Файл: Гражданско-процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан на территории Российской Федерации.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных лиц и лиц без гражданства
1.1. Участие иностранных граждан в гражданско-правовых отношениях на территории Российской Федерации
1.2. Обеспечение самостоятельной правоспособности лиц без гражданства как способ защиты
Глава 2. Характеристика правоспособности и дееспособности иностранных лиц и лиц без гражданства
Усыновление иностранными гражданами русских детей одна из норм участия иностранных граждан в гражданско-правовых отношениях. Участие иностранных граждан в гражданско-правовых отношениях возможно лишь исходя из объёма своей правоспособности и дееспособности.
Иностранные лица участвуют и в иных гражданско-правовых отношениях на территории Российской Федерации. Правовое основание такого участия закреплено в ГК РФ[6] , где определено, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Федеральным Законом.
В соответствии со ст.2 ГК РФ гражданско-правовые отношения включают основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирование договорных и иных обязательств, а также других имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
При участии иностранных лиц в гражданско-правовых отношениях на территории России иностранцы становятся участниками хозяйственных отношений, если они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства. Таким образом, для осуществления хозяйственной деятельности на территории России иностранные граждане в том случае, если становятся участниками хозяйственной деятельности в Российской Федерации, обязаны доказать, что наличие правового статуса на занятие хозяйственной деятельностью. Такое условие было определено в ст.1 Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», а в настоящее время в ст.2 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99г. №160-ФЗ/ в ред. ФЗ от 08.12.03г №169 ФЗ).
Можно привести пример судебной практики Постановление Президиума ВАС РФ от 02.11.95г. №6358/95, в котором определено, что иностранными инвесторами могут быть иностранные граждане при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства. Вопрос иностранного инвестирования в России сегодня мне кажется значительным и актуальным, так как определяет уровень экономического развития страны и позволяет иностранцам размещать капитал, денежные средства в какие-либо предприятия, организации в России. Не запрещённое законодательством инвестирование имущества и имущественных прав в объекты инвестиционной деятельности признаётся неотъемлемым правом и охраняется законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99г. №ФЗ-160. Инвестор вправе приобретать необходимое ему имущество у граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договорённости сторон, без ограничений по объёму и номенклатуре, если это не противоречит законодательству, действующему на территории РФ.
1.2. Обеспечение самостоятельной правоспособности лиц без гражданства как способ защиты
Термин «безгражданство» в теории права определяет такое правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-нибудь государства. Безгражданство может быть абсолютным (безгражданство с момента рождения) и относительным (безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства).
Необходимо отметить тенденцию большинства правовых государств бороться с правовой аномалией безгражданства. Результатом стало создание таких необходимых международно-правовых документов как Всеобщая декларация прав человека 1948г. и Европейская конвенция о гражданстве, где провозглашено право на гражданство. Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными.
В России статус лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранных граждан. Однако необходимо определить важный момент: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать лицам без гражданства в Российской Федерации защиту. Как и иностранные граждане, лица без гражданства не несут воинской обязанности, не обладают таким конституционным правом на территории Российской Федерации как избирательное, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев. Россия не принимает участие ни в одном международном договоре, специально посвящённым лицам без гражданства и ограничивается внутренними мерами.
Обеспечивая защиту лицам без гражданства и используя концепцию защиты прав человека, Россия ориентируется на европейские стандарты. В соответствии со ст.2 Конституции РФ: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами в Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутри государственные средства правовой защиты.
«Россия, вступив в Совет Европы, ратифицировала Европейскую конвенцию, и мы не вправе даже формально юридически отгораживаться от внешнего мира и должны ориентироваться на европейские стандарты», - сказал уполномоченный по правам человека Олег Миронов.
Правозащитная идея основана на уважении к себе и к своей Родине, патриотизме, восприятии чужой беды как своей собственной. И здесь особенно важно вспомнить проблему беженцев, страдание мирного населения, которое покидает свои дома и впоследствии становится беженцами, приобретает такой статус в силу объективных причин.
