Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 13
Также в мышление выделяются рациональное и интуитивное.
Рациональными являются виды и формы мышления, четко следующие логическим связям и ведущие к определенной цели без учета чувственной сферы. Отбрасывается сфера желаний, импульсов, предчувствий, переживаний и впечатлений. Если сложная ситуация погружает человека в бурю эмоций, он может взять себя в руки благодаря рациональному способу мышления. Рациональное мышление дает только четкие и беспристрастные характеристики объекта из любой сферы. Личные эмоции при рациональном мышлении отсутствуют, но оно не всегда является продуктивным. Выделяют такие формы рационального мышления, как понятие, суждение, умозаключение.
Иррациональное мышление, наоборот, осуществляется при отсутствии логики, целей и взаимосвязей. Интуитивный взгляд на ситуацию – это основа образного мышления. Оно не предполагает использования анализа. Интуитивные виды и формы мышления не требуют выражения в словесной форме. Язык, пусть и мысленно, необходим в рациональной сфере, основанной на словесно-понятийной базе. Результат интуитивного мышления зависит от вложения в образ личного и смыслового содержания, что необходимо творческим людям, создающим произведения искусства.
Предикативное мышление
Мышление не всегда подчиняется логическим законам. Так, З.Фрейд описал предикативное мышление - тип нелогического мыслительного процесса. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие.
На предикативное мышление работают рекламные объявления. Человек, которые не может мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, подвергается одурачиванию пропагандой или мошеннической рекламой. Предикативное мышление представляет собой псевдологическое мышление, при котором разные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них одного общего предиката.
Критическое мышление можно развивать, для этого необходимо:
- Отличать суждения, основанные на логике, от суждений, базирующихся на эмоциях и чувствах.
- В любой полученной информации необходимо учиться видеть положительные и отрицательные стороны ("плюсы" и "минусы").
- Нужно замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.
- Не стоит спешить с выводами, если нет достаточной информации.
Важно отметить, что все виды мышления взаимосвязаны между собой, а отдельные виды могут переходить друг в друга. Например, сложно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками. Обычно у человека задействованы все виды мышления, однако один вид может преобладать.
Заключение
В заключение можно сказать, что мышление в своем проявление, это сложная структура, которая на деле ее использования практически не заметная, но именно эта структура, благодаря которой мы можем оценивать свои действия и действия окружающих. Благодаря пониманию того, что такое мышление в общем и как оно проявляется в жизни, мы можем судить о том, что мысль первоначальная, переросшая в идея или цепочку мыслительных операций, становится полноценной, когда человек подходит осознанно к ее существу.
Да, мы говорили о том, что существует иррациональное мышление и предикативное мышление, но это можно сказать некие особенности человека, ведь человек – это не только существо мыслящее, а также существо эмоциональное, который подвержен давлению с разных сторон и иногда некоторые его действия и мысли нельзя объяснить с позиции логики. Например, у людей часто бывает, когда ты их спрашиваешь «зачем тебе это?» или «почему ты считаешь так?», то в ответ можно услышать «ну потому, что я хочу» или «ну а как иначе, если не так» и т.п.
В итоге цель и задачи, поставленные мною были разобраны и подтверждены. Без мышления человек не может существовать, так как с появлением homo sapiens, в нас закладывается разум, который дает нам возможность думать, размышлять, мыслить и понимать то, что нам говорят и о чем нам самим стоит говорить.
Список литературы
-
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. С. 377.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. С. 378.
- Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. -- М., 1977. С. 131—210; С. 211--241.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. -- М., 1972. (Проблема обобщения в обучении: 10--27. Критический анализ эмпирической теории мышления: 79--111, 186--247. Диалектико-материалистическая теория мышления: 248--331.)
- Тихомиров O.K. Психология мышления. -- М., 1984. (Виды мышления: 7--10. Развитие мышления: 211--231. Теории мышления: 232-254.)
- Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. -- М., 1983. (Мышление. Определение и виды: 6--34. Проблемная ситуация. Виды проблемности: 34-- 44, 52--70. Прогнозирование: 44--52.)
- Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. -- М., 1989. (Язык как средство мышления и общения: 50-- 112.)
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -- М., 1986. (Теоретическое мышление: 118--132.)