Файл: Авторские права и Интернет (ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ).pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Интернет задумывался как сеть, облегчающая поиск информации и доступ к информационным ресурсам. Пока сеть была развита только в крупных научных центрах, где потребители сходной информации, в принципе, могли быть между собой знакомы или, по крайней мере, знали о существовании друг друга, проблема первенства опубликования исходных знаний в Интернете не существовала. Тем более что информация о научных разработках в то время, прежде чем попасть в Сеть, предварительно патентовалась или публиковалась в бумажных изданиях, для которых вопросы авторского права уже давно регламентированы. Но с течением времени, особенно с появлением WWW, когда ценность в Сети стала представлять не только "голая" информация, но и ее представление (дизайн, изображения, форма и очередность подачи и т.д.), проблема авторства начала обостряться. Идея гипертекста как всемирной справочной системы все чаще вступает в противоречие с целями авторского права, призванными защищать интересы создателей уникальной информации.
Авторское право, "придуманное " в Англии во времена Елизаветы II, позволяет писателям, поэтам, композиторам и прочим создателям художественных произведений получать прибыль от своего творчества. С течением времени под понятие авторского права стали попадать любые результаты труда, на которые автор стремится сохранить свой приоритет и контролировать их использование.
Совсем недавно, во времена Советского Союза, проблема авторства волновала у нас разве что одних авторов, "все вокруг народное - все вокруг мое", немногочисленные патенты, выданные частным лицам, не делали никакой погоды на фоне авторских свидетельств, от которых автор имел часто только моральное удовлетворение. Даже известные композиторы и артисты получали весьма незначительные авторские вознаграждения, по сравнению с тем, что забирало себе государство. И уж никак нельзя было "нарваться" на судебное преследование за несанкционированное использование материалов без ведома автора. В крайнем случае, грозила статья в газете с обвинением в плагиате. Это, конечно, не касается вещей, подпадающих под закон о государственной тайне, но это несколько другая тема.
К авторскому праву наиболее трепетно относятся в США. Причем в этой стране вместе с правами пользования результатами своего труда можно продать и свое имя, если оно, например, является одновременно и товарным знаком. В этом случае владелец прав может бывшему автору даже запретить пользоваться собственным именем.
Американский закон об авторском праве защищает авторские права с момента создания произведения до истечения 50-ти лет после смерти автора. Авторство сохраняется на все созданное человеком. Однако предъявить иск за нарушение авторских прав можно лишь в случае регистрации материалов в Департаменте США по авторскому праву. Стоимость регистрации, в зависимости от срочности, составляет от 20 до 200 долларов.
В настоящее время в Соединенных Штатах авторское право позволяет:
- представлять свои работы на суд общественности;
- тиражировать и продавать свои работы;
- модифицировать работы;
- требовать упоминания своего имени при цитировании своей работы.
Извлекать коммерческую выгоду из материалов, защищенных авторским правом, можно только с согласия владельца авторских прав.
Законодательство, регулирующее взаимоотношения в области авторского права, создавалось и совершенствовалось на протяжении многих десятилетий, но возникновение Интернета, с совершенно новыми принципами хранения, передачи и отображения информации, поставило ряд вопросов, на которые пока нет ясного и исчерпывающего ответа. Вот эти вопросы:
- Если я на своей странице на всеобщее обозрение выставляю некую информацию, используя которую без моего ведома, любой желающий может заработать деньги и (или) уменьшить мою прибыль, каким образом я смогу потребовать компенсацию?
- Каким образом я могу доказать приоритет собственной информации?
- Что является критерием использования или не использования моих материалов для извлечения прибыли?
- Являются ли ссылки на другие сайты, находящиеся на моей странице, вторжением в права других авторов? И наоборот, если на мой сайт приходят по ссылке с другого сайта, как быть с авторскими правами?
- Что является объектом авторского права - отображение страницы на экране монитора или ее код?
- Если я извлекаю полезную информацию, не заходя на чью-либо страницу, а только используя анонс, отображаемый поисковым сервером, нарушаю ли я авторские права или нет?
- Если через баннер, вывешенный на моей странице баннерной службой, некто перешел на чью-то страницу и там нарушил авторские права, являюсь ли я соучастником, или соучастник баннерная служба или провайдер?
- Попадает ли информация, размещенная в Интернете, под действие закона о средствах массовой информации?
- Как я могу технически, и насколько это будет правомерно, защищать свои права?
- И т.д., и т. п.
На самом деле вопросов может быть сколько угодно. Все конкретные случаи предусмотреть невозможно. Но их можно сгруппировать и затем для каждой группы попытаться найти механизм защиты авторских прав. Какие это могут быть группы?
- Группа, в которой ценность представляет находящаяся на странице информация.
- Группа, где важным является оформление страницы.
- Ситуации и взаимоотношения, возникшие в результате "блуждания" по гипертекстовым ссылкам.
- Общие вопросы нахождения материалов в Интернете.
ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
На первый взгляд, здесь может быть очень простое решение - защитить информацию от несанкционированного доступа и давать возможность пользоваться ею только с ведома держателя прав на эту информацию. Но здесь кроме чисто технических проблем (выдача паролей, приоритетов доступа, контроля вхождений и т.д.) существует проблема, которая хорошо известна производителям программного обеспечения и компакт-дисков, когда покупается один легальный экземпляр изделия, а затем происходит бесконтрольное его тиражирование. Проблема "пиратства" в Интернете остра, как нигде, и эффективных способов борьбы с пиратами пока не существует.[1]
Если в случае "твердых" носителей на бумаге, компакт-диске, кассете, дискете иногда удается выявить первоисточник информации (хотя бы по физико-химическим параметрам), то в виртуальном пространстве весьма сложно определить, что появилось в Сети раньше - "яйцо" или " "курица". Ведь на любые претензии можно ответить, что "вот только вчера произвел обновление и перезагрузку, и потому дата создания файла, пардон, в данном случае ни о чем не говорит".
