Файл: Чем объясняется использования специального программного обеспечения для построения функциональной модели бизнес процессов (История бизнес-моделирования).pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 3
Введение
Бизнес-моделирование представляет собой процесс разработки различных бизнес-моделей организации (стратегия, бизнес-процессы, организационная структура, качество и др.) с целью формализации и оптимизации её деятельности. Как правило бизнес-моделирование предшествует процессу автоматизации деятельности. Сразу напрашивается определение, что такое бизнес-модель.
Бизнес-модель — это формализованное описание (например, графическое) сферы деятельности организации [1]. В процессе формализации бизнес-модели проводится так называемый gap-анализ и выявляются существующие на данный момент процессы, это состояние обследования называется «как есть». После детального анализа, выявления основных и вспомогательных бизнес-процессов, отсечения дублирующих процессов формируется процессная бизнес-модель предприятия. Получается так называемое состояние «как должно быть» [2].
История бизнес-моделирования
В истории развития бизнес-моделирования, как концептуального подхода к управлению организацией, можно условно выделить четыре этапа [3]:
1 этап: 70-е годы XX века.
В 70-е годы прошлого века начались реализация сложных крупномасштабных проектов совместно специалистами различных предметных областей (системы вооружения, полеты в космос, атомные электростанции, транспортные сети и т. п.), произошло достаточно серьезное изменение условий функционирования как коммерческих так производственных компаний.
Анализ проблем возникающих в деятельности организаций, привел к тому, что они стали рассматриваться как организационно-технические системы. Это в свою очередь вызвало необходимость в разработке адекватных способов этих элементов в структурированном связном виде.
2 этап: 80-е годы XX века.
Мощнейший импульс дальнейшему развитию методов описания деятельности организаций придало широкое внедрение персональных компьютеров, а также разработка информационных систем (или систем автоматизации) компаний различных предметных областей. Потребность в автоматизации бизнес-процессов в свою очередь вызвала необходимость их описания и формализации на принципиально другом уровне.
Бурное развитие информационных технологий в 80 г.г., рост объемов разработки наряду со все более острой необходимостью проектирования «правильного» программного обеспечения «с первого раза», привело к созданию целого отдельного направления программотехники CASE-технологий (Computer-Aided Software/System Engineering).
CASE-средства моделирования позволяют уйти от сложностей «ручного» применения методологий для описания (моделирования) бизнес-процессов, являются средством автоматизации труда специалистов по разработке программного обеспечения (аналитиков, постановщиков задач, проектировщиков, программистов, технических писателей).
3 этап: 90-е годы XX века.
В начале 90-х годов на Западном рынке появились первые программные продукты, предназначенные для решения задач, связанных с организационными вопросами управления организациями.
Постепенно в силу особенностей применения CASE-средств, их стали применять не только для целей автоматизации деятельности, но и для широкого круга задач бизнес-анализа деятельности организаций.
4 этап: 2000 г.г. XXI века, и до настоящего времени
Бизнес-моделирование, поддержанное соответствующим программным обеспечением, постепенно развилось до отдельной методологии менеджмента, которая получила название «бизнес-инжиниринга». Стержневая идея бизнес-инжиниринга заключается в анализе и совершенствовании деятельности компании посредством широкого применения ее бизнес-моделей, созданных с применением процессного подхода.
Сегодня программы, предназначенные для решения организационных вопросов управления или бизнес-моделирования, выделили в отдельный класс, который на западном рынке получил название «BMS» (Business Modeling Software). К ключевым преимуществам программ этого класса можно отнести:
- Широкие возможности визуального (графического) моделирования бизнес-процессов компании;
- Обеспечение возможности одноформатного, одинакового понимания бизнес-процессов компании сотрудниками с разным уровнем квалификации, различных подразделений;
- Изначально встроенная поддержка процессного подхода;
- Представление единого информационного пространства для описания всех существенных аспектов ее функционирования;
- Получение различных отчетов из модели (например, в виде регламентных документов: Положения о подразделения, Должностные инструкции, Регламент процесса, Регламент процедуры, Матрицы ответственности и др.).
Бизнес-модель, построенная с помощью программ класса «BMS», как правило, включает:
- Систему (дерево) целей компании;
- Модель бизнес-процессов;
- Модель организационной структуры;
- Справочник используемых документов.
Как правило, таки системы реализуют SADT – методологию.
Cущность и проблемы методологии функционального моделирования бизнес-процессов
SADT – методология ( Structured Analysis and Design Technique ) получила столь широкое распространение благодаря тому, что ориентирована на комплексное представление структуры материальных, информационных, финансовых и управленческих потоков, отображение организационной структуры. В силу этого, SADT - методология в большей степени нацелена на реорганизацию всей системы управления, чем другие методологии функционального моделирования, основанные на использовании диаграмм потоков данных, главная цель которых проектирование информационных процессов [4].
Из сущности методологи вытекает и ее главная проблема: трудоемкость реализации. В крупных компаниях проекты по описанию бизнес-процессов могут длиться месяцами, за это время отдельные процессы могут совершенствоваться или меняться и всю работу придется начинать с начала.
Поэтому для ускорения работ и снижению их трудоемкости разрабатываются и развиваются специализированные программные продукты: Business Studio, ARIS, AllFusion Process Modeler (BPWIN), Бизнес-инженер и др.
Основной задачей решаемой этим классом программ является создание электронного отражения системы управления реальной компании, включающего в себя структуру компании, связи между отделами и сотрудниками, правила и их характеристики, включая должностные инструкции и положения о подразделениях (Business Studio).
Создание такой модели позволяет:
Оперативно обновлять управленческие документы, инструкции сотрудников в автоматическом или полуавтоматическом режиме;
Некоторые программные продукты позволяют моделировать бизнес-процессы во времени, таким образом, выявляя узнике места или ошибки реализации на этапе моделирования, до внедрения изменений.
Заключение
Таким образом, развитие компьютерной отрасли дало мощный импульс развитию и совершенствованию консалтингового бизнеса по реинжинирингу бизнес-процессов для оптимизации работы различных моделей, в том числе, функционального моделирования бизнес-процессов. Это позволяет выполнить одно из существенных требований бизнеса по снижению затрат на реинжиниринг его бизнес-процессов и, соответственно, повысить его конкурентоспособность на рынке.