Файл: Управление и контроль за федеральной собственностью..pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
Введение
Государственная собственность – один из основополагающих элементов экономической системы Российской Федерации. Однако сама по себе она не имеет никакого экономического смысла без формирования внятной экономической политики по управлению и, конечно, эффективной системы управления. Государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Период рыночных преобразований сопровождался некоторым сокращением госсобственности, однако она по-прежнему является решающим фактором развития российского общества.
Управление государственной собственность субъекта РФ является особой, целостной и самостоятельной системой государственного управления, в основе формирования которой находится структурно сложный, многофункциональный и в тоже время единый по своей природе объект управления.
В сложной системе экономических отношений государственная собственность представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что постоянно идет реформирование и разделение прав владения на объекты федеральной собственности.
Таким образом, целью данного реферата является рассмотрение основных объектов государственной собственности, а также методов управления ими.
Теоретические основы федеральной собственности.
Управление государственной собственностью – это совокупность всевозможных отношений между различными субъектами по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности с помощью организационно-экономических механизмов и методов для удовлетворения основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства.
Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, также являются государственной собственностью.
Функционирование большей части недвижимости, принадлежащей государству, происходит в рамках государственных казенных учреждений, унитарных предприятий и акционерных обществ, часть акций которых принадлежит государству. Однако существуют и другие объекты, находящиеся в государственной собственности (заповедники, объекты исторического и культурного наследия, территориальные воды и др.)
Казенные предприятия (ГК РФ от 30.11.1994, №51-ФЗ, статья 115) – унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Целью работы данных предприятий является наиболее эффективное использование собственности с точки зрения государственных интересов, содействия социально-экономическому развитию страны, предоставления в достаточном объеме социально значимых услуг (оборона и правопорядок, воздушный и железнодорожный транспорт, образование, здравоохранение).
Государственные унитарные предприятия (ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ) – унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. В рамках работы данных предприятий ставятся задачи обеспечения нормального функционирования объектов, а также повышения отдачи от их использования, производства отдельных видов продукции, находящихся в сфере национальных интересов РФ, дотируемых или ограниченных в гражданском обороте.
Акционерные общества с долей государственной собственности в уставном капитале (ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ) – хозяйственное объединение, уставной капитал которого разделен на число акций, удостоверяющих обязательственные права участников – акционеров по отношению к обществу. Государство, в данном случае, задействовано в высокодоходных отраслях экономики, производящих ликвидную продукцию и имеющих стабильное финансовое положение, получает дивиденды, выполняет функции контроля или управления и заинтересовано в повышении эффективности государственных инвестиций и обеспечении определенной доходности.
Цели, задачи и принципы управления федеральной собственностью
Каждый субъект Федерации самостоятельно определяет пути, методы и способы управления своей собственностью. Однако любая политика, в том числе экономическая, должна иметь в своей основе основополагающее направление, в котором эта политика и должна реализовываться.
Государственная политика преследует следующие цели:
Увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
Оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
Вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
Использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
Повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.
Для реализации указанных целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи в виде:
Полной инвентаризации объектов государственной собственности, разработки и реализации системы учета этих объектов и оформление прав на них;
Повышения эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления;
Классификации объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
Оптимизации количества объектов управления и перехода к пообъектному управлению;
Определения цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);
Обеспечения прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
Обеспечения контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих, где под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании;
Обеспечения поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.
Таким образом, задачи реализации данной концепции управления федеральной собственности являются приоритетными для всех федеральных органов исполнительной власти.
Система управления государственной собственностью должна основываться на соблюдении ряда основополагающих принципов. Рассмотрим их:
1) Принцип целевого использования государственной собственности. Основное отличие государственной собственности от иных форм собственности состоит в том, что она используется в интересах всего общества, преследует своей целью создание материальных условий для реализации функций государства, прежде всего экономической и социальной. Создание, на пример, детских домов, образовательных учреждений, передача им земельных участков, зданий, сооружений; наделение недвижимым имуществом казенных и унитарных предприятий для обеспечения безопасности государства, сохранения наукоемких производств.
