Файл: Фазы жизненного цикла проекта и их краткое содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жизненный цикл проекта.

Анализируя такой важный параметр проекта как период или время реализации проекта, следует отметить, что с данным параметром тесно связаны такие элементы как  дата зарождения проекта, начало реализации проекта, срок исполнения проекта и дата завершения проекта.

Кроме этого менеджеры проекта или организация, как правило, разделяют проект на фазы, чтобы обеспечить более качественное управление с соответствующими отсылками на текущие операции исполняющей организации. Совокупность этих фаз составляет жизненный цикл проекта.

Жизненный цикл проекта – исходное понятие для исследования проблем финансирования работ и принятия соответствующих решений.

Каждый проект, независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет».

Обычная последовательность фаз в жизненном цикле проекта показана на рисунке ниже.

Начало проекта для деловых людей связано с началом его реализации и началом вложения денежных средств в его выполнение.
Окончанием существования проекта может быть: ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и использования результатов выполнения проекта; перевод персонала, выполнявшего проект, на другую работу; достижение проектом заданных результатов; прекращение финансирования проекта; начало работ по внесению в проект серьезных изменений, не предусмотренных первоначальным замыслом; вывод объектов проекта из эксплуатации.

Обычно как факт начала работ над проектом, так и факт его ликвидации оформляются официальными документами.

Состояния, через которые проходит проект, называют фазами.

Вся деятельность по проекту протекает взаимозависимо во времени и пространстве. Однако обеспечить однозначное распределение фаз и этапов выполнения проекта в логической и временной последовательности практически невозможно. Связанные с этим проблемы решаются с помощью опыта, знаний и искусства специалистов, работающих над проектом.

Жизненный цикл проекта определяет фазы, которые связывают начало проекта с его завершением. Например, когда организация обнаруживает благоприятную возможность, которую она хотела бы использовать, она часто авторизует анализ осуществимости, чтобы решить, следует ли браться за выполнение проекта. Определение жизненного цикла проекта может помочь менеджеру проекта решить, следует ли считать анализ осуществимости первой фазой проекта или выделить его в отдельный проект. Когда результат этого предварительного анализа не очевиден, лучше выделять его в отдельный проект. Фазы жизненного цикла проекта не совпадают с группами процессов управления проектом.


Переход из одной фазы в другую в пределах жизненного цикла проекта обычно подразумевает некую форму технической передачи или сдачи результатов, и часто именно это указывает на переход от фазы к фазе. Результаты поставки одной фазы обычно проверяются на предмет завершенности и точности и проходят процедуру одобрения, прежде чем начнутся работы следующей фазы. Однако иногда фаза может начаться до одобрения результатов поставки предшествующей фазы в тех случаях, когда сопутствующий этому риск рассматривается как приемлемый. Такая практика наложения фаз, обычно выполняемых последовательно, является примером применения метода сжатия расписания, который называется «быстрый проход».

Не существует одного наилучшего способа определить идеальный жизненный цикл проекта. У некоторых организаций есть принятые принципы, согласно которым для всех проектов предполагается одинаковый жизненный цикл, в то время как другие организации позволяют команде управления проектом выбирать жизненный цикл, наиболее подходящий для своего проекта. Общеотраслевые принципы часто обуславливают использование предпочтительного жизненного цикла в этой отрасли.

Нередко общеотраслевые принципы обуславливают использование предпочтительного жизненного цикла в этой отрасли.

В целом достаточно большое количество факторов влияет на характеристику жизненного цикла проектов. К таким факторам влияния можно отнести четыре основных фактора, которые изображены на рисунке 2.

Рисунок 2. Факторы влияния на проект

По уровню влияния наиболее вероятен их следующий рейтинг:

·     тип проекта – самое большое влияние;

·     финансовые возможности – следующий фактор;

·     технологические особенности реализации проекта – третья позиция;

·     и выбранная стратегия реализация проекта.

Жизненный цикл проекта обычно определяет следующее:

  • Какие технические работы должны быть проведены в каждой фазе (например, в какой фазе должно быть проведено проектирование?)
  • В какой момент каждой фазы должны быть получены результаты поставки и как проходит проверка и подтверждение каждого результата поставки
  • Кто участвует в каждой фазе (например, одновременно проводимые инженерные работы требуют, чтобы те, кто их выполняют, участвовали в определении требований и проектировании)
  • Как контролировать и подтверждать каждую фазу.

Рассмотрим фазы проектного цикла.


Фазы проектного цикла.

Обычно жизненный цикл проекта разделяют на фазы, фазы в свою очередь делят на стадии, ну а стадии - на этапы. Нужно помнить о том, что в зависимости от системы организации работ и сферы деятельности стадии жизненного цикла проекта могут быть различны.

Следует отметить, что понятие жизненного цикла проекта очень важно для менеджера проекта. Потому что деятельность менеджера, задачи, методики, средства напрямую зависят от того, на какой стадии жизненного цикла находится проект.

Многие жизненные циклы проектов имеют ряд общих характеристик:

- фазы обычно идут последовательно и ограничиваются передачей технической информации или сдачей технического элемента;

- уровень затрат и численность задействованного персонала невелики в начале, увеличиваются по ходу выполнения проекта и быстро падают на завершающем этапе проекта;

 -способность участников проекта повлиять на конечные характеристики продукта проекта и окончательную стоимость проекта максимальны в начале проекта и уменьшаются по ходу выполнения проекта. Главная причина этого состоит в том, что стоимость внесения изменений в проект и исправления ошибок в общем случае возрастает по ходу выполнения проекта;

-  уровень неуверенности и, следовательно, риск не достижения целей наиболее велик в начале проекта. Уверенность в завершении проекта, как правило, увеличивается по ходу выполнения проекта.