Россия предоставляет защиту беженцам, исходя из сотрудничества на международном уровне и тем самым приводя законодательство Российской Федерации в области прав человека в соответствие с нормами международного права. Внутреннее законодательство России также определяет нравственную категорию защиты прав человека и позволяет лицам без гражданства в случае признания их беженцами принять гражданство Российской Федерации. Данное условие, закреплённое в ст.13 Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 11.11.03г. №151-ФЗ определяет наличие правоспособности лиц без гражданства при приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке, при наличии дееспособности и достижения 18-го возраста. Тем самым российское законодательство определяет самостоятельную правосубъектность лиц без гражданства, без чего невозможно гарантировать возможность восстановить статус гражданства, которым лицо не владело с рождения, либо утратило в силу каких-либо причин.
Одной из характеристик правового государства является тот факт, что оно, подчиняясь международному контролю и взятым на себя обязательствам, предоставляет всем лицам без гражданства, находящимся на его территории, определённые права на участие в социальной, экономической, общественной жизни общества, пока они не приобрели статус гражданства.
Следовательно, лица без гражданства, в том числе беженцы, могут участвовать и в гражданско-правовых отношениях, которые являются неотъемлемой частью экономико-социальной жизни российского общества. Такое участие обеспечивает лицам без гражданства правоспособность и дееспособность, определяемая российским законодательством.
Ст. 2 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием лиц без гражданства.
Глава 2. Характеристика правоспособности и дееспособности иностранных лиц и лиц без гражданства
Приобретение иностранными лицами и лицами без гражданства гражданства Российской Федерации – самостоятельный факт, характеризующий правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства.
Вопрос приобретения иностранными гражданами и лицами без гражданства регламентирован в Законе «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.02г. №62-ФЗ (в ред. От 11.11.03г. №151-ФЗ).
Для приобретения иностранными гражданами и лицами без гражданства гражданства Российской Федерации необходимо наличие следующих фактов:
1) достижение 18-го возраста;
2) наличие дееспособности;
3) наличие заявления о приёме в гражданство.
Приём в гражданство Российской Федерации осуществляется, как в общем, так и в упрощённом порядке.
2.1. Общие и специальные условия правоспособности иностранных лиц и лиц без гражданства по приобретению гражданства в общем порядке
Для принятия иностранных граждан и лиц без гражданства в гражданство Российской Федерации в общем порядке законодателем установлены следующие условия:
- проживание на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации в течение 5 лет непрерывно;
- обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации;
- наличие законного источника средств к существованию;
- обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства, за исключением, когда такой отказ не требуется в соответствии с международным договором или настоящим федеральным законом, либо отказ невозможен в силу не зависящих от лица причин;
- владение русским языком.
Если лицо имеет заслуги перед Российской Федерацией, оно может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения установленных законом условий. Что касается срока проживания на территории Российской Федерации, установленного Законом и равного 5 годам, то данный срок сокращается до года при наличии следующих обстоятельств:
- признания лица беженцем в порядке, установленном Федеральным Законом;
- предоставления лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
- наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессий либо квалификаций, предоставляющими интерес для Российской Федерации.
Особые условия приёма в гражданство Российской Федерации в общем порядке определены Законодателем для граждан государств, входящих в состав СССР, проходящие не менее 3-х лет военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах. Такие лица могут обратиться с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий проживания 5 лет и без представления вида на жительство.
Таким образом, правоспособность иностранных лиц и лиц без гражданства на приобретение гражданства Российской Федерации в общем порядке определяется в соответствии с общими условиями (наличие дееспособности, достижения возраста 18 лет, заявления), а также в соответствии со специальными условиями, определёнными в ст. 13 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.02г. №62-ФЗ.
2.2. Общие и специальные условия правоспособности иностранных лиц и лиц без гражданства при приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке
Для приобретения иностранными гражданами и лицами без гражданства гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке также необходимо наличие таких обстоятельств как:
1) достижение 18-летнего возраста;
2) наличие дееспособности;
3) заявление о приёме в гражданство.
Ст. 14 Закона «О гражданстве Российской Федерации» определяет, что при наличии вышеназванных фактов и при наличии специальных обстоятельств иностранные граждане и лица без гражданства могут получить гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке. Назовём такие условия, но для начала необходимо обратить внимание, что ст.14 Закона разграничивает специальные условия приобретения гражданства при наличии общих (достижения определённого возраста, наличие дееспособности и наличие заявления) на следующие группы: