Файл: Последствия крупных аварий на АЭС.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 547

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

После сильнейшего землетрясения и цунами, произошедших в Японии чуть более двух лет назад, название японской префектуры Фукусима стало словом нарицательным. Авария на АЭС «Фукусима-1» вызвала не только утечку радиации, но и отказ целых стран от атомной энергетики. В марте 2013 года на АЭС «Фукусима-1» снова возникли проблемы. АиФ. ru вспоминает историю вопроса.

Авария на АЭС Фукусима-1 - крупная радиационная авария (по заявлению японских официальных лиц - 7-го уровня по шкале INES), произошедшая 11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами. Землетрясение и удар цунами вывели из строя внешние средства электроснабжения и резервные дизельные генераторы, что явилось причиной неработоспособности всех систем нормального и аварийного охлаждения и привело к расплавлению активной зоны реакторов на энергоблоках 1, 2 и 3 в первые дни развития аварии.

Землетрясение и авария

Чуть более двух лет назад, 11 марта 2011 года, в Тихом океане у восточного побережья Японии произошло землетрясение магнитудой от 9, 0 до 9, 1. Это землетрясение стало сильнейшим в истории страны и вызвало огромное цунами, которое буквально смывало дома и автомобили. Максимальная высота волны составила 40, 5 метров. В результате погибли и пропали без вести более 20 тысяч человек.

Практически сразу после землетрясения и цунами на АЭС «Фукусима-1» произошла авария. Работающие реакторы были отключены, однако после этого внешнее электропитание пропало. Волна затопила резервные дизельные генераторы, в результате чего вышла из строя система охлаждения реакторов на энергоблоках 1, 2 и 3. Произошло расплавление активных зон этих реакторов.

В результате парациркониевой реакции между цирконием и водяным паром выделился водород, который привёл к серии взрывов и разрушению зданий, где были расположены реакторы.

На 5 и 6 энергоблоках аварии не произошло, поскольку там сохранился дизельный генератор, с помощью которого удалось охладить два реактора и два бассейна отработанного ядерного топлива.

Во время ликвидации аварии правительство премьера Японии Наото Кана активно вмешивалось в этот процесс. Согласно обнародованному в 2012 году докладу независимой экспертной комиссии, правительство действовало неэффективно и давало ненужные указания, тормозящие ликвидацию аварии.


Последствия аварии и радиоактивное загрязнение

В результате аварии на АЭС «Фукусима-1» в атмосферу и океан попали радиоактивные элементы, в частности йод 131 (имеет очень короткий период полураспада) и цезий 137 (имеет период полураспада 30 лет). На промплощадке станции также было обнаружено незначительное количество плутония.

Общий объём выбросов радионуклидов составил 20% от выбросов после Чернобыльской аварии. Население 30-километровой зоны вокруг АЭС было эвакуировано. Площадь заражённых земель, подлежащих дезактивации, составляет 3% территории Японии.

Радиоактивные вещества были обнаружены в питьевой воде и продуктах питания не только в самой префектуре Фукусима, но и в других районах страны. Многие страны, в том числе и Россия, запретили ввоз японских продуктов и «фонящих» радиоактивных машин.

Впервые после Чернобыльской аварии атомной энергетике был нанесён серьёзный удар. Мировое сообщество вновь задумалось о том, может ли атомная энергетика быть безопасной. Многие страны заморозили свои проекты в этой отрасли, а Германия и вовсе заявила, что к 2022 году отключит последнюю АЭС и будет развивать альтернативные источники электроэнергии.

Психологические последствия

Психологические последствия для здоровья людей после аварии год назад на японской АЭС «Фукусима» оказались серьезнее, чем влияние радиации. В этом уверены российские ученые, которые советуют лечить страхи, предоставляя полную и достоверную информацию.

«Если говорить про пострадавших от радиации после аварии на Фукусиме, то таких в Японии ни среди персонала, ни среди населения нет», - заявил корр. ИТАР-ТАСС заместитель директора по научной работе и координации перспективных разработок Института безопасного развития атомной энергетики /ИБРАЭ/ РАН Рафаэль Арутюнян.

Сославшись на анализ и прогноз радиационной обстановки, он заверил, что «нет причин говорить о каких-либо вредных воздействиях на здоровье». «Людей, которые облучены в опасных дозах, нет», - подчеркнул специалист.

Арутюнян напомнил о выбросах радиоактивных веществ из трех реакторов «Фукусимы», но он категорически отказывается сравнивать японскую аварию и трагедию на Чернобыльской АЭС в 1986 году. «Эти выбросы /на „Фукусиме“/ были на порядок - в 10 раз меньше», - подчеркнул ученый. По его словам, «отличие этой аварии от чернобыльской существенно: в Чернобыле в результате действий персонала был разгон и взрыв реактора, в Японии же, несмотря на потери функции охлаждения, все реакторы были заглушены, цепная реакция была остановлена полностью».


