Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
Введение
Финансы представляют собой экономическую категорию, функционирующую в различных общественно-экономических формациях. Они имеют единую, абстрактную сущность во всех формациях, но принципиально новое содержание в каждой из них.
Термин «финансы» произошел от латинского слова finansia, что в переводе означает денежный платеж.
Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Деньги - строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями, особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы - определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным либо безналичным путем.
Данная тема актуальна в первую очередь тем, что финансы являются совокупностью денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечивая условия расширенного производства. То есть деятельность государства непосредственно связана с финансами, что не маловажно в нынешней, неустойчивой, экономической среде.
Целью данной работы является раскрытие роли и места финансов в рыночной экономике.
Исходя из поставленной цели, выделяются и основные задачи: дать понятие и определение финансов, раскрыть сущность финансов, определить их особенности, а также место и роль в рыночной экономике.
При решении этих задач мы использовали следующие методы:
А) теоретические (анализ литературы и документов по теме исследования);
Б) практический (сбор и систематизация данных в аналитических таблицах рисунках.).
Глава 1. Сущность и функции финансов
1.1 Понятие финансов
Исторически первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли относительно незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как в указанных формациях господствовали натуральные отношения. Главными видами доходов государства в тот период были дань и грабежи покоренных народов, натуральные подати, сборы и различные трудовые повинности. Отличительной особенностью финансов в рассматриваемый период был их частноправовой принцип, поскольку казна государства была одновременно и казной главы государства.
С развитием капиталистического способа производства расширялась сфера товарно-денежных отношений. Доходы и расходы государства отделились от казны государя. Доля натуральных отношений резко сократилась. Натуральные подати были заменены налогами в денежной форме. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог распоряжаться единолично.
Формирование и использование бюджета стали носить системный характер, то есть возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Будучи связаны с формированием доходов и расходов государства, финансы становятся выразителями стоимостных (денежных) отношений.
Вместе с тем характерной чертой этого периода была узость финансовой системы: она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансы - это объективная экономическая категория, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях; при этом в роли организатора конкретных финансовых отношений выступает государство.
Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia» - денежный платеж.
Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги - это строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями, особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.
Финансы - это определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным или безналичным путем. Следовательно, финансовые отношения - это прежде всего денежные отношения. Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые. Сфера денежных отношений шире финансовых отношений. Финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства, то есть. централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Источниками указанных фондов являются валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход.
Итак, финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных
и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
1.2 Функции финансов
Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях.
Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой - контроль за этим распределением.
Продукция, произведенная за определенный период времени внутри страны, представляет собой ВВП. Если мы вычтем из ВВП в стоимостном выражении ту его часть, которая возмещает затраченные средства производства, то получим национальный доход, обеспечивающий все потребности общества (осуществление расширенного воспроизводства, развитие непроизводственной сферы, оплата труда каждого работника). В чистом продукте общества воплощается вновь созданная в материальном производстве стоимость.
Объем национального дохода, создаваемого всеми отраслями материального
производства, и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяют темпы и пропорции развития экономики, ее структуру.
Распределительная функция финансов связана с распределением ВВП и его основной части - национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства. Предположим, предприятие получило выручку от реализации. Это обезличенная денежная сумма, из которой отнюдь не вытекает порядок ее распределения на составные элементы (возмещение израсходованных средств производства, заработная плата, прибыль и т.д.).
Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д.
В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.
Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных
потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения - пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и др.
Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, будучи источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервный фонд и др., является объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о снижении роли государства в распределительных отношениях (но ни в коем случае не об их отмене).
В различных общественно-экономических формациях, в различных государствах действуют различные финансовые системы, более или менее удачно выражающие объективно существующие экономические отношения, однако финансы всегда выполняют распределительную функцию, так как она связана с их сущностью и потому органически им свойственна.
Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. С помощью финансов государство распределяет общественный продукт не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.
Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Главное назначение контроля - способствовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства. Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. С помощью контроля рублем оказывается воздействие на процесс реализации продукции, выполнение договоров поставок, рентабельность, прибыль, фондоотдачу,
оборачиваемость оборотных средств. Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он разделяется на общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский).
Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления (Президент и Правительство РФ, Федеральное собрание, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам и др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль проводят также законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно- ревизионные отделы министерств, ведомств. Они проверяют финансово- хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности предприятия и его структурных подразделений.
Общественный финансовый контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.
Независимый финансовый контроль (аудит) проводят аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов.
Необходимость создания независимого финансового контроля аудита - была обусловлена развитием рыночных отношений и созданием акционерных форм собственности. Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности.
Аудиторство - это принципиально новая форма контроля за финансово-
хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций.
В зависимости от сроков проведения финансовый контроль разделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления,