Файл: Система органов исполнительной власти (по дисциплине «Право»).pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
Для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Постановлением. Правительства от 27 мая 1996 года «О порядке создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти РФ и действуют под руководством соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Создание, реорганизация, ликвидация территориальных органов производятся с соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Те же вопросы на территории автономного округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон.
Что касается органов исполнительной власти субъектов федерации, то они, согласно ст. 11 Конституции, образуются самими субъектами федерации – республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами. Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство, другие субъекты федерации – уставы и законодательства.
Субъекты федерации сами определяют правовое положение своих органов исполнительной власти. До принятия таких актов эти органы руководствуются соответствующими федеральными актами.
В системе органов исполнительной власти субъектов федерации нет единообразия: имеются президенты, главы субъектов Федерации или главы их администраций.
Указом Президента от 3 октября 1992 года «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» установлено, что главы исполнительной власти субъектов федерации, независимо от того, назначены они или избраны, обладают полномочиями, утвержденными Конституцией и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, уставами и законами субъектов федерации, и в равной степени несут ответственность за реализацию этих полномочий. Объем полномочий главы администрации широк. Он решает многие вопросы формирования состава администрации, бюджета субъекта федерации, представительства в федеральных органах и др.
Органы исполнительной власти субъектов федерации в своей практической деятельности руководствуются Положением об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденным указом Президента от 22 октября 1993 года.
Наряду с системой органов исполнительной власти в РФ существуют различные представительства, дополняющие эту систему. Так, указом Президента от 22 августа 1991 года «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» были учреждены представительства республик при Президенте и его представительстве в республиках.
Представитель главы государства является должностным лицом, представляющим интересы Президента РФ и осуществляющим свою деятельность в регионе по его поручению. Полномочный представитель главы государства является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента.
Основные задачи полномочного представителя: содействие Президенту страны в реализации его конституционных полномочий в регионе, информирование его о политическом, социальном и экономическом положении, взаимодействии с федеральными и местными органами власти, политическими партиями и общественными организациями. Полномочные представители также призваны эффективно защищать общегосударственные интересы на всей территории страны, обеспечивать единое правовое пространство, проведение единой политики в сферах, отнесенных к ведению РФ. Указом Президента от 2 апреля 1992 года было установлено, что администрации краев и областей по согласованию с Правительством вправе учреждать представительства администраций при Правительстве. И те, и другие представительства – важные механизмы прямых и обратных связей центра и субъектов федерации, обеспечивающие целостность государственного организма России.
Порядок взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе определен специальным Положением, утвержденным Указом Президента от 13 апреля 1996 года.
Для обеспечения законопроектной деятельности Правительства образовано его Полномочное представительство в составе полномочного представителя в Государственной Думе, полномочного представителя в Совете Федерации, статс-секретарей – заместителей федеральных министров и других руководителей органов исполнительной власти. Согласно постановлению Правительства от 21 декабря 1996 года, полномочные представители участвуют в законодательной работе палат, взаимодействуют по вопросам организации законопроектной работы с полномочными представителями Президента в палатах Федерального Собрания и руководителями федеральных органов исполнительной власти.
Высшие и центральные органы исполнительной власти
Эта группа объединяет Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, министерства и ведомства.
Правительство РФ – является высшим органом государственного управления, возглавляющим систему этих органов, органом исполнительной власти.
В состав правительства входят: Председатель, первые заместители, заместители, министры, председатели государственных комитетов РФ, председатели Советов Министров в составе РФ (по должности).
Компетенция Правительства РФ, как органа правомочного решать вопросы государственного управления, отнесенные согласно Конституции и Законам Российской Федерации, к ведению Российской Федерации, охватывает все области и сферы государственного руководства.
В области экономики Правительство осуществляет управление экономическими процессами, создает условия для свободного предпринимательства, способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, организует разработку и исполнение федерального бюджета.
В социальной сфере Правительство осуществляет меры по развитию науки и техники, разрабатывает направления государственной социальной политики и правовой защищенности граждан, совершенствует систему социального обеспечения.
В правоохранительной области Правительство осуществляет меры по защите интересов, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, обеспечению государственной безопасности, охране государственных границ Российской Федерации, принимает меры по обеспечению обороноспособности страны.
В области внешних сношений правительство осуществляет руководство в этой области, в области внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.
Закон о Совете Министров закрепляет порядок взаимоотношений правительства с правительствами республик в составе РФ и его полномочия в этой области. Законодательство определяет правовой статус рабочего аппарата правительства и регламент его работы.
Организация и деятельность правительства республики в составе РФ определяется конституцией республики и соответствующими законами республики.
Вторую группу органов в центральном аппарате составляют министерства. Министерства в большинстве государств мира давно устоявшаяся, традиционная структура в системе исполнительной власти.
Министерство стоит во главе отрасли управления. Под министерством понимается руководство и аппарат министерства. Министерство вместе с подчиненными ему органами на местах, предприятиями, учреждениями составляет систему министерства.
Министерство является органом, несущим полную ответственность за руководство соответствующей отраслью. Оно наделяется в этих целях обширными полномочиями. Министерство осуществляет функции как централизованного, так и оперативного управления отраслью, причем функции централизованного управления (такие как техническое нормирование, внутриотраслевое планирование и др.) осуществляются главным образом органами, стоящими между министерством и предприятиями (учреждениями). Министр, в рамках своих полномочий, издает приказы и инструкции; такие же по наименованию акты принимаются руководителями всех организаций, входящих в систему министерства.
Министерства в современных условиях организации государственного управления в Российской Федерации различаются двух видов:
а) общегосударственные министерства – они управляют отраслями федерального масштаба и подчинения – обороны, железнодорожного транспорта, иностранных дел и другие;
б) федеральные министерства – возглавляют отрасли, находящиеся в совместном, Российской Федерации и субъектом федерации, ведении. Это большинство министерств – образования, культуры, здравоохранения и другие.
Многие министерства имеют свои органы на местах: в одних министерствах это органы централизованного подчинения (например, в системе Министерства обороны), в других – эти органы находятся в так называемом двойном подчинении, то есть кроме отраслевого подчинения еще и в подчинении местных органов, например, в системе Министерства образования, Министерства культуры и других. Перечень действующих в настоящее время министерств дан в Указе Президента РФ от 10 января 1994 г.
Следующую группу в центральном аппарате составляют ведомства. Понятие «ведомство» – собирательное, т.е. в законодательстве им обозначаются в центральном аппарате государственные комитеты РФ, комитеты РФ, федеральные службы, Российское агентство, Федеральная инспекция, Главное управление. В названии же конкретного органа слово «ведомство» отсутствует.
Каждое из образованных к настоящему времени ведомств возглавляет:
а) или группу (комплекс) отраслей хозяйственного или социально-культурного строительства, например, Комитет по металлургии, Комитет по оборонным отраслям и другие;
б) или сферу государственного управления, например, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации;
в) или отрасль государственного управления, отрасль по своим масштабам меньшую, чем министерские отрасли, например, Государственная архивная служба, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и другие. Исторически многие министерства выросли из ведомств в связи с возрастанием объема деятельности отрасли.
Ведомства можно квалифицировать и по другим основаниям, в частности, на общегосударственные, например, Государственный комитет по промышленной политике, и специальные ведомства, например, Федеральная служба геодезии и картографии и др. Это деление проводится в зависимости от роли, степени значимости сферы или отрасли управления в системе государственного управления. Общегосударственные ведомства возглавляют наиболее важные сферы и отрасли, специальные ведомства – сферы и отрасли управления с меньшим масштабом и ролью в государственном управлении.
На этой основе в законодательстве определены и различия между двумя группами ведомств. Руководители общегосударственных ведомств являются членами Правительства. Специальные же ведомства возглавляются лицами, не входящими в состав Правительства.
Порядок формирования органов исполнительной власти
Все государственные органы в РФ, включая органы управления, организованы и действуют в соответствии с принципом законности, на основе законов и подзаконных правовых актов, выполняют содержащиеся в них предписания. В связи с этим любой государственный орган формируется лишь в том случае, если создание предусмотрено действующим законодательством, т.е. он заранее учрежден и имеется, стало быть, правовое основание его реального создания. Многие государственные органы создаются на основе Конституции, другие формируются на основе иных законодательных актов (объединения, некоторые ведомства).
Формирование органа государственного управления включает подготовку и решение следующих вопросов: установление наименование органа; разработка и утверждение его компетенции; разработка и утверждение в установленном порядке организационной структуры и штатов; назначение (зачисление, избрание, прием по конкурсу) личного состава – государственных служащих; определение источников финансирования, сроков полномочия и территориальных масштабов (границ) деятельности. В выполнении всех указанных действий заключается процесс формирования органов управления.