2) Принцип эффективности управления. Он заключается в достижении цели управления ценой максимальной экономии ресурсов. Дело в том, что далеко не для всех объектов государственной собственности важным является, например, способность приносить прибыль и максимизация этой прибыли. Те объекты собственности, которые ориентированы, в основном, на удовлетворение социальных потребностей (социальное обеспечение, образование, культура), должны в качестве показателя эффективности применять не критерий максимизации прибыли, а критерий снижения издержек при повышении уровня предоставляемых социальных услуг.
3) Принцип профессионализма управления. Этот принцип вытекает из предыдущего. Собственник заинтересован в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих. Вместе с тем необходимо также создание системы поощрения управляющих, повышения их мотивации.
4) Принцип необходимости и достаточности государственного участия в предпринимательской деятельности. Данный принцип предусматривает оптимизацию объектов государственной собственности, включение в нее только тех объектов, которые должны существовать только в подобной форме собственности, использоваться для удовлетворения публичного интереса, поскольку излишнее присутствие государства в экономике способно только повредить.
5) Принцип постоянного контроля за деятельностью управляющих, ответственности за результаты управления. Осуществление контроля за деятельностью менеджеров со стороны представителей собственника – один из важных элементов успешной реализации принципа эффективности управления.
6) Обязательность качественного правового обеспечения процессов управления. При организации системы управления государственной собственностью необходимо четко определить функции управления ею и ту организационную структуру, которая будет их выполнять, разделив их между всеми необходимыми государственными формированиями (законодательными и исполнительными, федеральными, отраслевыми, региональными и местными), обеспечив рациональную координацию между ними как по вертикали, так и по горизонтали.
7) Использование многообразия форм и методов управления. Многообразие объектов государственной собственности предполагает наличие и различных способов и методов управления ими. По каждому конкретному объекту государственной собственности должны быть определены особенности управления, сочетание экономических и административных мер, способствующих повышению эффективности управления им. Применение различных инструментов управления должно способствовать повышению экономической эффективности использования собственности.
8) Совершенствование организационной структуры управления. На каждом уровне управления необходимо закрепить структуры органов управления, исключающих дублирование функций управления, и закрепить ответственность за принимаемые решения.
Функции и методы управления федеральной собственностью.
На рынке недвижимости государство выполняет следующие функции:
1) идеологической и законодательной инициативы (концепции развития отдельных видов рынка и программы их реализации);
2) инвестора в приоритетные отрасли материального производства, жилищное строительство и социально-культурную сферу;
3) профессионального участника при торговле жилищными сертификатами, государственными зданиями и сооружениями и другими объектами недвижимости;
4) эмитента государственных и муниципальных ценных бумаг под залог недвижимого имущества;
5) регулятора, устанавливающего правила и нормы функционирования рынка недвижимости;
6) верховного арбитра в спорах между участниками рынка недвижимости через систему судебных органов;
7) контролера устойчивости и безопасности рынка (регистрация прав и сделок с недвижимостью).
Система государственного регулирования рынка недвижимости состоит из двух элементов:
а) государственные и муниципальные органы и организации;
б) государственные и иные нормативные акты.
Управление государственной собственностью осуществляется с помощью системы методов, основанных, наряду с прямым директивным воздействием, на использовании мотивации на основе материальных интересов, экономических рычагов.
В методах управления непосредственно заключается государственно- властный, административный характер государственного управления. Один из важнейших общих признаков методов государственного управления заключается в том, что они всегда непосредственно выражают принадлежащее государству, его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера.
В организационном отношении государственное регулирование рынка недвижимости осуществляется в двух формах:
1. Путем прямого вмешательства, т.е. административным способом.
2. Косвенным воздействием, или экономическими методами управления.
