Файл: Коммуникативные технологии современных сект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что в наши дни коммуникации опутывают все сферы нашей жизни и нам очень важно понять от каких коммуникаций себя нужно отгородить, а каким наоборот уподобляться. Также с появлением расслоения в обществе, личность несомненно стремиться обозначить себя частью чего-то большего, будь то корпорация, небольшая группа единомышленников или же секта. Еще одна важная деталь состоит в том, что в данный период развития человечества, для человека очень важно его духовное и ментальное состояние и он готов пойти на многое, чтобы понять и всецело осознать внутреннего себя.

Понимая серьезность настоящих тенденций духовного развития личности, общество негативно относится к индивидам которые не демонстрируют свое стремление к «высшему я». Так как каждый человек на планете задавался стандартным набором философских вопросов, таких как: "В чём смысл жизни? Что есть истина?" и др. Нахождение ответов на эти вопросы предполагает поиск тех источников, которые могли бы ответить на них. Кто-то считает, что эти вопросы, не имеют ответа и потому не нуждаются в нём. Кто-то видит решение проблемы нахождения ответов на эти вопросы в мистицизме. А кто-то в религии. Вот именно на этом этапе поиска, человек наиболее уязвим в отношении вовлечения во всевозможные сомнительные духовные организации, чаще всего имеющие такую цель как денежное обогащение.

Предметом данного исследования являются современные секты.

Объектом же является коммуникативные технологии в них.

Цель заключается в исследовании коммуникативных технологий современных сект.

Понятие секты

Се́кта (от лат. secta — школа, учение, от лат. sequor — следую) — понятие, которое используется для обозначения религиозной, политической, философской или иной группы, иногда отделившейся от основного направления и противостоящей ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение. Слово «секта» изначально не несло в себе никакого негативного смысла. В классической латыни этот термин (лат. secta — «партия, школа, фракция») служил для обозначения образа мышления, образа жизни, а в более конкретном смысле — политической партии или философской школы, к которой принадлежал человек.

В Риме писатели этим словом обозначали философскую школу, державшуюся отличного от господствовавшего в то время учения или политическую партию. Так, приверженцев Антония уже Цицерон называет сектантами, а Тацит говорит о секте стоиков.


Несколько позже слово "секта" стали применять к религиозным обществам, учение которых отличалось от верований остальной массы людей. "Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами" (Деян. 11:26). Уже Плиний Младший говорит о "секте христиан", появившейся в его время среди иудеев.

В христианском истолковании понятие "секта" чрезвычайно тесно связано с понятием ереси и лжеучения (ложного учения). Длительное время слова "ересь" и "секта" рассматривались в христианском богословии как синонимы. Незначительному разграничению эти термины подверглись в Новое время, когда слово "секта" стало обозначать группу или организацию, а "ересь" - ее учение. Однако в греческом православном богословии до сегодняшнего дня в обоих значениях используется лишь слово "ересь".

Секты в современном мире.

Утверждение того, что современное сектантство является источником опасности для общества неоспоримо. Из-за этого, начиная с середины XX столетия, секты стали объектом пристального внимания не только религиоведов. Сформировавшаяся за последние десятилетия так называемая «проблема сект» стала обращать на себя внимание средств массовой информации и правоохранительных структур, политологов и социологов, психиатров и юристов, широкой общественности. В европейских странах, а также в Америке и странах Азии, а теперь уже и в России, за последние два десятилетия был запрещен целый ряд религиозных организаций, допустивших в своей деятельности либо террористические акты, либо политический экстремизм, либо продемонстрировавших всему миру, что членство в них способно причинять вред человеку, его психике, семье и окружающему обществу.

Степень научной разработанности проблемы

Как показывает анализ существующих теоретико-методологических подходов в исследованиях феномена сектантства, все попытки осмысления этой проблемы можно разделить на два основных теоретических направления - конфессиональное и внеконфессиональное.

Первое направление - конфессиональное, самое раннее, берет свое начало в богословской традиции христианской Церкви первых веков, когда осмысление иного религиозного опыта и опыта самой Церкви стало вырисовываться в качестве апологетического богословия, стремящегося защитить членов Церкви от вредных для них еретических учений. Таким образом, апологетика стала являться одним из разделов теологии, посвященной рациональной защите истинности христианского учения. Первые труды, которые по праву считаются основополагающими в


2 За период 1990-х годов были запрещены такие секты, как «Аум Синрике», «Белое Братство», «Ананда Марга», ряд сатанистскнх сект, новые религиозные движения неоязыческой ориентации. исследованиях феномена сектантства, принадлежат святому Иринею Лионскому, который в своей книге «Против ересей» (180-189 гг.) излагает основные логические опровержения против современных ему еретических учений (учение об Зонах, о Христе и Святом Духе, учение о Демиурге, ересь валентиниан). Структура изложения, даже сам стиль, продемонстрированный св. Иринеем, стал впоследствии эталоном подобного рода трудов. В последующем стали появляться творения других апологетов, среди которых наиболее значимыми можно назвать произведения Аристида, Иустина Мученика, Татиана (Тациан), Афинагора, Минуция Феликса, Тертуллиана, более поздние апологеты — Августин, Фома Аквинский и др.3 Также известны «Апологии Аугсбурсгского исповедания» Филиппа Меланхтона, сочинения кардинала Беллармино и многие другие. Более подробное изложение истории апологетической мысли не входит в рамки нашего исследования, однако стоит отметить, что христианская апологетическая мысль оказала несравненное влияние в формировании взгляда на феномен сектантства в светском религиоведении.