С таким положением дел пытаются бороться:
- при помощи широко известных "шароварных" программ, "вырубающихся" через месяц;
- создавая программы, не поддающиеся копированию;
- насылая на вора вирусы;
- в 2000 году появились программы, которые, будучи включены в информационный файл, в случае копирования с материнского сайта отслеживают судьбу файла, и в случае использования его вопреки требованиям авторских прав сигнализируют об этом "куда надо" или уничтожают файл;
- административными методами, регистрируя ресурс в агентствах по авторским правам.
Нет никаких сомнений, что технические методы защиты информации не являются спасением от несанкционированного копирования. С "шароварами" и вирусами научились бороться давно. Саморазрушению программ также можно препятствовать. Что касается "стукачества" программы на своего нового владельца, то пресечь это можно, лишив программу возможности самопроизвольного выхода в Сеть.
Административные методы, конечно, эффективнее, есть возможность привлечь нарушителя к суду. Но только в том случае, если он известен. Нет никакой гарантии, что информация будет украдена с компьютера, следы которого умело затеряны во Всемирной Паутине, и впоследствии воспроизведена и размножена точно таким же образом.
Комплексное использование административных и технических средств дает больший эффект (естественно, исключая применение вирусов, что в корне противоречит законным, цивилизованным методам борьбы), однако и это не есть панацея. Это лишь осложняет жизнь любителей "халявы", но не пресекает ее ("халяву").
В связи с этим уместно вспомнить проблему, которую уже много лет пытаются решить как частные коммерческие компании, так и государственные институты разных стран. Это проблема электронной подписи. Электронная подпись смогла бы уравнять права держателей как электронных, так и бумажных документов, и в Сети она играла бы ту же роль, что играет обычная подпись на бумаге. Современные криптографические средства позволяют фиксировать целостность, авторскую принадлежность и время регистрации документа. Технически подделка электронной подписи возможна, но если она будет иметь юридическую силу, то после ее подделки наступит такая же ответственность, как за подделку подписей обычных. В таком случае к воровству информации в Интернете можно будет применить уже существующее законодательство и наказывать такое воровство по статьям Уголовного Кодекса. [2]
Срочного решения проблемы электронной подписи в частности и защиты информации вообще требует не только неурегулированность в Интернете отношений авторского права, но и развитие электронной коммерции, с существенно более значительными финансовыми оборотами и рисками. А чем больше деньги, тем больше средств требуется на их сохранение и тем быстрее будет решаться проблема финансовой безопасности. Уже сейчас на многих интернетовских ресурсах существуют разделы частной полиции, которые созданы для охраны интересов клиента и (якобы) гарантируют конфиденциальность. В скором времени нечто подобное начнет создаваться на национальных уровнях - страны ЕС в соответствии с Директивой Европарламента разрабатывают закон об электронной подписи. Затем, вероятно, наступит черед принятия законов о создании органов, контролирующих эти подписи в Интернете, например, электронной полиции. Затем функции электронной полиции будут расширены. После чего о свободном, естественном развитии Интернета можно будет забыть, на развитие Сети, преследуя свои интересы, начнут активно влиять государства.
Таким образом, проблема сохранения авторской информации в Интернете может быть решена при комплексном использовании технических и административных мер, причем контролирующие и регулирующие функции должны выполнять государственные и надгосударственные институты, что, однако, таит угрозу для свободного авторского самовыражения в Сети. [3]
ПРОБЛЕМА ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Если в предыдущем разделе мы говорили о защите прав "писателей", то теперь речь пойдет о "художниках". Дизайн сайта может быть таким же объектом авторского права, как и его содержание. Если мне понравилось оформление какой-либо страницы, могу ли я просто ее скопировать, заменить текст, изображения и реквизиты своими? Нарушаю ли я при этом права создателя сайта? А если к тому же будет изменена цветовая палитра? А если я воспользуюсь только управляющими фрэймами, но дизайн разработаю сам? Здесь, вероятно, не может быть однозначного ответа. Если дизайн сайта (или элементы дизайна - кнопочки, иконки, линии и т.д.) зарегистрирован, то факт нарушения авторских прав может определить только суд. Какими критериями при этом суд может руководствоваться?
Можно пойти по пути сравнения HTML-кодов страницы, и в зависимости от процента совпадения тэгов (как в музыке - число совпадающих нот или тактов) решать вопрос о плагиате. Но если код не совпадает, если взята только идея оформления - например, использовано не фоновое изображение, а внедренные картинки, или экран разбит таблицей на ячейки, размер которых задан не в процентах к площади экрана, а в пикселях, или использовано несколько таблиц или фреймы, - в этих случаях код может не совпадать совершенно. [4]
Обратный случай. Код очень близок, но изменены цвета, толщина линий, используются иные шрифты и визуально страницы не кажутся похожими.
Случай, когда страница строится с использованием скриптов. Страницы похожи визуально, близок код, но используют совершенно разные скрипты.
Возникает классический случай регистрации авторского права, когда необходимо выделять существенные моменты произведения (изобретения, конструкции и т.д.), будь то сайт, ворота, балет или вечный двигатель. Существенные моменты должны быть найдены и описаны таким образом, чтобы с максимальной точностью и полнотой охарактеризовать объект. Если эта цель достигнута, то попытка обойти ограничения, наложенные авторским правом, ухудшит свойства объекта. В приложении к дизайну страницы сайта это значит, что попытка что-либо чуть-чуть изменить в ключевой точке его непоправимо испортит.