Прямые методы управления содержат в себе способы, приемы, действия непосредственного и обязательного определения поведения и деятельности исполнителей со стороны соответствующих субъектов управления. Прямое административное управление включает совокупность следующих приемов:
1) создание нормативной базы - законов, постановлений, инструкций, правил, положений, регулирующих функционирование рынка недвижимости в центре и регионах;
2) отбор и удостоверение статуса профессиональных участников рынка недвижимости – лицензирование, регистрация, предоставление прав уполномоченных лиц органами исполнительной власти по совершению сделок с объектами государственной и муниципальной собственности;
3) установление обязательных требований к содержанию и качеству различных видов деятельности на рынке недвижимости и к его участникам;
4) контроль за соблюдением всеми участниками рынка установленных норм и правил;
5) введение запретов и санкций за отступление от нормативных требований при совершении сделок с недвижимым имуществом;
6) поддержание правопорядка на рынке;
7) выкуп в государственную собственность любых объектов недвижимости для общественных нужд.
Административное управление не связано с созданием дополнительных материальных стимулов и штрафных санкций. Оно основывается на силе государственной власти и включает в себя меры запрета, принуждения или разрешения. Например, в России введены ограничения на ведение градостроительной деятельности в зонах охраны памятников истории и культуры, в санитарных, защитных, водоохранных зонах, на территориях залегания полезных ископаемых, в поселениях особым регулированием.
Косвенные методы воздействуют на деятельность управляемых субъектов путем создания стимулов, убеждений действовать определенным образом (различного рода рекомендации, установление налоговых льгот, принятие планов- прогнозов развития, финансовая политика и т.д.). Экономические методы управления рынком недвижимости осуществляются с помощью:
1) системы налогообложения имущества и льгот (ставки налогов, освобождение от них);
2) регулирования учетной ставки рефинансирования;
3) выпуска и обращения жилищных сертификатов;
4) предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий и займов на коммерческой основе для жилищного строительства;
5) реализации государственных целевых программ;
6) амортизационной политики;
7) внешнеэкономической деятельности.
Высшей формой управления рынком недвижимости является государственное экономическое программирование, реализующее многочисленные цели, методы и способы регулирования. Целевые программы бывают обычные и чрезвычайные, а по времени действия подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Также, экономисты выделяют пассивные и активные методы управления имуществом.
Пассивные методы управления направлены на оптимизацию структуры государственного имущества путем изменения форм собственности.
Применение активных методов управления предполагает эффективный менеджмент объекта имущества с целью повышения уровня доходов от владения, а также обеспечения эффективной деятельности и инвестиционной привлекательности объекта.
Как и любой вид государственного управления, управление государственной собственностью должно быть основано на сочетании прямых и косвенных, активных и пассивных методов.
Заключение
Проблема управления государственной собственностью является одной из самых насущных в российской экономике.
Государственная форма собственности характеризуется тем, что субъектами - распорядителями ее являются органы государственной власти, а объектами собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания и сооружения, материальные ресурсы, финансы, информация, культурные и духовные ценности.
Основными задачами реформы управления государственной собственностью являются обеспечение формирования предпосылок научно-технического прогресса, структурного развития объектов государственной собственности и повышения их конкурентного потенциала. Реализация этих задач направлена на достижение тактических и стратегических целей развития экономики страны и повышение благосостояния нашего народа.
Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой совокупность государственных органов законодательной и исполнительной власти, территориальных органов управления, их функций, связей и отношений, а также объектов государственной собственности.
Для решения задач, стоящих перед системой управления государственной собственностью необходимо, чтобы ее функционирование осуществлялось на основе принципов системности, иерархии целей, эффективности использования ресурсов, приоритета долгосрочных целей.
Таким образом, для достижения целей и выполнения задач управления государственной собственностью субъектов РФ при соблюдении определенных принципов управления, необходим индивидуальный подход к каждой из сфер управления, к каждой группе объектов управления, и на основе их анализа со- ответствующий выбор наиболее подходящих форм и методов
Список использованной литературы
1) Гражданский Кодекс Российской Федерации N 51-ФЗ от 30.11.1994.
2) Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (ред. от 21.12.2018) "О Федеральном агентстве по управлению государственнымО Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом"О Федеральном агентстве по управлению государственным"О Федеральном агентстве по управлению государственным[Электронный ресурс].URL. https://www.rosim.ru/