это очень распространённый, рационализированный вид печати, который позволяет реализовывать масштабные и объемные тиражи печати на упаковках и этикетках. Современные технологии диктуют большое количество инновационных материалов и методик, которые улучшают качество итоговой продукции, что, безусловно, сказывается на производственном процессе и улучшает его.