Лишь немногие жизненные циклы проектов идентичны друг другу, хотя во многих случаях жизненные циклы проектов включают в себя фазы со схожими названиями и схожими результатами. Некоторые жизненные циклы состоят из 4 или 5 фаз, но некоторые имеют 
9 фаз и более.

Значительные различия могут существовать даже в пределах одной области приложения. В одной организации жизненный цикл разработки программного обеспечения может включать только одну фазу создания продукта, а в другой могут выделяться отдельные фазы для разработки архитектуры и окончательной доводки.

Но в любом случае важным требованием для разделения проекта на структурные элементы является выявление важных контрольных точек (вех), во время прохождения которых просматривается ожидаемая и дополнительная информация, а также оцениваются возможные направления развития проекта.

Являясь обобщающим показателем всего процесса разработки и реализации проекта, жизненный цикл проекта, может быть разделен не только на фазы или этапы, но и на более мелкие элементы, что и составит подробную структуру проекта.


В каждом конкретном проекте фазы могут разбиваться на этапы из соображений размера, сложности, уровня риска и ограничений на порядок финансирования.

Типичный жизненный цикл инвестиционного или технического проекта состоит из 4 фаз:

·     начальная фаза – разработка миссии (концепции проекта);

·     фаза разработки – планирование проекта;

·     фаза реализации – поэтапный процесс исполнения проекта;

·     фаза завершения – процесс выхода из проекта.

Начальная фаза. Главным содержанием работ на этой фазе является разработка концепции проекта, включающая:

·     сбор исходных данных и анализ существующего состояния (предварительное обследование);

·     выявление потребности в изменениях (проекте);

·      определение основных параметров и характеристик проекта: цели и стратегия  их достижения, задачи, результаты; основные требования, ограничительные условия, критерии; уровень риска; окружение проекта, потенциальные участники; требуемые время, ресурсы, средства и др.

·     определение и сравнительная оценка альтернатив;

·     представление предложений, их апробация и экспертиза;

·      утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.

Фаза разработки. Главным содержанием этой фазы является разработка основных компонент проекта и подготовка к его реализации. 
Общее содержание работ этой фазы:

·     назначение руководителя проекта и формирование команды проекта, в первую очередь ключевых членов ко­манды;

·     установление деловых контактов и изучение целей, мотивации и требований заказчика и владельцев проекта, других ключевых участников;

·     развитие концепции и разработка основного содержания проекта:

-конечные результат(ы) и продукт(ы);

-стандарты качества;

-структура проекта;

-основные работы;

-требуемые ресурсы.

·     структурное планирование, в том числе:

-декомпозиция проекта;

-календарные планы и укрупненные графики работ и обеспечения;

-смета и бюджет проекта;

-потребность в ресурсах;

-процедуры управления проекта и техника контроля;

-определение и распределение рисков.

·     организация и проведение торгов, заключение субконтрактов с основными исполнителями;

·     организация выполнения базовых проектных и опытно-конструк­тор­ских работ по проекту;

·     представление проектной разработки;

·     получение одобрения на продолжение работ.

Фаза реализации проекта. Главное содержание этой фазы следует из ее наименования – выполнение основных работ проекта, необходимых для достижения цели проекта. Основными работами этой фазы являются:


·     организация и проведение торгов, заключение контрактов;

·      полный ввод в действие разработанной системы управления проектом;

·     организация выполнения работ;

·     ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта;

·     ввод в действие системы мотивации и стимулирования команды проекта;

·     детальное проектирование и технические спецификации;

·     оперативное планирование работ;

·     установление системы информационного контроля за ходом работ;

·     организация и управление материально-техническим обеспечением работ, в том числе запасами, покупками, поставками;

·     выполнение работ, предусмотренных проектом (в том числе производство   строительно-монтажных и пусконаладочных работ);

·     руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг прогресса, прогноз состояния, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта: ход работ, их темпы; качество работ и проекта; продолжительность и сроки; стоимость и другие показатели;

·     решение возникающих проблем и задач.

Завершающая фаза или окончание проекта. На этой фазе достигаются конечные цели проекта, осуще­ствляется подведение итогов и разрешение конфликтов и закрытие проекта. Основное содержание работ этой фазы, как правило, состоит в следующем:

·     планирование процесса завершения проекта;

·     эксплуатационные испытания окончательного продукта(ов) проекта;

·     подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта;

·     подготовка документации, сдача объекта и конструкторской продукции заказчику;

·     оценка результатов проекта и подведение итогов;

·     подготовка итоговых документов;

·     закрытие работ и проекта;

·     разрешение конфликтных ситуаций;

·     реализация оставшихся ресурсов;

·     накопление фактических и опытных данных для последующих проектов;

·      расформирование команды проекта.

Заметим, что последние три фазы могут выполняться с совмещением работ во времени – по последова­тельно-параллельной схеме.

Для организационно- экономических проектов жизненный цикл может содержать следующие фазы:

·     фаза обоснования направлений организационно-экономических изменений (концептуальная фаза);

·     фаза планирования проекта;

·     фаза реализации проекта;

·     фаза завершения проекта;

·     фаза постпроектного сопровождения организации и развития проекта.