Он также раскритиковал используемую шкалу INES для оценки аварии, поскольку «она оказалась недостаточно ясной, не учитывает, какие именно выбросы были и какие дозы население получило или получит». По этой шкале авария на «Фукусиме» отнесена к седьмому уровню.

«Есть диссонанс в оценке последствий аварии на АЭС и землетрясения. Ведь от цунами погибли более 20 тысяч человек, а от радиации от аварии на „Фукусиме“ - ноль», - отметил Арутюнян. «В Японии, несмотря на то, что повреждены были четыре блока, были выбросы, никаких сколько-либо значимых радиологических последствий не было. И это неслучайно, потому что даже при таких авариях АЭС рассчитаны на то, чтобы не было тяжелых последствий, значимых для населения», - уверен специалист.

«Для населения в ситуации радиационной аварии правдивая информация о ней важна, как воздух. Радиация не дана человеку в прямом ощущении: все, что человек знает о радиации - это показания приборов, умозрительные заключения о ней и иная информация», - констатировала заведующая лабораторией мониторинга здоровья Санкт-Петербургского научно-исследовательского института радиационной гигиены Ирина Зыкова.

«Для здорового человека дополнительное облучение в малых и сверхмалых дозах практически не имеет никаких последствий для здоровья; организм даже не замечает такого дополнительного воздействия», - заявила она. При этом Зыкова подчеркивает: «Длительное состояние тревоги за свое здоровье, за свою жизнь, ощущение постоянной опасности не только снижает качество жизни человека, но отрицательно влияет на его здоровье. Целый ряд заболеваний сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, онкологических заболеваний так и классифицированы - „стресс- зависимые“.

Специалист считает, что «в настоящее время состояние радиотревожности в виде повышения оценки опасности радиации для здоровья имеется у части населения, особенно у тех, кто не имеет научно-обоснованного представления об опасности радиации, причем вне зависимости от наличия или отсутствия ситуации радиационной аварии». Зыкова уточнила, что через год после «Фукусимы» «для населения российского Дальнего Востока психологические последствия малозначимы».

По ее мнению, «важнейшее условие аварийного информирования - это доверие человека к источнику информации». «По форме это должна быть непротиворечивая и ясно изложенная информация. Обязательно надо давать информацию из нескольких источников», - советует ученый, добавляя, что «в наше время утаить от человека информацию невозможно».


Кандидат психологических наук, специалист по экстремальной и спортивной психологии Игорь Пахомов похвалил российских атомщиков, которые «не обладая всей полнотой информации, давали четкие и безошибочные прогнозы, которые после этого подтверждались правительственными комиссиями Японии, работающими над анализом событий более полугода». «Профессиональные действия специалистов - своевременная информация, проведение замеров и экспедиций - позволили предотвратить панику среди населения Дальнего Востока», - подчеркнул он.

По его оценке, «паника, нагнетание страхов среди населения, особенно живущего на Дальнем Востоке, были бы в данном случае опаснее для здоровья, нежели последствия аварии». «Причиной возникновения панических настроений и аффективных реакций при экстремальных ситуациях является эффект неожиданности, неизвестности и неспособность людей грамотно реагировать в сложившихся обстоятельствах. Поэтому во избежание любых панических настроений необходимо было как можно раньше предупреждать население о возможных или уже имеющих место угрозах и рисках, а также давать грамотные и четкие руководства к действию», - убежден специалист. Он отметил, что действия госкорпорации «Росатом» были именно такими.

Замдиректора ИБРАЭ подчеркнул, что причина аварии на «Фукусиме» оказалась «вполне тривиальна - проект не учитывал особенностей размещения площадки АЭС и возможности 9-балльного землетрясения и цунами». «Землетрясение АЭС выдержала, а вот того факта, что вода может залить важные системы, японцы не учли. Будь дизель-генераторы на 12 метров выше, то и не было бы этой аварии», - сказал Арутюнян. По его словам, такая проблема либо легко решается инженерами, либо государство должно запретить строительство АЭС на подобных сейсмоопасных площадках. Специалист заверил, что российские требования к размещению АЭС «крайне строги», но считает что в других странах их следует ужесточить.

Нынешние российские системы безопасности АЭС дублируются. В проектах третьего поколения и поколения „три плюс“ кроме полной устойчивости к внешним воздействиям /землетрясений, падений 400-тонных самолетов/ предусмотрены пассивные системы защиты. Они позволяют обеспечивать не только функцию остановки станции, но и охлаждения активных зон в пассивном режиме, то есть без участия персонала.