Файл: Особенности участия государства в предпринимательской деятельности в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Защита субъектов предпринимательской деятельности, как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности, характеризуется конкретными мерами по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав этих субъектов.

Большинство организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности по характеру воздействия являются прямыми. Некоторые формы государственного регулирования (в первую очередь экономические формы) являются косвенными.

Однако прямые формы государственного регулирования могут содержать в себе, в качестве факультативных, элементы косвенных форм регулирования, и наоборот.

Формы защиты делятся на судебные и внесудебные.

ГЛАВА 2 Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности

2.1 Административное регулирование предпринимательской

Деятельности

Административное регулирование – это действия администрации государства или региона, направленные на сбалансированность интересов субъектов хозяйствования с помощью нормативных актов, указаний, распоряжений.

Администрация – это орган государственной власти на конкретной территории. Она призванная воплощать у жизни законы, постановления и распоряжение, которое сыграют организационную роль и определяют отношения между членами общества.

В условиях нынешнего динамизма административный аппарат государственного управления должен оперативно принимать решение, прогнозировать будущее.

Содержание административного регулирования заключается:

  • в принятии новых административно правовых норм в соответствии с потребностями общества и государства;
  • упорядочении и закреплении на основе современных норм права наиболее целесообразных общественных отношений в сфере государственного управления (приватизация государственного и муниципального имущества, регистрация прав на имущество и т. д.);
  • охране урегулированных правом управленческих отношений (в том числе через установление ответственности за их нарушение);
  • развитии новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития нашего общества (предпринимательство, лицензирование и т. д.);

Система административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества, именуется механизмом административно правового регулирования, в структуру которого могут входить следующие элементы:

  • нормы административного права, закрепленные в федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, законах субъектов Федерации и в других нормативных правовых актах;
  • акты толкования норм административного права (инструкции, правила, нормативы и др.), издаваемые уполномоченными на то органами;
  • акты применения норм административного права (поощрительные или в отношении правонарушителей);
  • административно-правовые отношения.

Административное воздействие на предпринимательскую деятельность так же может выражаться в:

  • определение стратегических целей развития экономики, их выражение в индикативных и других планах;
  • нормативных требованиях к качеству; и сертификации технологии и продукции
  • целевых программах;
  • государственных заказах и контрактах на поставки определённых видов продукции.

2.2 Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций.

За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов.

Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.


Исследователи выделяют несколько аспектов воздействия налогов на сферу предпринимательства.

Прежде всего фискальная функция, суть которой заключается в формировании государственных денежных фондов, финансовых ресурсов государства, проявляется через обязанность предпринимателей уплачивать налоги.

Регулирующая функция налогов включает в себя подфункции стимулирования и дестимулирования. Различаются контрольная и информационная функции налогов.

Основой правового регулирования взимания налогов является прежде всего Конституция РФ (ст. 57 которой закрепляет, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы), а также Налоговый кодекс РФ.

Все налоги в государстве делятся на прямые и косвенные.

К прямым налогам относятся налоги на отдельные виды дохода или объекты имущества, например, на землю, недвижимое имущество, на прибыль, единый налог на вмененный доход, подоходный налог с физических лиц.

В число косвенных налогов включаются налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к ценам и взимаемые в процессе расходования материальных благ.

По уровню правового регулирования налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

2.3 Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Государственный контроль за соблюдением требований законодательства со стороны субъектов хозяйственной деятельности является организационной формой государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Но данная форма государственного регулирования особо выделена в приведенном выше понятии государственного регулирования экономики вследствие актуальности обеспечения гарантий контролируемых субъектов при осуществлении контрольных мероприятий.

Кроме того, в юридической литературе государственный контроль выделяется как самостоятельный вид государственной деятельности.

В действующем законодательстве отсутствует общее (универсальное) определение понятия государственного контроля и надзора.

Существуют различные виды контроля и надзора в зависимости от сферы применения.

К ним относятся, в частности:

  • банковский надзор;
  • бюджетный контроль;
  • валютный контроль;
  • государственный метрологический контроль (надзор);
  • государственный строительный надзор;
  • контроль безопасности при использовании атомной энергии;
  • налоговый контроль;
  • санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль;
  • страховой надзор;
  • таможенный контроль;
  • транспортный контроль;
  • финансовый контроль.

Государственный контроль производится в строго определенном законом порядке. Так, все мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Мероприятия по контролю могут быть плановыми и внеплановыми.\

Законодательство о контроле (надзоре) состоит из большого числа нормативных правовых актов различной юридической силы, регулирующих разные виды контроля (надзора). Однако до сих пор отсутствует федеральный закон, закрепляющий основы государственного контроля (надзора) в сфере экономики и предпринимательства.

Представляется необходимым принятие закона о государственном контроле за хозяйственной деятельностью и гарантиях прав хозяйствующих субъектов при его осуществлении.

Названный закон должен распространяться на все виды контроля.

И все виды контроля, а также сферы контроля в отношении хозяйственной деятельности в данном законе должны быть определены.

В законе также должны быть установлены унифицированные правила по проведению контрольных мероприятий единые гарантии прав контролируемых субъектов.

Заключение

В рамках работы были рассмотрены теоретические подходы к вопросам государственного регулирования предпринимательской деятельности, обоснована необходимость государственного воздействия на экономику и предпринимательство, выделены основные направления и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Сделан вывод о том, что основная задача государственного воздействия на предпринимательскую деятельность заключается в определении того, какие стороны предпринимательской деятельности, в каких масштабах и формах, с помощью каких инструментов и методов должны подвергаться государственному регулированию.


Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы возникновения и функционирования субъектов предпринимательства, выражающееся в признании статуса субъекта предпринимательства, предоставлении ему права на занятие тем или иным видом деятельности, законодательном установлении порядка осуществления указанной деятельности, а также соответствующем контроле, стимулировании и поддержке предпринимательства с целью создания благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы.

Политика государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности призвана обеспечить комплексную реализацию указанных направлений формирования системы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности.

В рамках данной работы выделен и проанализирован ряд направлений государственного регулирования, формирующих общие условия ведения предпринимательской деятельности: антимонопольное, налоговое и административное регулирование, а также система государственной поддержки предпринимательской деятельности.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.2003г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. №51-ФЗ // ГД ФС РФ 21.10.1994г.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. №14-ФЗ // ГД ФС РФ 22.12.1995г.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998г. №146-ФЗ // ГД ФС РФ 16.07.1998г.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000г. №117-ФЗ // ГД ФС РФ 19.07.2000г.
  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ // ГД ФС РФ 17.07.1998г.
  7. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002г.

Учебники и учебные пособия

  1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. «Административное право Российской Федерации». М.: Зерцало-М, 2018.- 608 с.
  2. Анохин В.С. «Предпринимательское право» М.: ВЛАДОС, 2019.- 392 с.
  3. Алексеева С.С. «Гражданское право» М.: Проспект, 2017.- 528 с.
  4. Бердникова Т.Б. «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» М.: Инфра-М, 2019.- 215 с.
  5. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерлигов Ф.Ф. Экономика: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2020, 400с.
  6. Беляева О.А. «Предпринимательское право» М.: Инфра-М, Юр. фирма "Контракт", 2018.- 271 с.
  7. Белых В.С. «Предпринимательское право России» М.: Проспект, 2018.- 656 с.
  8. Борисов Е.Ф. «Основы экономики» М.: «Юрист» 2017г.