Файл: Политические права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 902
Скачиваний: 19
СОДЕРЖАНИЕ
Право участвовать в управлении делами государства.
Право граждан на равный доступ к государственной службе.
1.4 Право граждан на участие в отправлении правосудия.
1.5 Право граждан обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
1.7 Право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование.
Глава 2. Юридические гарантии политических прав и свобод граждан РФ.
Конституция, как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна реально регулировать общественные отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Таким образом, одним из принципов, на которых основывается провозглашение Конституцией прав и свобод, является гарантированность - как общих начал, так и конкретных прав и свобод в отдельности.
Но провозглашение этих прав было бы декларативным, не будь в Конституции указаний на гарантии их осуществления и защиты. Более того, положения
Конституции, в которых закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина получают свое развитие в нормативных актах принятых государственными органами. «Права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» [27] . Положения этой статьи указывают на то, что любое поведение человека по осуществлению своих прав и свобод, не влекущее нарушение прав и свобод других людей, является правомерным и не требует наличия специальных нормативных актов. Это, однако, не означает что подобные акты не нужны - более того, в ряде случаев прямо предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов – например, ст. 36 Конституции, в которой провозглашается право частной собственности на землю – ч. 3 этой статьи гласит о том, что «условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона» .
Таким образом, конституционные права в законах конкретизируются, развиваются, расширяется (но не сокращается!) перечень прав и свобод: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» [28] . В этом случае конституционные нормы становятся гарантом выполнения положений иных нормативных актов.
Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового
государства стремится к осуществлению всех возможных гарантий по осуществлению прав и свобод. Воплощение их не укладывается только в рамки права.
В юридической литературе принята классификация гарантий:
- юридические гарантии рассматриваются как гарантии специальные;
- экономические, социальные, политические, духовные, социально-психологические – как общие гарантии.
Все виды гарантий по-своему важны, и лишь все вместе они могут обеспечить полную и всестороннюю прав и свобод человека и гражданина. Но в системе условий и средств охраны, обеспечения и защиты конституционных прав и свобод граждан России особое место принадлежит юридическим гарантиям.
Под юридическими гарантиями понимаются те правовые средства и способы, с помощью которых в обществе обеспечивается гражданам реализации их прав и свобод. Юридические гарантии конституционных прав и свобод многочисленны и весьма разнообразны. Но их объединяет одно присущее всем им свойство. Все они выражены, закреплены в законодательстве.
Юридические гарантии выражаются прежде всего в нормах федерального законодательства, которые раскрывают и конкретизируют указанные права и свободы и в, особенности, устанавливают порядок их осуществления.
Однако отнюдь не все без исключения правовые нормы являются юридическими гарантиями прав и свобод граждан, а лишь те из них, которые содержат определенные средства и способы, при помощи которых достигается беспрепятственное пользование правами, защита прав и свобод и восстановление их в случае нарушения. Поскольку все отрасли права имеют нормы, закрепляющие те или иные средства и способы охраны, обеспечения и защиты прав и свобод, постольку можно говорить о конституционно - правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и процессуальных гарантиях.
Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, самих граждан.
Исходя из ныне действующей Конституции, все гарантии выражаются в юридических средствах и способах защиты прав и свобод человека и гражданина и, прежде всего, в судебном обеспечении.
Существует специфический набор средств и методов защиты конституционных прав и свобод граждан РФ:
· Конституционно-судебный механизм – т.е. возможность обращения в Конституционный Суд (регулируется Федеральным Конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ);
· Судебная защита в судах общей юрисдикции (регулируется Законом РФ от 27.04.1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»);
· Административные действия органов исполнительной власти;
· Законная самозащита человеком своих прав – лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах;
· Международно-правовой механизм – возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.
Итак, политические права и свободы граждан РФ, декларируемые в Конституции, в законах конкретизируются, развиваются, расширяется перечень прав и свобод.
Гражданам РФ гарантирована судебная защита политических прав и свобод в судах всех уровней, вплоть до международных.
Заключение.
Таким образом, важное место в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации принадлежит политическим правам и свободам.
Особенности данных прав:
· в отличие от личных прав, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;
· самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;
· являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления).
Все политические права и свободы, принадлежащие как человеку, так и гражданину, пользуются равной судебной защитой, т. е. гарантируются государством, хотя по содержанию многие из них предполагают критику, инакомыслие, оппозицию правительству и прямые антиправительственные действия (демонстрации, митинги и др.).
Список использованной литературы:
1. Всеобщая декларация прав человека: Принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993.
4. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. – М.: Юристъ, 1997.
5. Федеральный Конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) «О чрезвычайном положении»: Одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об общественных объединениях»: Принят ГД ФС РФ 14.04.1995 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
7. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О системе государственной службы Российской Федерации»: Принят ГД ФС РФ 25.04.2003 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
8. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: Принят ГД ФС РФ 04.06.2004 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
9. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: Принят ГД ФС РФ 21.04.2006 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
10. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. – СПб.: БГТУ, 2004.
11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
12. Кудинов О.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2005.
[1] Конституция Российской Федерации. Ст. 2. – М.: Юридическая литература, 1993.
[2] Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. – СПб.: БГТУ, 2004. – С. 202.
[3] Конституция Российской Федерации. Ч. 2 ст. 6. – М.: Юридическая литература, 1993.
[4] Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. П. 2 ст. 2 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
[5] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – С. 135.
[6] Конституция Российской Федерации. Ст. 60. – М.: Юридическая литература, 1993.
[7] Там же. Ч. 1 ст. 32.
[8] Всеобщая декларация прав человека: Принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН Ч. 1 ст. 21 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
[9] Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Ст. 25 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
[10] Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. – М.: Юристъ, 1997. – С. 247.
[11] Конституция Российской Федерации. Ч. 1 ст. 97. – М.: Юридическая литература, 1993.
[12] Там же. Ч. 2 ст. 81.
[13] Конституция Российской Федерации. Ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 26, ст. 28. – М.: Юридическая литература, 1993.
[14] Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О системе государственной службы Российской Федерации»: Принят ГД ФС РФ 25.04.2003. Ч. 1 ст. 3 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».