ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 259

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большинство исследователей, оценивая тенденции развития философии и методологии науки, акцентируют внимание на следующие два обстоятельства.

Во-первых, эволюцию теоретических концепций от нормативного подхода к процедурам и результатам научных исследований к дескриптивному, описательному. А во-вторых, поворот от логического анализа структуры научного знания к проблемам его исторического развития. Эти направления во многом являются координированными.

В процессе анализа исторического пути развития научного знания стало понятно, что надежды и веры на существование единого универсального научного метода, применимых везде и всегда критериев достоверности получаемых результатов, по всей видимости, не оправданы.

В науке никогда не было единых стандартов, эталонов научной строгости и точности. В каждом историческом периоде в различных научных дисциплинах применялись свои правила и приемы исследования, которые могли оказаться в той или иной степени более или менее успешными. Это привело к отказу от первоначальной установки логического позитивизма переформировать все здание науки в соответствии с последними достижениями логики. И в связи с тем, что ученые чаще всего действовали вопреки предписаниям методологов, оставило за методологией преимущественно описательную и классифицирующую функции по отношению к методам научного познания и его результатам. Такое изменение установки не превратило предшествующие разработки философов науки в бесполезные инструменты, а только ограничило область их использования и обнаружило степень их соответствия исторической практике научных исследований. Методологические проблемы науки имеют большое философское содержание, так как их способ постановки, а чаще всего и решение зависят прежде всего от принятых исследователем философских допущений относительно природы мира, познания и специфики научной деятельности. Поэтому методологические проблемы науки не являются собственно внутринаучными проблемами.

К основным проблемам философии и методологии науки можно отнести проблему возникновения научного знания, соотношения и взаимосвязи научных и вненаучных форм познания, проблема строения научного знания и основных функций науки, проблема развития. науки. Каждая из перечисленных проблем в свою очередь имеет комплекс подпроблем, для которой характерно наличие собственных логических и идейных связей.

Проблема структуры научного знания пытается понять, какие знания являются эмпирическими, а какие же считать теоритическими. Стараются понять, что представляет собой научный факт и что такое гипотеза, что является законом науки, а что является научной теорией. Хотят выяснить должна ли научная гипотеза базироваться на фактах или же она должна быть логическим следствием теории и т.д. Определенное решение каждой из перечисленных проблем оказывает воздействие на решение остальных, а иногда даже может завести решение других проблем в тупик. Практика исследования показала, что средства современной логики позволяют выражать эти и другие подобные проблемы вполне одним строгим методом, а также эти средства являются ценным инструментом их анализа. Единственным их недостатком следует отметить только то, что они не могут быть достаточными способами для решения всех методологических проблем. Логика оказывается тут тесно связанной с философской теорией науки.


Основные проблемы философии техники.

Техника представляет собой совокупность различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. C помощью техники люди смогли сохранить свой многовековой опыт, приёмы и способы познания природы, смогли осуществить все достижения культуры человечества. Техника является своебразным результатом, итогом труда людей, развитием их знаний и в то же время и их средством.

Техника играет ведущую, незаменимую роль в жизни людей на протяжении всей их истории. Основной, главной целью техники можно назвать - преобразование, изменение природы и мира человека в соответствии с тем, что нужно человеку и чего он хочет достичь. По Хайдеггеру, техника не только создает «технический мир», но и овладевает чуть ли не всем пространством окружающего мира, влияя тем самым на историческое осмысление.

Я целиком и полностью согласен со словами Хайдеггера. Человечество на протяжении всей своей жизни было связана с техникой. Ведь благодаря технике человечество прогрессирует, развивается, не стоит на месте. Техника смогла не только расширить возможности человека, но и благодаря ней люди смогли облегчить и упростить собственную жизнь.

В процветании, продвижении техники следует выделить три главных периода:

  • орудие ручного труда
  • машины и автоматы
  • искусственный интеллект

На сегодняшний день техника по своему уровню развития начинает приближаться к человеческому уровню, продвигаясь от аналогии с физическим трудом и его организации к аналогиям с ментальными свойствами человека.

Важное место в понимании техники играет философия техники. Так в 1898 г. были сформулированы следующие ее задачи:

  1. В любой человеческой активности, при всяком переходе от идеи к вещи, от цели к ее достижению мы должны пройти через некоторую специальную технику. Но все эти техники имеют между собой много общего. Одна из задач философии техники как раз и состоит в том, чтобы выяснить, что же такое это общее?
  2. В каких отношениях находится техника со всей культурой?
  3. Соотношение техники с экономикой, наукой, искусством и правом.
  4. Разработка вопросов технического творчества.

Одна из проблем философия техники - эта проблема влияния техники на людей, на их жизнь. Бесспорно, никогда так не было, чтобы техника обладала такой силой, что в состоянии теперь разрушить жизнь в частичной системе экологии и в конце концов - довести дело до глобальной катастрофы.


По мнению Н. Винера, проблема информатизации и глобальной коммуникации является сутью проблем кибернетики. Взаимодействие между машиной и человеком -- это взаимодействие между думающим, чувствующим, наделенным волей и сознанием существом и неодушевленным предметом. Демонизм -- это символ злого начала. Когда речь идет о демонизме применительно к технике, то имеются в виду непредсказуемые последствия ее использования для человека, общества в целом.

Я не могу не согласиться с мнением Винера. Человечество, создав различные механизмы и устройства, не только упростило свою жизнь, но также подвергло её опасности и непредсказуемости последствий. Можно считать, что на сегодняшний день техника управляет человеком, а не человек техникой.

Ясперс считал, что все возрастающая доля труда ведет к механизации и автоматизации деятельности работающего человека: труд не облегчает бремя человека в его упорном воздействии на природу, а превращает его в часть машины. Техника, будучи созданной человеком, направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности преобразовать и самого человека: мышление, весь склад души становится «технократическим». Вся судьба человечества, по словам Ясперса, зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия технического развития и их влияние на его жизнь.

Основная цель техники - это являться средством для достижения целей. С помощью техники человек преобразует свое воздействие на окружающую среду. Так как строительным материалом для техники служит механико-физико-химическая действительность, то можно утверждать, что благодаря технике люди принуждают одну силу природы, а именно природные ископаемые и природные явления воздействовать на другие и осуществлять при этом его цели, к которым он стремиться.

Техника представляет собой воплощение сущностной силы человека. Приспособления и механизмы позволяют достичь людям высокого результата при наименьшей затрате сил и времени. Если для человека техника является как рациональность, то на стороне техники обретает форму экономичности, оптимальности и эффективности. Техника, как средство, способна хранить и передавать власть человечеству.

Сначала для освобождения от власти природы, которая долго не отпускала от себя человека, не позволяла ему оторваться от своей животности. Затем уже для контроля и господства над природой, которое содержит в себе как положительные, так и отрицательные моменты в виде, разрушения балансов природы. В дальнейшем процесс технического «освобождения -- господства» перекинулся на общество. С одной стороны, освобождение от стихийных сил истории, а с другой -- широкое использование социальных технологий господства, то есть управление общественным сознанием, идеологическое подавление духа критики и сопротивления, расслоение общества. А на очереди теперь сам человек. И, скорее всего, дело времени -- освободить человека от природы) и целиком перейти на искусственно техническое, что означает господство техники.