Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Естествознание как особая форма знания.
Всеобщий характер законов природы.
Две культуры как отражение двух типов мышления.
Научные революции в истории естествознания.
Естествознание эпохи Возрождения.
Естествознание Нового Времени. Научная революция XVII века.
Классическая механика и экспериментальное естествознание.
Научная революция XVIII-XIX веков. Диалектизация естествознания.
Пространство и время. Принципы относительности.
Теория относительности Эйнштейна.
Закон сохранения и превращения энергии.
Гипотеза тепловой смерти Вселенной.
Химия в системе естественных наук.
Место и роль химии в современной цивилизации.
Фундаментальные основы современной химии.
Понятие «химический элемент» и «химическое соединение» с точки зрения современности.
Учение о химических процессах.
Возникновение и эволюция жизни.
В.И. Вернадский подчеркивает значимость высказываний американского геолога Д. Дона о том, что «в ходе геологического времени наблюдается (скачками) усовершенствование - рост - центральной нервной системы (мозга), начиная от ракообразных и моллюсков (головоногих) и кончая человеком. Раз достигнутый уровень мозга и эволюции идет не вспять, а только вперед». В таком случае появление человека - это закономерный результат развития биосферы, т.е. эволюция идет в определенном направлении.
Одной из наиболее принятых в научном мире теорий происхождения человека является эволюционная теория происхождения человека от живого предка - гоминид. Эволюция мозга этого предка считается особым процессом по двум причинам: во-первых, в связи с темпами - это был один из наиболее бурно протекающих процессов макроэволюции в истории позвоночных; во-вторых, в связи с феноменальными последствиями этого процесса, т.к. психика человека - явление уникальное.
Речь идет о следующих, связанных между собой, свойствах психики человека:
- оперирование образами и понятиями, содержание которых свободно от ограничений пространства и времени и может относиться к воображаемым, никогда и нигде не происходившим, событиям;
- познавательная способность, основанная на проникновении в структуру мира и построении модели мира;
- способность к соблюдению моральных норм поведения и к разрушению и саморазрушению;
- самопознание и рефлексия, проявляющаяся в способности созерцать собственное существование и осознавать смерть.
О сложности и многомерности внутреннего мира свидетельствует то, что он включает в себя правополушарное и левополушарное сознание, воображение и грезы, мечтания и память, медитацию и творческое мышление, сферы собственного сознания и бессознательного, интуицию и другие познавательные процессы, ценности и психологические установки.
Бурное развитие науки поставило на повестку дня проблемы связи человеческой психики с глубинами космоса, т.е. «микрокосмоса» с «макрокосмосом». Появилось несколько концепций, идей и гипотез, объясняющих эту связь:
- концепция человека как единство материального образования и неограниченного поля сознания, т.е. концепция корпускулярно-волновой природы человека;
- концепция человека как молекулы, содержащей в себе максимум информаций о Вселенной;
- гипотезы о галактическом разуме, об аналогиях характеристик физического вакуума и человеческого сознания и их возможных связях;
- о голографической природе Вселенной и сознания.