Ко второму, внеконфессиональному направлению, в исследованиях сектантства относятся труды Макса Вебера, который одним из первых среди светских ученых обратил пристальное внимание на этот феномен и на ту его особенность, что секты в принципе могут и в значительной степени влияют на формирование мировоззрения современного общества. Макс Вебер1 (1905г.) является родоначальником академического изучения сект благодаря своему исследованию протестантизма в Северной Америке. Вслед за Вебером немецкий исследователь религии Эрнст Трельч (1908г.) также видит необходимость сравнительного анализа понятий «церковь» и «секта»

При этом для всех сект свойственен:

1. молодой исторический возраст;

2. преувеличенное представление о личности лидера, с которого только и начинается история секты;

3. доктринальный конфликт с христианством как следствие отрицания христианского вероучения.

Также следует отметить различия сект и инославия. Если секты для Православия становятся принципиальным иноверием (то есть иной религией), то инославие сохраняет основные Догматы христианства, не подвергает ревизии его вероучительный стержень.

Признаки секты


Каковы же характерные признаки секты? Нужно знать ответ на этот вопрос, дабы распознать секту, маскирующуюся, например, под культурное, образовательное, благотворительное или лечебное учреждение. Секты характеризуются следующими признаками:

Религиозный маркетинг. Секта всегда занята религиозным маркетингом, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг - это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама. Это и назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями ("изучение Библии" - секта Муна, иеговисты; "изучение английского языка" - мормоны; "собрание всех, кто обеспокоен судьбой России" - рериховское движение, секта "Святая Русь"; "фестивали и семинары по вопросам семейной жизни" - секта Муна, "психологический тренинг, разрешение проблем общения" - секта сайентологии; "воспитание детей, благотворительные концерты" - секта "Семья"; "семинары по вопросам педагогики и медицины" - секты Акбашева). Это и частая мимикрия под Православие с использованием православных символов псевдохристианскими течениями, рериховским движением (например, "Духовный центр им. Сергия Радонежского") и экстрасенсами, адептами движения New Age.

В 1980 году профессора Вашингтонского университета Ричард Старки и Уильям Беинбриджъ выделяют четыре фактора, формирующих напряженность между сектой и обществом: а) различие-неприятие норм, правил и стандартов общества, вера в чужеродные для общества доктрины; б) антагонизм - наличие претензий на собственную исключительность, неповторимость, сильное стремление к спасению внешнего погибающего мира, сочетающееся с боязнью попасть под его влияние; в) отделение — социальная изоляция членов и руководства группы от общения с внешними людьми. г) отвержение - неприятие, недоброжелательное отношение со стороны рядовых членов общества по отношению к группе. 

В продолжение развития этого видения проблемы в 1972 году Колин Кэмпбэлл6 предложил теорию, которая демонстрировала объяснение столь бурного роста числа новых религий существованием «культовой среды», которая способствует появлению новых типов религиозности. Культ в этой теории определяется как неустойчивая по временным и качественным характеристикам религиозная группа, в которой наблюдается постоянное движение — приход новых и уход прежних адептов. В связи с этим непостоянством, но большим количеством структурных единиц, создается некая среда, которая способствует появлению такого феномена, как «нетрадиционная религиозность». В связи с введением этого понятия Кэмбэлл говорит о существовании «культовой среды», которая способствует появлению все новых и новых типов культов. Эту среду формируют учения, представления о мире, которые с позиции традиционной религиозности всегда осуждались - вера в магию, гадалок, порчу, сглаз, НЛО, астрологию и проч.


В последующем развитии теоретико-методологических подходов в исследованиях сектантства особое внимание стало уделяться именно феномену насилия, которое допускала та или иная религиозная группа, а порой и ставила возможность совершения насилия в разряд обязательного к исполнению действия.

Иерархия в сектах.

Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Например, в секте Муна существует "лестница" из многих семинаров - вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцатиоднодневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте сайентологии Рона Хаббарда человек, оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т.д. То же характерно для секты последователей "живой этики": ступенчатое посвящение в тайны "учения" по мере более активного участия в деятельности секты. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.

Непогрешимость секты и ее основателя. Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина "более свежая", чем истины всех прочих, особенно же - традиционных религий. Эти "истины" получаются сверхъестественным путем, через "откровения", видения, контакты с духами (например, Мун общался с духом, который назвался Христом и дал указание создать секту). Разумеется, все существовавшее в истории человечества до такого "счастливого озарения", объявляется ошибкой и недоразумением (в секте того же Муна сектанты должны держаться мнения о том, что их родина - именно Корея, которую осчастливил своим рождением "преподобный" Мун; для "свидетелей Иеговы" любовь к Отечеству абсурдна, и солдаты, погибшие за Родину - безумцы; рерихианцы верят, что весь мир, и Россия в частности, пребывали во тьме суеверий до того, как появилась возможность читать сочиненную Рерихами "агни-йогу"). Основатели сект - люди, наделяемые своими адептами божественными качествами, многие прямо провозглашают себя "христами": Мун, С. Тороп ("Виссарион"), М. Цвигун ("Мария Дэви"), Т.Ф. Акбашев (считает "иисусом" не только себя, но и своих учеников).